В начале апреля во дворце Вайн (The Vyne), некогда вдохновлявшем Джейн Остин, открылась выставка колец из собрания местного музея. Наибольшее внимание привлекает один из экспонатов выставки – загадочное кольцо II-V вв.н.э., которое, по мнению историков, могло послужить прототипом для знаменитого Кольца Всевластия в книгах Дж.Р.Р. Толкина. Экспонируется кольцо в особой освещенной прожекторами секции на возвышении, что предоставляет посетителям 360-градусный обзор.
Началась эта история в 1928 году, когда археолог Роберт Эрик Мортимер Уилер и его жена Тесса Верни Уилер, приступая к раскопкам галло-римского храма в Лидни-парке (Глостершир), обратились за помощью к известному пока еще только в научных кругах Джону Рональду Руэлу Толкину, занимавшему пост профессора англо-саксонской истории и филологии в оксфордском колледже Святого Иоанна. Согласно вотивным надписям, храм был посвящён кельтскому богу Ноденсу. Однако о самом божестве было известно немного.
Римские источники утверждали, что Ноденс был божеством моря и охоты, а надписи часто сравнивали его с Марсом, Сильваном и Нептуном. Часто кельтское население Британии обращалось к Ноденсу за исцелением от болезней. По мнению Толкина, Ноденс был божеством охоты. Его исследование выявило Ноденса в образе героя ирландских саг Нуаду Серебряная Рука.
Археологи Роберт и Тесса Уилер, приступая к
раскопкам галло-римского храма в Линди-парке, обратились за помощью к
известному пока еще только в научных кругах профессору Джону Рональду
Руэлу Толкину.
Нуаду был королём Туата де Дананн («племен богини Дану») в течении
семи лет до их высадки в Ирландии. В битве при Маг Туиред против прежних
обитателей острова, народа Фир Болг, Нуаду потерял руку и в силу
ритуального запрета не смог быть королем своего народа. Ему пришлось
передать корону Бресу – принцу, в жилах которого текла кровь фоморов,
народа владевшего островом до Фир Болг.Брес сделал Туата де Дананн зависимыми от фоморов. Бог-врачеватель Диан Кехт сделал для Нуаду серебряную руку, а сын врачевателя Миах – настоящую новую руку из плоти и крови. Восстановив целостность тела, Нуаду вернул себе корону Туата де Дананн. Однако Брес поднял восстание, и во время второй битвы при Маг Туиред Нуаду был убит, но успел передать власть внуку Диана Кехта – Лугу.
Согласно сагам, Брес правил семь лет, а правление Нуаду длилось 12 лет. 19-летний промежуток между двумя битвами при Маг Туиред соответствует 19-летнему Метонову циклу повторения лунных фаз и дней солнечного года, включающего в себя 12 лет по 12 лунных месяцев (12 лет правления Нуаду) и 7 лет по 13 лунных месяцев (7 лет Бреса).
Это, а также потеря части тела и серебряная рука, позволяет говорить, что Ноденс-Нуаду был божеством Луны. В пользу этого свидетельствует и то, что сам храм представлял собой трёхчастную целлу, каждая из секций была посвящена одной из трех видимых лунных фаз. В валлийском эпосе «Мабиногион» аналогом Нуаду является среброрукий Ллуд Ллау.
Несмотря на то, что на Британских островах есть множество топонимов происходящих от его имени (*Nud / Lud), включая и Лондон (Llundein), и сам Лидни-парк, имя Ноденса-Нуаду до сих пор не имеет однозначной этимологии. По мнению С. Шкунаева оно переводится как «собиратель облаков», согласно В. Калыгину – как «дающий обновление». Версии европейских исследователей возводят происхождение его имени то к кельскому корню «приобретать, использовать»; то к готскому «ловить, завлекать в ловушку», то к древнескандинавскому «личная вещь». Возможно, что Ноденс – божество докельтского населения Британских островов и Западной Галлии.
Раскопки в Лидни-парке увлекли Толкина. Кроме собственно храма загадочного божества, требовавшего человеческих жертвоприношений, здесь были раскопаны термы и остатки домов, а вокруг были обнаружены шахты римского времени с узкими наклонными коридорами. Согласно народным легендам в них обитали гномы и карлики, причем в англо-саксонских преданиях шахты называли «холмами карликов», что вполне вероятно отразилось в образах Шира. Эти легенды увлекли Толкина.
Но самая загадочная история связана с археологическими раскопками, которые проводил в 1805 году хозяин Лидни-парка Бетхёрст, обнаруживший свинцовую таблетку с посвятительной надписью:
Divo Nodenti Silvianus annulum perdidit dimidiam partem donavit Nodenti. Inter quibus nomen Seneciani nullis permittas sanitatem donec perferant usque templum Nodentis
«Богу Ноденсу. Сильвиан потерял кольцо и даст за находку его Ноденсу половину стоимости. Из тех, кто носит имя Сенецианус, никто не будет здоров до тех пор, пока не принесет его в храм Ноденса».
Вроде бы обычное, житейское дело: некто, потеряв кольцо, подозревает конкретного человека в воровстве и решает проклясть вора. Только вот, что интересно: не стал бы человек переживать из-за потери обычного кольца, видимо, оно было настолько ценное, что прежний хозяин согласен пожертвовать храму половину стоимости кольца.
Золотое кольцо весило 12 граммов и было настолько
широким в диаметре, что обычный человек мог носить его только поверх
очень толстой перчатки. На квадратной печатке изображён женский профиль с
длинными волосами и огромным носом. Это мужские печатки золотые, которые сильно ценятся не только из-за благородного металла, но из-за уникальных изображений.
И оказалось, что кольцо не вернулось к хозяину, но нашлось в 1785 году на месте римского поселения Calleva Atrebatum
(ныне – Силчестер), более чем в 100 километрах от Лидни-парка. Золотое
кольцо действительно было необычным: оно весило 12 граммов и было
настолько широким в диаметре, что обычный человек мог носить его только
поверх очень толстой перчатки. На квадратной печатке изображён женский
профиль с длинными волосами и огромным носом. Буквы вокруг головы
образуют слово «VENUS» (Венера). Кроме них, есть буквы и на ободе
кольца, которые читаются как «Senicianus vivas in Deo» («Сеницианус
живёт в Боге»), тогда как антиквары начала XIX века читали эту надпись
несколько иначе «Senicia ne vivas in indecentia» («Сениция не живёт в
непристойности»).Похоже, что Сенецианус не только не вернул кольцо, но и сделал на нём надпись, которая должна была избавить его от подозрений в воровстве.
Вскоре после своего обнаружения кольцо попало в коллекцию дворца Вайн, где оно хранится до сих пор. Уилеры прекрасно знали кольцо Сенециануса и связанную с ним историю и познакомили с нею и Толкина.
Исследование Толкина об имени бога Ноденса было включено в опубликованный Уилерами «Отчёт о раскопках доисторического, римского и раннесредневекового памятника в Лидни-парке». Отчёт вышел в свет в июле 1932 года, а в конце того же года Толкин завершил работу над рукописью «Хоббита». В нем, а затем и во «Властелине колец» отразились легенды о кольце из Лидни-парка. Правда, мотив потери руки был заменен отрубанием пальца, и в истории Кольца Всевластия встречается дважды. Исилдур срубает палец с Кольцом с руки Саурона своим мечом и завладевает им, причем кольцо было настолько велико, что Исильдур мог носить его только на толстой перчатке. Затем в пещере горы Ородруин Смеагол-Голлум откусывает палец с Кольцом и, овладев ним, сваливается в жерло вулкана.
Экспозиция дворца Вайн позволяет по-новому взглянуть на происхождение мотивов «Хоббита» и «Властелина Колец», которые, как считали ранее, были почерпнуты исключительно из литературных источников, таких как «Песнь о нибелунгах», «Эдда» и «Калевала». Последние исследования значительно расширяют круг источников произведений Толкина, так согласно недавнему сообщению ВВС, «лунный пейзаж» побережья ирландского графства Клэр (запад острова) нашёл своё отражение в образах Туманных гор.
источник