Купеческий корабль начала XV века был поднят из реки Эйссель близ нидерландского города Кампен, к северо-востоку от Амстердама. Корабль представляет собой когг – основной тип парусных торговых судов, использовавшихся Ганзейским торговым союзом.
Он был построены из дуба, снабжен одной мачтой, длина корабля составляла 20 метров, вес – 50 тонн. Когг был обнаружен еще летом 2011 года в ходе работ по углублению дна реки.
Одновременно с ним были найдены баржа и плоскодонная лодка, которые были скоро извлечены со дна. Так как когг был самым крупным и самым исторически ценным из обнаруженных судов, работы по его подъему были начаты только после разработки специального плана.
Водолазы протянули тросы под корпусом судна и закрепили его внутри специальной «клетки» собранной на дне реки. После этого сорок двигателей начали поднимать клетку вместе с зафиксированным внутри нее корпусом корабля. Установленные внутри датчики контролировали давление в разных частях когга. Подъем занял несколько часов.
После обнаружения корабля историки предположили, что он был затоплен намеренно. В ночь с 18 на 19 ноября 1421 года западный ветер усилил прилив на Северном море, который в результате прорвал дамбы, и морские воды затопили значительную часть Северной Голландии. Наводнение Святой Елизаветы, как стали называть его потом, погубило тысячи людей и перекроило карту побережья. Затоплено был около 300 квадратных километров.
Если до наводнение река Эйссель была основным рукавом дельты Рейна, то теперь из-за морских наносов воды Рейна впадали в море южнее, через рукав Ваал. Эйссель же обмелел и стал малопригоден для коммерческого судоходства. Тогда несколько коггов и малых судов были затоплены возле устья Эйсселя в надежде поднять уровень реки.
Исходя из этой теории, археологи не предполагали, что обнаружат на судне что-либо ценное. Однако когда туда проникли водолазы, они нашли камбузную печь из кирпича, покрытого изразцами – первый доступный исследователям камбуз на средневековом судне. Найдены были также водяной насос, ловушка для рыбы и два паломнических значка.
Поднятый корабль будет перевезен по реке в город Лелистад, где находится построенная по специальному заказу Государственной службы культурного наследия реставрационная станция, на которой старинные корабли, извлеченные со дна, поддерживают во влажном состоянии и постепенно сушат в течение приблизительно трех лет, чтобы предотвратить деформацию и растрескивание древесины.
источник