Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 19 декабря 2016 г.

Фрагменты ткани из мужского захоронения в Большом Рыжановском кургане

Т.Н. Бабенко, Н.Ю. Бредис, Л.С. Клочко
Национальный реставрационный
научно-исследовательский центр МКИ Украины


Среди замечательных находок из Большого Рыжановского кургана привлекают внимание и фрагменты ткани. В женской могиле исследованной в конце прошлого века на костях погребенной зафиксирован только тлен коричневого цвета, по которому трудно определить вид ткани. В мужском захоронении из центральной гробницы найдены фрагменты текстиля в котле, а также - на полу (очевидно, от покрытия стен и свода).
Все это представляет большой интерес, так как позволяет расширить наши знания о ткачестве в Скифии. Пока они не очень глубокие, потому что в распоряжении исследователей есть только краткие упоминания о текстиле в литературных памятниках, немногочисленные фрагменты тканей, а также приспособления для прядения и ткачества.
Некоторые сведения о тканях, которые употребляли скифы, находим у Геродота. Так, он описывает коноплю “Растет у них в стране конопля, более напоминающая лен, от которого отличается толщиной и высотой. Этими качествами она намного превосходит лен. Она растет и сама по себе и посеянная” [Геродот, IV: 74]. Ученые считают наиболее вероятным гималайское происхождение этой травы. На территории современной Украины она появилась, очевидно, благодаря продвижениям кочевников. Кстати, это растение вызвало большой интерес у греков: конопля не была известна им ранее. Скифы, по мнению некоторых исследователей, специально культивировали коноплю в пойме Днепра и других рек [Гаврилюк 1989, с. 90].
Известно, что в Средиземноморье в это время широко применяли лен. Геродот рассказывает о выращивании его во Фракии, славилась этим и Колхида: “...Они культивируют лен: ткут из него полотно” [Латышев 1947, с. 314]. Некоторые находки остатков текстиля на территории Украины, которые относятся к эпохе бронзы, свидетельствуют что лен был известен земледельческому населению с глубокой древности. Вероятно, в скифюкое время это сырье употребляли в такой же степени, как коноплю и шерсть.
Остатки различных тканей зафиксированы в погребениях и Степи, и Лесостепи. Так, найдены кусочки льна: к. 22, п. 2 у с. Вольная Украина (совхоз Красный Перекоп) Херсонская обл., к. 12 возле с. Носаки Запорожской обл., к. 8 возле с. Пески Николаевской обл., к. Чертомлык (юго-восточная камера) Днепропетровской обл. [Алексеев, Мурзин, Ролле, 1991, с. 208, № 134]. Археологи в отчетах чаще всего отмечают, что ткань изготовлена из толстых ниток, имеет полотняную структуру (нитка основы перекрывается ниткой утка).
Есть сведения и о фратентах шерстяных тканей. Они найдены в к. 26 возле Холодного Яра Черкасской обл. Текстиль полотняного переплетения, на котором сохранились вышивка и следы синей, красной и желтой краски [Петренко 1967, с. 29]. Значительное число фрагментов разной величины найдено в северо-восточной камере Чертомлыка: “Шерстяная ткань светло-коричневого цвета. На поверхности некоторых фрагментов чередование узких светлых и широких темных полос неправильной формы” [Алексеев, Мурзин, Ролле 1991, с. 198, кат. № 120, с. 208, кат. № 127]. В юго-восточной камере также были кусочки материи (13 экземпляров): “Шерстяная коричневого цвета (от светлого до темного). Плетение в виде ромбов размерами 1,0х1,0. У одного фрагмента с более грубым плетением край загнут в виде шва” [Алексеев, Мурзин, Ролле 1991, с. 208, №135].
Шерстяна ткань и текстиль растительного происхождения были в кургане Вишневая Могила Запорожской обл. [Прилипко, Болтрик 1991, с. 26-30].
Особый интерес вызывают результаты анализа остатков ткани из женского погребения в к. Толстая Могила Днепропетровской обл.: по заключению известного специалиста -технолога по ткачеству и реставратора А.К. Елкиной - одежда скифянки была сшита из атласа, сделанного по схеме: семь нитей основы лежат поверх нитки утка, а одна идет под ней (т.е. - восьминиточное строение) [Мозолевський 1979, с. 206, рис. 136]. К сожалению, исследователи не выяснили состав сырья, из которого изготовлены нитки и выткана ткань. Возможно, богатые одежды шили из шелка, хотя атлас мог быть и шерстяным, и льняным [Кирсанова 1989,с.29].
Изучение текстиля по археологическим остаткам всегда затруднено из-за плохой сохранности предметов из органического сырья. Эта специфика материала требует поисков новых методик, технико-технологических анализов. Находки из Рыжановского кургана исследованы с помощью технических средств: электронной и световой микроскопии, рентгенфлуоресцентного анализа. Благодаря внедрению таких методов, информацию можно извлечь даже из незначительных фрагментов.
В результате исследования мы можем определить основные особенности текстиля по схеме: из какого сырья (происхождение, характеристики волокна) изготовлена ткань, структура (способы производства), окраска, декоративные средства (вышивка, аппликация).
Как уже замечено, остатки ткани в Рыжановском кургане зафиксированы в котле, т.е. они не имеют отношения к одежде. Это фрагменты серо-коричневого цвета из довольно толстых нитей. На некоторых сохранилась вышивка, подшитый край. На основании изучения микроструктурных, физико-механических и микрохимических особенностей волокон сделана диагностика сырья. Удалось установить, что, для нитей ткани и вышивки были использованы растительные волокна (конопля, рами), а также волокна шерсти (толщиной до 12 мкм, от 6 до 45 мкм). В некотрых случаях структура волокон не читается, но по микрохимическим реакциям можно определить белковую структуру. Нити слабо скручены.

Рис. 1. Фрагмент ткани с вышивкой; лицевая (А) и изнаночная (Б) сторона. Один из фрагментов текстиля, вытканого из шерстяных ниток, украшен вышивкой: узор имеет вид восьмилепестковой розетки, контуры которой подчеркнуты также вышивкой (Рис. 1: А-Б). Структуру ткани установить сложно, хотя по характеру разрушений на некоторых участках можно предположить полотняное переплетение нитей. Вышивка выполнена толстыми нитками растительного происхождения в технике тамбурного шва. Этот способ декоративного шитья - очень древний. Тамбурный шов широко применяли в античном мире, на Ближнем Востоке, Китае [Лубо-Лесниченко 1994, с. 138-139, рис. 122]. На основании изучения техники вышивок из кургана Ноин-Ула (раскопанного на территории Монголии) известный исследователь Е.И. Лубо-Лесниченко выделил 3 варианта тамбурного шва. Один из них - классический: мастер выводит иглу с нитью из одной точки, делает петлю и вкалывает иглу рядом, проводит нить на изнанке и выводит ее на лицевой стороне, закрепляя петлю. Два других способа очень похожи, но отличие в том, что игла проходит через нить. Другими словами, этот шов можно определить так: нить, уложенная петлями, прикреплена короткими стежками к поверхности.
В нашем случае, так как почти не осталось фона, на которым выполнен узор, то, на первый взгляд, вышивка не имеет характерных признаков “тамбурной” техники. Но если проследить, как проходит нить с лицевой и изнаночной стороны, можно реконструировать тамбурный шов, выполненный в “классической” технике.

Рис. 2. Полоска ткани с подшитым краем; лицевая (А) и изнаночная (Б) сторона. Еще один лоскуток ткани: сохранилась полоска (длиной 9 см, шириной 6 см) из волокон растительного происхождения, слабо скрученых нитей разной толщины, полотняного переплетения (плотность: 8х8 нитей) (Рис. 2: А-Б). С противоположных сторон хорошо видны короткие стежки шва, который современные мастера называют “через край”. Его обычно применяют для того чтобы предохранить ткань от “высыпания”, т. е. чтобы нити не выпадали по срезу. Кроме того, этот шов играет и декоративную роль: он украшает ткань, особенно, если проложен на фоне контрастного цвета.
На поверхности подшитой полоски с обеих сторон (лицевой и изнаночной) видны пятна темно-коричневого цвета. Возможно, это следы окраски, хотя реставратору не удалось выявить красители ни на этом, ни на других фрагментах.

Рис. 3. Фрагменты ткани сложной структуры; лицевая (А) и изнаночная (Б) сторона. Еще несколько кусочков представляют собой ткань сложной структуры (Рис. 3: А-Б). Ее плетение, как и крутка нитей, читаются плохо. Микрохимические реакции при анализе волокон указывают на шерсть. На некоторых участках сохранившихся лоскутков проглядывает саржевая текстура (две нити основы перекрывают две нити утка так, что в каждом ряду нити сдвигаются, на поверхности образуются диагональные полоски). На отдельных кусочках сохранился узор, который видно с двух сторон. Можно предположить, что он выткан. То есть, перед нами образец узорного ткачества. Его выполняли в “гобеленовой” технике: одна основа и два утка, переплетение полотняное. Узор с двух сторон получается одинаковый. Фрагменты тканей с орнаментами, выполненными таким способом, найдены в греческих некрополях Северного Причерноморья.
На поверхности лоскутков из Рыжановки хорошо видно, что изнаночная и лицевая стороны различаются. Можно предположить, что в данном случае применен более сложный способ узорного тканья. Один уток создает общий фон, а другим ткут узор, но не полотняным переплетением, а саржевым.

Рис. 4. Фрагменты шерстяной ткани со слабо различимой полотняной структурой; лицевая (А) и изнаночная (Б) сторона. Несколько небольших лоскутков шерстяной ткани сохранились настолько плохо, что по ним нельзя определить переплетение (Рис. 4: А-Б). Хотя при определенном освещении можно рассмотреть полотняную структуру.

Итак, исследование фрагментов тканей из Рыжановского кургана показывает, что жители различных регионов Скифии имели опыт обработки растительного сырья и шерсти, умели получать ткани не только полотняной структуры, но и саржевой, и более сложной - с узорным переплетением. До сих пор не ясен тип станков, которые использовали скифы. Как известно, в Греции и греческих государствах Северного Причерноморья применяли вертикальные, а в Египте, на территории Передней Азии - горизонтальные ткацкие станки. И те, и другие позволяют ткать текстиль одинаковой текстуры, разница только в ширине: на горизонтальном станке получали ткани более узкие. Этнографические материалы свидетельствуют, что кочевники, как правило работают на горизонтальных станках, которые легко разбираются. Возможно такие были и у скифов. Вопрос об устройстве станков земледельческого населения Скифии пока остается открытым.

Изучение тканей важно не только для того чтобы составить полную картину при исследовании данного объекта - Рыжановского кургана, но представляет значительный вклад в создание базы данных по истории текстиля на территории Европы.



Литература

Алексеев А.Ю.,Мурзин В. Ю., Ролле Р., 1991. Чертомлык, Киев.
Гаврилюк Н.А., 1989. Хозяйство степных скифов, Киев.


Латышев В. В. 1947. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе “Советская археология”, № 1, с. 314.
Лубо-Лесниченко Е. И. 1994. Китай на шелковом пути, Москва.
Мозолевський Б.М., 1979. Товста Могила, Киев.


Петренко В. Г. , 1967. Правобережье Среднего Приднепровья в V-III вв. до н.э. Москва.
Прилипко Я.П., Болтрик Ю.В., 1989. Опыт реконструкции скифского костюма на материалах погребения скифянки из Вишневой Могилы // Курганы Степной Скифии, Киев.