Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 3 декабря 2016 г.

В ЧЕЛЯБИНСКЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АРХЕОЛОГИИ



Чтобы понять древнего человека, нужно научиться жить, как он, – под таким девизом работают исследователи, занимающиеся экспериментальной археологией. Воссоздавая предметы по старинным технологиям, ученые открывают много нового об их назначении и даже ценности. О роли эксперимента в археологии расскажет выставка «Ритуал и технология», которая открылась в историческом музее Южного Урала.

Слово «археология» у многих ассоциируется с раскопками и артефактами, которые обнаруживаются под слоем земли. Но сами по себе трофеи останутся просто набором кусков глины или металла, пока не будет воссоздана целостная картина. Так, например, если раньше ученые думали, что каменный топор передавался от отца к сыну, то, опробовав технологию его изготовления, они поняли, что весь процесс занимает каких-то полтора-два часа. Нередко эксперимент позволяет сделать более глобальные выводы.

– Долго считалось, что необходимую температуру для плавления меди – выше 1100 градусов – нельзя достичь без древесного угля. Исследования челябинского археолога Игоря Русанова доказали, что вид топлива не важен. Если у вас налажен техпроцесс, достаточно полгорсти хвороста, чтобы расплавить металл и залить наконечник стрелы, – рассказал заведующий лабораторией экспериментальной археологии Челябинского государственного университета Владислав Савин. – Это позволяет отказаться от использования утверждения, что жители Аркаима вырубили все окрестные леса, чтобы обеспечить себя металлом. Они, может, и вырубили – скорее всего так и было – но не ради топлива для металлургии.
Слово «историческая реконструкция» знакома многим южноуральцам по костюмированным выступлениям. И хотя ученые не всегда воспринимают их всерьез, такое хобби помогает науке.В Челябинской области экспериментальная археология началась с Аркаима – уникального памятника бронзового века, где практически в каждом жилище присутствуют кусочки металла и печи для выплавки. С начала его раскопок проводились работы по реконструкции.
– Реконструкция привлекает, прежде всего, своей массовостью. Можно организовать проекты на большое количество людей, чтобы пережить какой-то момент. Например, мы планируем сделать поход за рудой: в реконструированной одежде и обуви дойти и от городища до рудника, добыть руду, переработать и выплавить в аутентичной печи, – рассказал Владислав Савин.

Представленная в музее экспозиция объединяет две эпохи: каменный и бронзовый века. Эти периоды интересны тем, что позволяют проследить путь, как человек взял в руки камень, начал обрабатывать его, изготавливать с помощью него другие орудия, а после получил первое синтетическое вещество – медь.
В экспозицию вошли как древние артефакты, так и их реплики, сделанные учеными по древним методикам. Интересны и костюмы аркаимских жителей, воссозданные преимущественно по материалам раскопок, подавляющую часть которых составляют металлические аксессуары.

Еще один интересный экспонат – модель колесницы в натуральную величину. Она была воссоздана накануне открытия выставки и еще не опробована, но, по словам кураторов выставки, на ней вполне можно прокатиться. Слово «модель» используется не случайно – ученые не претендуют на 100% соответствие.
– Считается что Южный Урал – родина первых колесниц, но как они выглядели – другой вопрос. Находок не много: отпечаток колеса, останки упряжи. Есть аналогичные следы находки колесниц в родственных культурах. Мы попытались представить, как она могла выглядеть, опираясь в частности на размер погребальной камеры в которой были найдены останки колесницы, – рассказал Владислав Савин. – Это не боевая колесница, на которой преодолевали гигантские расстояния, а единичная сакральная вещь, подчеркивающая социальный статус владельца. Вообще таким транспортом пользовались пастухи, чтобы двигался на одной скорости за стадом и направлять его. Она рассчитана на одного человека и две лошади.
Выставка не случайно называется «Ритуал и технология», ведь в древние времена практика была неотделима от духовной составляющей. Люди не просто старались сделать вещь удобной и прочной, но также наносили на нее различные узоры, имеющие сакральное значение.

– Экспериментальная археология – метод, который позволяет уточнить детали прошлого, отсечь то, чего не могло быть никак. Если мы можем «поиграть» с ритуалами, по которым нет фактических подтверждений, то многие вещи, например температура плавления металла, остаются неизменными. Но экспериментальная археология – это всего лишь один из методов, который работает в совокупности с другими, – заключает Владислав Савин.А какая экспериментальная археология без практики? На выставке запланировано большое количество мастер-классов: гостей научат азам наскальной живописи, различным техникам изготовления каменных орудий и глиняной посуды, расскажут о минералах Южного Урала, которые использовали наши предки. Также посетители услышат звуки музыкальных инструментов, известных с древнейших времен.