Ученый-антрополог,
разработавший метод восстановления внешности человека по форме черепа,
Михаил Михайлович Герасимов. Фото Владимир Минкевич
Реконструкция лица по черепу — одно из отечественных ноу-хау, которыми пользуется весь мир
От жертвы недавнего преступления до древнего неандертальца: общая форма черепа и тонкие детали его строения способны многое сказать о прижизненном облике его обладателя. В 30-х годах прошлого века эта работа была поставлена на рельсы точного научного обоснования и стала применяться и в криминалистике, и в археологии, и в антропологии — как в России, так и за рубежом.
Благодаря этому мы достаточно точно представляем себе, как выглядели и наши доисторические предки и значительные исторические деятели, такие, как Иван Грозный и Тамерлан, Ярослав Мудрый и кроманьонцы, обитавшие близ современного Владимира.
Научные основы метода заложил великий советский исследователь Михаил Герасимов, преемственность школы которого сохраняется и до наших дней. Мы поговорили с представителем «третьего поколения» специалистов по реконструкции Равилем Галеевым, сотрудником лаборатории пластической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН.
— Где методики восстановления лица по черепу находят применение чаще: в исторической антропологии или в криминалистике?
—
Конечно, в криминалистике, хотя изначально методика создавалась
антропологами, да и из криминалистики она понемногу вытесняется
генетическими подходами.
Ключевая фигура здесь — это Михаил Михайлович Герасимов, который первым подвел под эту работу достаточно строгие научные основы. Реконструировать лицо по черепу неоднократно пробовали и до него, но Герасимов первым сделал метод точным, подтвердил, что он действительно работает. И уже после Герасимова метод разошелся на два несколько отличающихся направления: одно — криминалистическое, другое — восстановление облика исторических лиц.
До сих пор все, кто в России занимается реконструкцией облика по черепу, так или иначе связаны с Герасимовым. Собственные школы основали все его знаменитые ученики и последователи — и Галина Вячеславовна Лебединская, и Елизавета Валентиновна Веселовская, и Сергей Алексеевич Никитин, который сегодня является главным специалистом в области криминалистической реконструкции. Впрочем, работает он и в области исторической реконструкции — среди самых известных его работ можно назвать восстановление облика «кремлевских жен», московских цариц и великих княгинь, останки которых хранятся в Архангельском соборе, — Софии Палеолог, Елены Глинской, Ирины Годуновой и т.д.
Ключевая фигура здесь — это Михаил Михайлович Герасимов, который первым подвел под эту работу достаточно строгие научные основы. Реконструировать лицо по черепу неоднократно пробовали и до него, но Герасимов первым сделал метод точным, подтвердил, что он действительно работает. И уже после Герасимова метод разошелся на два несколько отличающихся направления: одно — криминалистическое, другое — восстановление облика исторических лиц.
До сих пор все, кто в России занимается реконструкцией облика по черепу, так или иначе связаны с Герасимовым. Собственные школы основали все его знаменитые ученики и последователи — и Галина Вячеславовна Лебединская, и Елизавета Валентиновна Веселовская, и Сергей Алексеевич Никитин, который сегодня является главным специалистом в области криминалистической реконструкции. Впрочем, работает он и в области исторической реконструкции — среди самых известных его работ можно назвать восстановление облика «кремлевских жен», московских цариц и великих княгинь, останки которых хранятся в Архангельском соборе, — Софии Палеолог, Елены Глинской, Ирины Годуновой и т.д.
—
Насколько надежны эти методы? Действительно ли реконструированное по
черепу лицо достаточно точно и достоверно, чтобы человека можно было
опознать?
— В
целом, конечно, это работает. Но опознание — вещь сложная и зависит от
многих факторов. Можно упомянуть, что чем больше возраст человека, тем
сложнее реконструировать его облик. Процессы старения сопровождаются
оседанием, провисанием мягких тканей, накоплением морщин — эти изменения
прогнозировать и устанавливать по особенностям строения черепа
достаточно сложно. Но чем моложе человек, тем проще такая работа.
Скульптурный портрет царя Ивана Грозного. Фото: Михаил Успенский |
Интересно, что, по наблюдению того же Сергея Никитина, лучше всего
опознание реконструированного облика проводят дальние родственники,
помнящие статику лица. Близкого человека мы запоминаем во множестве
деталей: как он улыбается и смеется, как ест, как меняются его глаза в
том или ином настроении, как он щурится, а лицо как таковое мы, как
правило, не замечаем. Исключение составляют разве что люди, которые
«занимаются» лицами профессионально: художники, антропологи, фотографы и
т.п. Поэтому близкие родственники опознают лицо по реконструкции хуже,
чем дальние.
Впрочем, в реальной практике чаще всего опознание в криминалистике производят сами оперативные работники, сравнивая фоторобот, подготовленный на основе реконструкции лица неопознанного черепа, с фотографиями из картотеки людей, объявленных пропавшими.
Стоит сказать, что и черепа бывают «сложные» и «простые». Если у человека достаточно выраженных индивидуальных характеристик — кривой нос, асимметричное лицо, сломанная челюсть, отсутствие видимых зубов, высокий лоб и т.п. — опознание его будет достаточно простым. Но существуют и лица, словно похожие на всех одновременно, лица обычные, незапоминающиеся — и тогда восстановление и последующее опознание могут представлять большую сложность.
Впрочем, в реальной практике чаще всего опознание в криминалистике производят сами оперативные работники, сравнивая фоторобот, подготовленный на основе реконструкции лица неопознанного черепа, с фотографиями из картотеки людей, объявленных пропавшими.
Стоит сказать, что и черепа бывают «сложные» и «простые». Если у человека достаточно выраженных индивидуальных характеристик — кривой нос, асимметричное лицо, сломанная челюсть, отсутствие видимых зубов, высокий лоб и т.п. — опознание его будет достаточно простым. Но существуют и лица, словно похожие на всех одновременно, лица обычные, незапоминающиеся — и тогда восстановление и последующее опознание могут представлять большую сложность.
— Чем отличается работа по реконструкции для криминалистики от работы с историческими лицами?
— Первые
этапы и там, и там совершенно одинаковы, но в случае исторических лиц
все должно завершаться очень сложным и длительным этапом стилизации
облика. Например, лицо Ильи Муромца, восстановлением которого занимался
Сергей Никитин, необходимо включить в исторический контекст, сделать
объект, подходящий для конечного потребителя информации — не
оперативника, проводящего опознание, а историка, простого человека,
который будет рассматривать реконструкцию в более общем контексте.
В музее смотреть на фоторобот никому не интересно, поэтому реконструированный исторический персонаж должен иметь все соответствующие «аксессуары» своей исторической эпохи — борода, одежда, украшения и т.п. Он должен быть живым, и в этом заключается, пожалуй, главная сложность исторической реконструкции. Эта работа — уже во многом работа скульптора, хотя и занимаются ею те же люди, что проводят восстановление лица.
В музее смотреть на фоторобот никому не интересно, поэтому реконструированный исторический персонаж должен иметь все соответствующие «аксессуары» своей исторической эпохи — борода, одежда, украшения и т.п. Он должен быть живым, и в этом заключается, пожалуй, главная сложность исторической реконструкции. Эта работа — уже во многом работа скульптора, хотя и занимаются ею те же люди, что проводят восстановление лица.
—
Сколько времени занимает весь процесс? Ведь если восстановление лица
постоянно требуется в криминалистике, такая работа должна быть
поставлена на поток и производиться как можно быстрее...
— В
криминалистике конечный результат не требует пластической, скульптурной
реконструкции. Здесь требуется лишь графическое изображение, которое
можно нарисовать и от руки, и с помощью специализированных программ —
кстати, выросших из программ для 3D-моделирования персонажей для
анимации. У опытного специалиста эта работа может занять от одного до
пяти дней.
Если же речь идет о другом направлении, о восстановлении исторических лиц — как это проделал Герасимов с Тамерланом или Иваном Грозным, — если требуется уже пластическая реконструкция, то процесс может растянуться и на месяц, и на год, и даже на большее время. Это творческая работа, и предсказать срок ее выполнения очень трудно. Немало времени может уйти на реставрацию и подготовку черепа, реконструкцию отсутствующих частей.
Если же речь идет о другом направлении, о восстановлении исторических лиц — как это проделал Герасимов с Тамерланом или Иваном Грозным, — если требуется уже пластическая реконструкция, то процесс может растянуться и на месяц, и на год, и даже на большее время. Это творческая работа, и предсказать срок ее выполнения очень трудно. Немало времени может уйти на реставрацию и подготовку черепа, реконструкцию отсутствующих частей.
—
Вы сказали, что изменение кожи лица с возрастом, образование морщин и
т.п. создает серьезные трудности при реконструкции. На тонкое строение
костей черепа они не оказывают никакого влияния?
— Увы,
нет. У многих людей накапливаются морщины из-за личных привычек —
например, щуриться из-за близорукости — или особенностей профессии.
Например, у людей «речевых» занятий (дикторов, преподавателей,
переводчиков) меняется кожа вокруг губ. Большой вклад в эти процессы
вносит и этническая принадлежность человека. Так, у некоторых
среднеазиатских народов образование морщин идет особенно интенсивно, а у
жителей Вьетнама, наоборот, кожа дольше сохраняет упругость.
Вообще у людей разного антропологического типа процессы старения идут с разной интенсивностью, что по-разному отражается и на лице. Происходит провисание кожи, появляются мешки, опускается и заостряется кончик носа — все это приходится тщательно прогнозировать на черепе, с учетом многих аспектов. Поэтому наша работа нередко представляет собой нечто вроде пластической хирургии наоборот: там морщины удаляют, а мы — накладываем.
Вообще у людей разного антропологического типа процессы старения идут с разной интенсивностью, что по-разному отражается и на лице. Происходит провисание кожи, появляются мешки, опускается и заостряется кончик носа — все это приходится тщательно прогнозировать на черепе, с учетом многих аспектов. Поэтому наша работа нередко представляет собой нечто вроде пластической хирургии наоборот: там морщины удаляют, а мы — накладываем.
— Складывается впечатление, что такая работа — больше искусство, нежели наука...
— Первая
часть — чистая наука. Это метод Герасимова, это накладывание точек,
промеры, паспортизация. Все делается строго по методике. Вторая часть,
скульптурная, — это уже действительно в некотором роде искусство, но
искусство в определенных рамках. Допустим, вы накладываете морщины,
определяете форму носа, открытость глаз — тут во многом нужно
чувствовать предмет. При этом вы не можете выходить из неких средних
значений, которые определяются тем же исходным черепом и нашими научными
знаниями о предмете.
Это небольшие творческие манипуляции, позволяющие оживить лицо, при этом не выходя за рамки точной информации. Впрочем, это касается лишь исторической реконструкции, а криминалистическая остается вполне точной и выверенной процедурой. В ней любое творчество и «оживление» — дело ненужное и даже в чем-то вредное; лицо лучше делать статичным, чтобы облегчить опознание.
Это небольшие творческие манипуляции, позволяющие оживить лицо, при этом не выходя за рамки точной информации. Впрочем, это касается лишь исторической реконструкции, а криминалистическая остается вполне точной и выверенной процедурой. В ней любое творчество и «оживление» — дело ненужное и даже в чем-то вредное; лицо лучше делать статичным, чтобы облегчить опознание.
Восстановления внешнего облика человека по костным останкам. Бюро судебно-медицинской экспертизы Главного управления здравоохранения Москвы. Фото: Сергей Субботин |
— Раз уж
снова всплыло имя Герасимова, то насколько его оригинальная методика
используется в наши дни? Насколько усовершенствовалась она с появлением
новых знаний и инструментов?
— Понятно, что момента, когда Герасимов заложил научные основы — а он работал в середине ХХ века, прошло немало времени, и методика во многом усовершенствовалась. Но основа ее осталась прежней.
Герасимов задал базис, за годы работы он выяснил вариабельность распределения толщины кожных покровов на разных участках головы и определил направления дальнейших поисков. Но и после него была проведена большая работа — некоторые вещи Герасимов делал по наитию, и впоследствии их научно обосновали его ученики. Важные вопросы по толщине кожи уточнили Лебединская и ее ученица Веселовская, Никитин провел большую работу по методам восстановления носа... За рубежом в этих вопросах пошли своим путем.
Вообще западными исследователями используется более ранняя герасимовская методика: на черепе размещаются реперы, на которых помечают соответствующую той или иной части толщину кожных покровов, и уже затем накладывают моделирующий материал. Мы действуем по-другому, накладывая моделирующую сетку из пластилиновых гребней заданной толщины, а кроме того, не моделируем мышцы, которые не имеют прикреплений к черепу, — в Европе и США это делают. Не совсем понимаю, зачем: это лишь вносит в моделирование дополнительную неопределенность и неточность.
Очень заметный прогресс произошел благодаря появлению технологий ультразвукового сканирования и томографии. Почти исчезла необходимость в сложной, трудоемкой и не самой приятной процедуре препарирования. Сегодня трудно представить, насколько громадная работа была проделана Герасимовым, который делал это собственными руками, скальпелем и хирургической пилой, в моргах. Ведь после смерти мягкие ткани быстро видоизменяются, и приходилось препарировать достаточно свежие трупы — и для Герасимова, как для всякого нормального человека, это было очень непросто.
С другой стороны, по моему опыту, в этой области всегда лучше аналоговые данные, чем цифровые, — всегда лучше все «видеть руками». Ведь и врачам одна операция на сердце дает больше практических знаний и опыта, чем изучение десятков 3D-моделей этого органа. «Цифра», конечно, облегчает многие моменты, но и «ручной труд» сохраняет огромную ценность.
Да, появляются компьютерные программы — но нет такой, в которую можно было бы просто загрузить данные замеров черепа и получить на выходе готовую реконструкцию лица. Ведь данные, которыми мы оперируем, никогда не бывают абсолютными. Всевозможные размеры, толщины — это определенные вариации, от такого-то и до такого-то, и какой именно параметр выбрать в данном случае, пока что может быть определено лишь знаниями и опытом специалиста.
— Понятно, что момента, когда Герасимов заложил научные основы — а он работал в середине ХХ века, прошло немало времени, и методика во многом усовершенствовалась. Но основа ее осталась прежней.
Герасимов задал базис, за годы работы он выяснил вариабельность распределения толщины кожных покровов на разных участках головы и определил направления дальнейших поисков. Но и после него была проведена большая работа — некоторые вещи Герасимов делал по наитию, и впоследствии их научно обосновали его ученики. Важные вопросы по толщине кожи уточнили Лебединская и ее ученица Веселовская, Никитин провел большую работу по методам восстановления носа... За рубежом в этих вопросах пошли своим путем.
Вообще западными исследователями используется более ранняя герасимовская методика: на черепе размещаются реперы, на которых помечают соответствующую той или иной части толщину кожных покровов, и уже затем накладывают моделирующий материал. Мы действуем по-другому, накладывая моделирующую сетку из пластилиновых гребней заданной толщины, а кроме того, не моделируем мышцы, которые не имеют прикреплений к черепу, — в Европе и США это делают. Не совсем понимаю, зачем: это лишь вносит в моделирование дополнительную неопределенность и неточность.
Очень заметный прогресс произошел благодаря появлению технологий ультразвукового сканирования и томографии. Почти исчезла необходимость в сложной, трудоемкой и не самой приятной процедуре препарирования. Сегодня трудно представить, насколько громадная работа была проделана Герасимовым, который делал это собственными руками, скальпелем и хирургической пилой, в моргах. Ведь после смерти мягкие ткани быстро видоизменяются, и приходилось препарировать достаточно свежие трупы — и для Герасимова, как для всякого нормального человека, это было очень непросто.
С другой стороны, по моему опыту, в этой области всегда лучше аналоговые данные, чем цифровые, — всегда лучше все «видеть руками». Ведь и врачам одна операция на сердце дает больше практических знаний и опыта, чем изучение десятков 3D-моделей этого органа. «Цифра», конечно, облегчает многие моменты, но и «ручной труд» сохраняет огромную ценность.
Да, появляются компьютерные программы — но нет такой, в которую можно было бы просто загрузить данные замеров черепа и получить на выходе готовую реконструкцию лица. Ведь данные, которыми мы оперируем, никогда не бывают абсолютными. Всевозможные размеры, толщины — это определенные вариации, от такого-то и до такого-то, и какой именно параметр выбрать в данном случае, пока что может быть определено лишь знаниями и опытом специалиста.
—
В связи с появлением новых технологий не утратит ли метод
востребованность? Вы упомянули о том, что из криминалистики его
вытесняют техники ДНК-анализа — не сократится ли область применения
метода до одной лишь исторической реконструкции?..
— В нашей
стране генетические методы в криминалистике лишь начинают входить в
полноценную практику. Ведь для них нужная обширная и полная база данных
ДНК, а она до сих пор не собрана. Поэтому вы можете забрать генетический
материал из останков — но что с ним потом делать? Сравнивать не с чем.
Тут как раз и может пригодиться реконструкция. Она позволяет сузить круг
поиска, скажем, с десятков тысяч до просто десятков — и тогда уже
перейти к генетическим методам. Вытеснение происходит, но достаточно
медленно, и в ближайшей перспективе это вряд ли произойдет.
— Вообще как много в России специалистов, профессионально занимающихся реконструкцией лиц по черепу?
—
Представителей нашей, герасимовской школы, думаю, несколько десятков,
работающих в разных лабораториях и группах. Но вообще практически при
любом судебно-медицинском центре числится такой специалист.
—
Но как быть, если речь идет о восстановлении облика неандертальцев,
австралопитеков и других?.. Мы ведь вообще не имеем никаких прямых
данных об их мягких тканях — как проводится их реконструкция?
—
Действительно, это вопрос очень непростой. Все данные, которыми мы можем
оперировать, относятся лишь к нашему виду, Homo sapiens. По понятным
причинам никто и никогда не проводил вивисекцию Homo neanderthalensis,
вымерших десятки тысяч лет назад, и если речь идет о реконструкции их
облика по черепу, мы прежде всего вынуждены отталкиваться от информации,
касающейся нашего вида и других человекообразных приматов.
С другой стороны, работать с неандертальцами по-своему проще. Говорят же, что для европейца все китайцы похожи один на другого. То же самое и здесь: мы не можем восстановить облик неандертальца в точности таким, каким он был при жизни. Но процентов на 90 реконструкция будет верной — и если бы вы увидели живого неандертальца, то, зная нашу реконструкцию, поняли бы, что это именно неандерталец.
Может быть, какие-то персональные особенности мы упускаем, но все основные черты передаются достаточно верно. Отсутствие подбородочного выступа, сильно выраженные надбровные дуги, мощные скулы и нижняя челюсть, шиньонообразный затылок, низкий покатый лоб — этих элементов вполне достаточно, чтобы увидеть настоящий облик. Череп задает основные пропорции лица, этого хватает.
С другой стороны, работать с неандертальцами по-своему проще. Говорят же, что для европейца все китайцы похожи один на другого. То же самое и здесь: мы не можем восстановить облик неандертальца в точности таким, каким он был при жизни. Но процентов на 90 реконструкция будет верной — и если бы вы увидели живого неандертальца, то, зная нашу реконструкцию, поняли бы, что это именно неандерталец.
Может быть, какие-то персональные особенности мы упускаем, но все основные черты передаются достаточно верно. Отсутствие подбородочного выступа, сильно выраженные надбровные дуги, мощные скулы и нижняя челюсть, шиньонообразный затылок, низкий покатый лоб — этих элементов вполне достаточно, чтобы увидеть настоящий облик. Череп задает основные пропорции лица, этого хватает.
Скульптурные портреты жившего около 35 тысяч лет назад мальчика с Крымского полуострова (слева) и неандертальца (справа). Фото: Борис Кауфман |
—
Давайте взглянем на проблему реконструкции облика несколько шире — не
только на восстановление лица по черепу, но и восстановление остальных
частей по скелету. Насколько отличны или близки две эти задачи?
— С телом
все, на мой взгляд, намного проще. Тело достаточно точно задается
скелетом: шея определяется кивательной мышцей, а она — соответствующими
местами креплений; ширина плеч — ключицами и плечевыми костями. Тот же
Михаил Герасимов, восстанавливая облик Ивана Грозного, смонтировал и
кости скелета, включая ключицы, плечевой пояс, специфическую
бочкообразную грудную клетку и т.д.
С черепом и лицом на самом деле все намного труднее. Здесь с той же уверенностью и быстротой мы можем выделить лишь некоторые участки. Скажем, верхняя часть и лоб, контур головы и овал лица — тут трудно ошибиться. Спинка носа, носогубная складка, подбородок и все, что расположено под нижней губой, высота и ширина самих губ тоже достаточно легко восстанавливаются исходя из особенностей черепа.
Зато большую сложность представляют собой нижняя часть носа и глаза: их размер, разрез, глубина залегания — все это поддается реконструкции с большим трудом. Уши восстанавливают во многом по портретным канонам, располагая их в местах ушных отверстий на черепе и беря размеры, известные живописцам — высота уха совпадает с высотой носа.
С черепом и лицом на самом деле все намного труднее. Здесь с той же уверенностью и быстротой мы можем выделить лишь некоторые участки. Скажем, верхняя часть и лоб, контур головы и овал лица — тут трудно ошибиться. Спинка носа, носогубная складка, подбородок и все, что расположено под нижней губой, высота и ширина самих губ тоже достаточно легко восстанавливаются исходя из особенностей черепа.
Зато большую сложность представляют собой нижняя часть носа и глаза: их размер, разрез, глубина залегания — все это поддается реконструкции с большим трудом. Уши восстанавливают во многом по портретным канонам, располагая их в местах ушных отверстий на черепе и беря размеры, известные живописцам — высота уха совпадает с высотой носа.
— Расскажите, пожалуйста, о самых интересных реконструкциях, в работе над которыми вам довелось участвовать.
— Опыт у
меня, конечно, большой, но над известными историческими персонажами
работать я пока что и сам бы не взялся, для этого требуется быть уже
крупным экспертом. Пожалуй, очень интересной была реконструкция
человека эпохи раннего мезолита, останки которого были обнаружены в
могильнике на Большом Оленьем острове в Мурманской области. Большая и
интересная работа была проделана при подготовке обширного альбома по
истории Иркутска, для которого мы восстанавливали облик первых
поселенцев.
Источник: РП