В этой рубрике размещены корабли европейского Севера, включая боевые суда викингов и торговые суда раннего средневековья.
1. Гокштадский корабль (дракар)
2. Норманнский шнеккер
3. Норманнский кнорр
4. Корабль Вильгельма Завоевателя
5. Русская боевая лодья (ладья)
6. Североевропейский дромон
7. Английский купеческий корабль
8. Корабль Ричарда III
9. Ганзейский когг
10. Датский военный корабль
11. Французский торговый корабль
12. Торговое судно Северной Европы
Парусное вооружение состояло из одного большого рейково-го паруса, сшитого из вертикальных полотнищ. Длина гребного весла составляла 5,5 м. Это красивое и стройное судно с круто приподнятой к обеим оконечностям линией борта построено целиком из дуба и богато орнаментировано.
Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде и имеет не только эстетические достоинства.
Исключительную мореходность этого типа судов практически доказали двенадцать молодых норвежцев в 1898 году. Построив точную копию гокштадского корабля, они успешно пересекли Северную Атлантику, показав среднюю скорость хода 9-10 узлов, что было весьма неплохо и для более поздних больших парусных судов.
Слово «шнека» (производное от норманнского «шнек-кер» — «змея») обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина — 4,2-5,1 м, высота борта — 1,2-1,7 м, осадка — 0,5-1 м. Среднее водоизмещение — от 10 до 20 т. Экипаж - 40-70 человек.
Шпангоуты имели сильный развал наружу - до 25-30°. Для большей остойчивости на днище укладывался балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивы крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских судов северных народов.
Историк Струтт в своем сочинении «О норманнских древностях» упоминает, что многие скандинавские суда несли на носу и корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня - форкастль, кормовая - ахтеркастль). С правого борта крепилось рулевое весло традиционной скандинавской формы.
В XIII веке произошло еще одно коренное изменение в конструкции судов - появился кормовой руль. Но много раньше мореходы Севера уже поместили рулевое весло непосредственно за кормой, в диаметральной плоскости. Когда рулевое весло крепилось по правому борту, оно под действием боковых ветров и крена то уходило в воду, то вообще выходило из воды, становясь бесполезным. После размещения по центру, рулевое весло стало исправно выполнять свои функции, постепенно превращаясь в кормовой руль.
Корпус кнорра типичен для судов скандинавской постройки: его отличают развал бортов, высоко поднятые штевни с украшениями, в палубе - квадратный вырез люка трюма, прямой рейковый парус, на котором, как и на шнеккере, для уменьшения площади парусности стали впервые применять рифштерты1.
На этих кораблях викинги совершали далекие морские плавания. Ими открыты Исландия, южный берег Гренландии, задолго до Колумба побывали они в Северной Америке. Змеиные головы форштевней их кораблей видели жители Балтики, Средиземноморья и Византии. Вместе с дружинами славян «обживали» они великий торговый путь «из варяг в греки».
Основным движителем дракара был рейковый парус, площадью 70 м2 и более, сшитый из отдельных вертикальных полотнищ, богато украшенный золотой тесьмой, рисунками гербов вождей или различными знаками и символами. Рея поднималась вместе с парусом.
Высокую мачту поддерживали идущие от нее к бортам ванты1 и к оконечностям судна — штаги2. Борта защищались богато расписанными щитами воинов. Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде. Он имеет много эстетических достоинств.
Основой для воссоздания этого судна послужил рисунок знаменитого ковра из Байе, рассказывающий о высадке в 1066 году Вильгельма Завоевателя в Англию.
Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. В «Повести временных лет» сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая волоком суда из Дона в Волгу и обратно.
Назывались такие типы судов скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек.
Для увеличения вместимости к долбленному из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь — насадами. Лодья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом.
Длина некоторых судов этого класса достигала 41 м. Обшивка дубовая, с традиционным для севера способом внакрой. Платформы по оконечностям судна закрыты щитами воинов и предназначены для лучников и пращников. Рулевое весло опирается в одной точке, вокруг которой оно может вращаться при помощи рукоятки, расположенной под прямым углом к перу весла.
Значительным шагом вперед является установка второй, наклонной в сторону форштевня мачты. Более узкий ее парус позволял ходить при боковых ветрах.
Эти типы судов имели множество различных наименований: холк, нейв, нэф, буза, киле. Создание подобных судов вплотную приблизило северное судостроение к постройке самого распространенного типа балтийского судна - ганзейского когга.
По оконечностям корабля установлены касли (замки). Эти площадки-платформы закрывались высоким фальшбортом, по традиции выполненным в виде ряда щитов. Для наблюдателей и лучников на мачте крепилась через центр бочкообразная марсовая площадка.
Навесной кормовой руль, большой прямой парус с гербами города и владельца и прочная мачта, составленная из нескольких брусьев, стянутых канатами, подчеркивали добротность корабля.
Когги были достаточно мореходными судами. Короткий бушприт1 использовался для проводки булиней2, оттягивающих наветренную шкаторину1 паруса.
Массивные шпангоуты со шпацией4 около 0,5 м, дубовая обшивка внакрой толщиной около 50 мм были характерны для этих судов. Палуба настилалась на бимсах, концы которых часто выводились наружу, через обшивку.
Подобного типа суда применялись и ганзейскими купцами.
Корабль мало отличается от скандинавских шнеккеров*.
Резко загнутые и высоко вытянутые штевни срезаны, и боевые площадки для воинов личной охраны Ричарда Ш как бы составляют единое целое с кораблем, выгодно подчеркивая изящный силуэт.
Корабль был одномачтовым и нес прямой, богато украшенный парус с гербом. Кормовой руль с румпелем крепился на ахтерштевне при помощи рулевых штырей.
Рейковый прямой парус площадью 180-200 м2 поднимался на мачте, составленной из нескольких собранных и подогнанных в единый ствол бревен. Кормовая надстройка (ахтеркастль) была конструктивно связана с корпусом.
На ахтерштевне крепилась платформа с зубчатым ограждением. Кормовая площадка занимала около половины длины судна. Под ней располагались помещение, имеющее вход с палубы, и каюты, в бортовых стенках которых иногда прорубались окна.
Форштевень заканчивался наклонной мачтой -бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди. Когги Ганзы оказали большое влияние на развитие парусных судов Северной Европы.
Мачта ставилась посередине и удерживалась вантами. Рей, опускавшийся на палубу, нес большой прямоугольный парус, на котором можно было брать рифы, то есть уменьшать площадь паруса, подвязывая его нижнюю шкаторину рифштерта-ми. На брусе форштевня крепился треугольный помост с зубцами.
Боевая палуба занимала около половины длины судна и поднималась над основным корпусом на стойках. Форштевень и ахтерштевень украшались стилизованными изображениями животных. Корабль был палубным и на люке трюма помещали шлюпку. На мачте выше рея крепили «воронье гнездо» для наблюдателей и лучников, клотик мачты обычно венчало изображение креста.
Суда такого типа входили в состав датских военных дружин в XIV веке.
Грузоподъемность такого корабля немного превышала 200 т. Галс-клампы2, облицованные прочным деревом, служили для проводки галсов, которые представляли собой прочные тросы, в отличие от шкота3 не имевшие талей4. Штаги и многочисленные снасти такелажа отнесены в корму.
На нефе были асимметричные пристройки к кормовым и носовым надстройкам. Они делались, вероятно, в качестве дополнительных помещений для размещения рыцарей, использовавших подобные суда для крестовых походов. Ограждения надстроек украшались гербовыми щитами рыцарей.
Фок- и грот-мачты несут прямые паруса, бизань1 - косой латинский, что позволяло судну лавировать при боковых ветрах. Особенно ново и необычно применение марселей2, ставившихся в слабый ветер на стеньге3, выше марсовой площадки. Шкоты марселей проводились на марсовую площадку через блоки, закреплявшиеся на ноках4 основных рей, чем объясняется их трапециевидная форма. Корпус бостонского корабля характерен для всех судов того периода - полые образования с некоторым завалом в районе палубы не позволяли ходить круто к ветру. Обшивка выполнена вгладь.
Оконечности судна украшены развитыми надстройками - каслями. Новинкой является наличие якорного клюза и шпиля5 - под форкаслем. На главном парусе обычно был изображен герб города-владельца, а на фальшбортах каслей - стилизованный орнамент.
источник
1. Гокштадский корабль (дракар)
2. Норманнский шнеккер
3. Норманнский кнорр
4. Корабль Вильгельма Завоевателя
5. Русская боевая лодья (ладья)
6. Североевропейский дромон
7. Английский купеческий корабль
8. Корабль Ричарда III
9. Ганзейский когг
10. Датский военный корабль
11. Французский торговый корабль
12. Торговое судно Северной Европы
1. ГОКШТАДСКИЙ КОРАБЛЬ (ДРАКАР)
В 1880 году возле Сандефьорда (Норвегия) было найдено большое скандинавское судно, относящееся к IX веку (называемое судном из Гокштада) длиной 24 м, шириной 5,1 м.Парусное вооружение состояло из одного большого рейково-го паруса, сшитого из вертикальных полотнищ. Длина гребного весла составляла 5,5 м. Это красивое и стройное судно с круто приподнятой к обеим оконечностям линией борта построено целиком из дуба и богато орнаментировано.
Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде и имеет не только эстетические достоинства.
Исключительную мореходность этого типа судов практически доказали двенадцать молодых норвежцев в 1898 году. Построив точную копию гокштадского корабля, они успешно пересекли Северную Атлантику, показав среднюю скорость хода 9-10 узлов, что было весьма неплохо и для более поздних больших парусных судов.
2. НОРМАННСКИЙ ШНЕККЕР
Термин «шнека» в России впервые встречается в новгородской летописи 1284 года.Слово «шнека» (производное от норманнского «шнек-кер» — «змея») обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина — 4,2-5,1 м, высота борта — 1,2-1,7 м, осадка — 0,5-1 м. Среднее водоизмещение — от 10 до 20 т. Экипаж - 40-70 человек.
Шпангоуты имели сильный развал наружу - до 25-30°. Для большей остойчивости на днище укладывался балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивы крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских судов северных народов.
Историк Струтт в своем сочинении «О норманнских древностях» упоминает, что многие скандинавские суда несли на носу и корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня - форкастль, кормовая - ахтеркастль). С правого борта крепилось рулевое весло традиционной скандинавской формы.
4. НОРМАННСКИЙ КНОРР
Кроме боевых судов, мореходы Скандинавии и Северной Европы применяли грузовые суда - кнорры. Это было вызвано необходимостью перевозки большого количества снаряжения и лошадей.В XIII веке произошло еще одно коренное изменение в конструкции судов - появился кормовой руль. Но много раньше мореходы Севера уже поместили рулевое весло непосредственно за кормой, в диаметральной плоскости. Когда рулевое весло крепилось по правому борту, оно под действием боковых ветров и крена то уходило в воду, то вообще выходило из воды, становясь бесполезным. После размещения по центру, рулевое весло стало исправно выполнять свои функции, постепенно превращаясь в кормовой руль.
Корпус кнорра типичен для судов скандинавской постройки: его отличают развал бортов, высоко поднятые штевни с украшениями, в палубе - квадратный вырез люка трюма, прямой рейковый парус, на котором, как и на шнеккере, для уменьшения площади парусности стали впервые применять рифштерты1.
1 Рифштерт - концы, закрепленные на парусе, с помощью которых при необходимости уменьшается его площадь.
4. КОРАБЛЬ ВИЛЬГЕЛЬМА ЗАВОЕВАТЕЛЯ
Более половины тысячелетия держали Европу в страхе «рыцари открытого моря» викинги. Своей мобильностью и вездесущностью они обязаны дракарам — подлинным шедеврам судостроительного искусства.На этих кораблях викинги совершали далекие морские плавания. Ими открыты Исландия, южный берег Гренландии, задолго до Колумба побывали они в Северной Америке. Змеиные головы форштевней их кораблей видели жители Балтики, Средиземноморья и Византии. Вместе с дружинами славян «обживали» они великий торговый путь «из варяг в греки».
Основным движителем дракара был рейковый парус, площадью 70 м2 и более, сшитый из отдельных вертикальных полотнищ, богато украшенный золотой тесьмой, рисунками гербов вождей или различными знаками и символами. Рея поднималась вместе с парусом.
Высокую мачту поддерживали идущие от нее к бортам ванты1 и к оконечностям судна — штаги2. Борта защищались богато расписанными щитами воинов. Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде. Он имеет много эстетических достоинств.
Основой для воссоздания этого судна послужил рисунок знаменитого ковра из Байе, рассказывающий о высадке в 1066 году Вильгельма Завоевателя в Англию.
1 Ванты - прочные тросы для крепления мачты в поперечной плоскости.
2 Штаги - прочные тросы для крепления мачты в продольной плоскости.
5. РУССКАЯ БОЕВАЯ ЛОДЬЯ (ЛАДЬЯ)
Известно, что восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI-VIII веках. Славяне были искусными судостроителями.Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. В «Повести временных лет» сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая волоком суда из Дона в Волгу и обратно.
Назывались такие типы судов скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек.
Для увеличения вместимости к долбленному из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь — насадами. Лодья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом.
6. СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИЙ ДРОМОН
Первое упоминание о дромоне встречается в жизнеописании короля остготов (540-е гг. и. э.). Более подробное описание корабля дает Лев Философ (IX в.).Длина некоторых судов этого класса достигала 41 м. Обшивка дубовая, с традиционным для севера способом внакрой. Платформы по оконечностям судна закрыты щитами воинов и предназначены для лучников и пращников. Рулевое весло опирается в одной точке, вокруг которой оно может вращаться при помощи рукоятки, расположенной под прямым углом к перу весла.
Значительным шагом вперед является установка второй, наклонной в сторону форштевня мачты. Более узкий ее парус позволял ходить при боковых ветрах.
Эти типы судов имели множество различных наименований: холк, нейв, нэф, буза, киле. Создание подобных судов вплотную приблизило северное судостроение к постройке самого распространенного типа балтийского судна - ганзейского когга.
7. АНГЛИЙСКИЙ КУПЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ
Корабль, относящийся к классу коггов. Изображение обнаружено на печати графа Эд. Рутланда (1395 г.).По оконечностям корабля установлены касли (замки). Эти площадки-платформы закрывались высоким фальшбортом, по традиции выполненным в виде ряда щитов. Для наблюдателей и лучников на мачте крепилась через центр бочкообразная марсовая площадка.
Навесной кормовой руль, большой прямой парус с гербами города и владельца и прочная мачта, составленная из нескольких брусьев, стянутых канатами, подчеркивали добротность корабля.
Когги были достаточно мореходными судами. Короткий бушприт1 использовался для проводки булиней2, оттягивающих наветренную шкаторину1 паруса.
Массивные шпангоуты со шпацией4 около 0,5 м, дубовая обшивка внакрой толщиной около 50 мм были характерны для этих судов. Палуба настилалась на бимсах, концы которых часто выводились наружу, через обшивку.
Подобного типа суда применялись и ганзейскими купцами.
1 Бушприт - горизонтальный или несколько наклонный брус, выдающийся впереди форштевня.
2 Булинь - снасть, расположенная у нижних парусов.
3 Шкаторина - кромка паруса, обшитая гибким тросом.
4 Шпация - расстояние между двумя соседними шпангоутами.
8. КОРАБЛЬ РИЧАРДА III
Постройка корабля относится к началу XV века, подробное изображение его дается на личной печати короля.Корабль мало отличается от скандинавских шнеккеров*.
Резко загнутые и высоко вытянутые штевни срезаны, и боевые площадки для воинов личной охраны Ричарда Ш как бы составляют единое целое с кораблем, выгодно подчеркивая изящный силуэт.
Корабль был одномачтовым и нес прямой, богато украшенный парус с гербом. Кормовой руль с румпелем крепился на ахтерштевне при помощи рулевых штырей.
9. ГАНЗЕЙСКИЙ КОГГ
Когги - основной тип судна Ганзейского союза. Это высокобортное, палубное, одномачтовое судно с мощным набором корпуса. Характерная особенность коггов - навесной руль и прямые штевни, сильно скошенные к линии киля. Наибольшая длина судна - 30 м, длина по ватерлинии -20 м, ширина - 7,3 м, осадка -3 м, грузоподъемность - до 200 т.Рейковый прямой парус площадью 180-200 м2 поднимался на мачте, составленной из нескольких собранных и подогнанных в единый ствол бревен. Кормовая надстройка (ахтеркастль) была конструктивно связана с корпусом.
На ахтерштевне крепилась платформа с зубчатым ограждением. Кормовая площадка занимала около половины длины судна. Под ней располагались помещение, имеющее вход с палубы, и каюты, в бортовых стенках которых иногда прорубались окна.
Форштевень заканчивался наклонной мачтой -бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди. Когги Ганзы оказали большое влияние на развитие парусных судов Северной Европы.
10. ДАТСКИЙ ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ
В конструкции корпуса явно просматривается влияние кораблей викингов и ганзейских коггов. Судно имело обшивку внакрой, резко скошенный форштевень, навесной руль.Мачта ставилась посередине и удерживалась вантами. Рей, опускавшийся на палубу, нес большой прямоугольный парус, на котором можно было брать рифы, то есть уменьшать площадь паруса, подвязывая его нижнюю шкаторину рифштерта-ми. На брусе форштевня крепился треугольный помост с зубцами.
Боевая палуба занимала около половины длины судна и поднималась над основным корпусом на стойках. Форштевень и ахтерштевень украшались стилизованными изображениями животных. Корабль был палубным и на люке трюма помещали шлюпку. На мачте выше рея крепили «воронье гнездо» для наблюдателей и лучников, клотик мачты обычно венчало изображение креста.
Суда такого типа входили в состав датских военных дружин в XIV веке.
11. ФРАНЦУЗСКИЙ ТОРГОВЫЙ КОРАБЛЬ
Суда этого типа называли нефы, бузы, килсы, хулки. Отличительным внешним признаком нефов являются округленные в носовой части и прямые в корме высоко поднятые, штевни. Речь идет о судах с одной мачтой. Применение навесного руля позволило уверенно использовать боковые ветры. Этому помогало увеличение осадки и грузоподъемности судна. На судах появились бушприт, ванты с выбленками1, якорь, по форме приближающийся к адмиралтейскому.Грузоподъемность такого корабля немного превышала 200 т. Галс-клампы2, облицованные прочным деревом, служили для проводки галсов, которые представляли собой прочные тросы, в отличие от шкота3 не имевшие талей4. Штаги и многочисленные снасти такелажа отнесены в корму.
На нефе были асимметричные пристройки к кормовым и носовым надстройкам. Они делались, вероятно, в качестве дополнительных помещений для размещения рыцарей, использовавших подобные суда для крестовых походов. Ограждения надстроек украшались гербовыми щитами рыцарей.
1 Выбленка - веревочное переплетение между вантами, веревочная лестница.
2 Галс-кламп - отверстие в фальшборте парусного судна.
3 Шкот - конец для управления парусом.
4 Таль - устройство для удобства подъема парусов (тяжестей).
12. ТОРГОВОЕ СУДНО СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
Реконструкция этого корабля выполнена по изображению на старинной печати английского города Бостона (1375 г.). Для него характерно удивительно развитое парусное вооружение, появление которого обычно относили к более поздним временам.Фок- и грот-мачты несут прямые паруса, бизань1 - косой латинский, что позволяло судну лавировать при боковых ветрах. Особенно ново и необычно применение марселей2, ставившихся в слабый ветер на стеньге3, выше марсовой площадки. Шкоты марселей проводились на марсовую площадку через блоки, закреплявшиеся на ноках4 основных рей, чем объясняется их трапециевидная форма. Корпус бостонского корабля характерен для всех судов того периода - полые образования с некоторым завалом в районе палубы не позволяли ходить круто к ветру. Обшивка выполнена вгладь.
Оконечности судна украшены развитыми надстройками - каслями. Новинкой является наличие якорного клюза и шпиля5 - под форкаслем. На главном парусе обычно был изображен герб города-владельца, а на фальшбортах каслей - стилизованный орнамент.
1 Бизань - третья мачта, считая с носа.
2 Марсель - прямой парус, ставившийся на марсе-рее.
3 Стеньга - часть судового рангоута, служащая продолжением верхнего конца мачты.
4 Нок - оконечная часть реи.
5 Шпиль - устройство для подъема якоря.
источник