Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Принято считать, что драккар — «большой длинный корабль». В Европе его ещё называют также и Draka/Dreka в зависимости от языка. Написание слова может варьироваться.
Содержание
Характеристика
Драккары являются более крупными аналогами другого типа военных судов викингов — снеккаров (от Snekja — змея и Kar — корабль). Снеккары имели меньший размер и меньшую команду (до 60 человек). Приводились они в движение также прямоугольным парусом, имели до 25—30 пар весел, и в открытом море могли развивать скорость 15—20 узлов. На практике викинги чаще пользовались для торговли и путешествий ещё меньшими по размерам кноррами, тихоходными, но гораздо более вместительными из-за значительной осадки. На речном мелководье, однако, кнорры плавать не могли.
Драккары же, в силу своей малой осадки, были удобны для передвижения по рекам и фиордам. По этой же причине драккары зачастую использовались для внезапной высадки войск в атакуемой территории[1]. Низкие борта делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сохранять маскировку до последнего момента.
Некоторые драккары, обнаруженные при археологических раскопках и тщательно восстановленные, сохранились до наших дней. Ныне они экспонируются в музеях кораблей викингов в Норвегии и Дании.
Команда
Команда драккара напрямую зависела от размеров корабля. За каждым веслом был прикреплен один гребец. Плюс капитан и несколько его помощников. Для викингов драккар был как дом: у каждого было своё место на корабле и своя скамья, где викинг отдыхал и хранил своё имущество. В целенаправленных военных походах на драккарах перевозилось гораздо больше людей. Известны случаи когда драккары перевозили сравнительно большие отряды (до 100—150 воинов-викингов), однако в этом случае корабли ходили преимущественно в прибрежных водах, а на ночь отряды всегда высаживались на берег.Постройка
Драккары строились из древесины многих пород, среди которых наиболее важны были ясень, сосна и дуб. Кораблестроители викингов изначально выбирали деревья с естественными изгибами для киля и шпангоутов. Сразу после рубки, не дожидаясь высыхания, дерево расщепляли клиньями пополам, а затем полученные заготовки расщепляли далее, исключительно вдоль волокон. Полученные доски можно было изгибать в широких пределах, не опасаясь за их прочность. Для придания доскам дополнительной гибкости их смачивали водой и держали над огнём. Важнейшим инструментом был плотницкий топор. Считалось, что для постройки корабля достаточно его одного, однако применяли и другие инструменты: долота, сверла и пр. Пилы, хотя и были известны скандинавам с VIII века, для постройки кораблей не использовались.Для обшивки использовались доски, укладывавшиеся внахлёст (т. н. обшивка внакрой, или клинкерная). В зависимости от места постройки и традиций, доски скреплялись с помощью железных гвоздей и заклёпок, деревянными гвоздями или даже «вязались». Затем вся конструкция, точно так же, как и сейчас, конопатилась и смолилась. Таким образом, при движении по воде создавалась воздушная прослойка, что повышало стабильность, устойчивость и скорость движения: чем больше становилась скорость, тем устойчивее и ровнее двигался корабль.
Различные исторические организации пробовали воссоздать тот или иной корабль по оригинальным технологиям. К примеру, «Морской конь из Глендалу» (дат. Havhingsten fra Glendalough), 30-метровый боевой корабль, является практически точной копией корабля «Skuldelev II», построенного в 1042 году в Ирландии и затонувшего в конце XI века в датском фьорде Роскильде (корабль назван в честь поселка Скульделев, неподалёку от которого в 1962 году морские археологи нашли на дне фьорда остатки 5 кораблей). На создание «Морского коня из Глендалу» ушло около 300 дубовых стволов, 7000 железных гвоздей и заклёпок, 600 литров смолы и 2 км канатов[2].
Сегодня реконструкция кораблей викингов стала широко распространенным в Скандинавии увлечением, и на подобных судах там проводятся гонки и регаты. Но частные реконструкторы, как правило, воссоздают корабли, которые по своей конструкции ближе к небольшим кноррам, чем к крупным драккарам, поскольку последние требуют значительных затрат и наличия большой команды гребцов — не менее сотни человек.
Парус
Паруса шились из шерсти — из длинных волос овец североевропейской породы. Ланолин (жировой слой), покрывающий шерсть, защищал в дальнейшем парус от намокания. Эта технология чем-то напоминает технологию производства современного линолеума. Паруса шили прямоугольной и квадратной формы — для лучшего движения при попутном ветре.На изготовление большого паруса площадью 90 квадратных метров уходило около 2-х тонн овечьей шерсти и 144 человеко-месяца работы (4 человека в течение 3-х лет). Учитывая то, что одна овца давала около 1,5 кг шерсти в год, готовый парус высоко ценился.
Галерея
-
Осебергский корабль, носовая часть (Музей драккаров, г. Осло).
См. также
- Кнорр (корабль)
- Ладья (судно)
- Осебергский корабль
- Гокстадский корабль
- Тюнский корабль
- Хьортспрингская ладья
- Знамя ворона
Примечания
Литература
- Йоахим фон Фиркс. Суда викингов. Л.: Судостроение, 1982. 104 с.[1]
- Драккары викингов//Военно-исторический альманах «Новый Солдат». № 107. Артемовск: ВИК «Ветеран», 2002.[2]