Оригинал взят у ethno_photo в "Очерки русской народной культуры": Локальная идентичность жителей Переславля-Залесского
Одним из наиболее значительных трудов ИЭА РАН последнего времени является, без сомнения, монография "Очерки русской народной культуры" подготовленная отделом русского народа ИЭА РАН в этом году. Книга посвящена вопросам историко-культурного развития русских в различных регионах России. Основное внимание обращено на формирование мировоззрения и различных видов народного сознания, исторической памяти, многовекового народного опыта и знаний во всех сторонах жизнедеятельности русских. В ней использованы уникальные материалы экспедиционных обследований и архивных изысканий авторов.
Публикацию фрагментов этой книги мы начинаем с очерка ведущего научного сотрудника ИЭА РАН, доктора исторических наук С.С. Савоскула "Локальное самосознание современного русского населения Центральной России (на материале Переславля-Залесского)" посвященного анализу основных компонент локальной идентичности русских г. Переславль-Залесский, характера вписанности локальной идентичности в общерусскую и общероссийскую, отношению жителей к деятельности Русской Православной Церкви. Также автор уделяет значительное внимание различиям между локальной идентичностью коренных жителей города и мигрантов, отношению жителей города к мигрантам, а равно как и к москвичам проводящим летние месяцы в городе и его окрестностях. Переславль-Залесский был выбран автором, как малый город с достаточно разнообразной структурой занятости--- в промышленности в т.ч. относительно высокотехнологичной, сельском хозяйстве, науке, образовании и культуре.
В своем исследовании автор ограничился изучением отдельной группы достаточно образованных жителей Переславля и его окрестностей.
В тексте поста представлен один из фрагментов статьи. Полную ее версию можно скачать здесь
Музей-усадьба "Ботик" -- один из символов Переславля
Плещеево озеро -- у впадения в него реки Трубеж стоит город.
Новый городской район в Переславле-Залесском
Улица Кордовского
Улица Ростовская -- исторический центр Переславля-Залесского
Спасо-Преображенский собор, построенный в 1152--1157 годах-- старейший из сохранившихся храмов Северо-Восточной Руси
Городской вал.
Бот "Фортуна" из "потешного флота" Петра I в музее-усадьбе "Ботик"
Горицкий монастырь-- закрыт в 1744 году. Сейчас-- териитория Переславль-Залесского музея-заповедника
Ледниковый валун "Синий камень" в древности бывший языческим святилищем -- одна из достопримечательностей города
Памятник Петру I в музее-усадьбе "Ботик"
Скачать полный текст статьи
Публикацию фрагментов этой книги мы начинаем с очерка ведущего научного сотрудника ИЭА РАН, доктора исторических наук С.С. Савоскула "Локальное самосознание современного русского населения Центральной России (на материале Переславля-Залесского)" посвященного анализу основных компонент локальной идентичности русских г. Переславль-Залесский, характера вписанности локальной идентичности в общерусскую и общероссийскую, отношению жителей к деятельности Русской Православной Церкви. Также автор уделяет значительное внимание различиям между локальной идентичностью коренных жителей города и мигрантов, отношению жителей города к мигрантам, а равно как и к москвичам проводящим летние месяцы в городе и его окрестностях. Переславль-Залесский был выбран автором, как малый город с достаточно разнообразной структурой занятости--- в промышленности в т.ч. относительно высокотехнологичной, сельском хозяйстве, науке, образовании и культуре.
В своем исследовании автор ограничился изучением отдельной группы достаточно образованных жителей Переславля и его окрестностей.
В тексте поста представлен один из фрагментов статьи. Полную ее версию можно скачать здесь
Локальное самосознание современного русского населения Центральной России (на материале Переславля-Залесского)
Музей-усадьба "Ботик" -- один из символов Переславля
Обратимся теперь к анализу основного содержания локальной идентичности переславцев. В инструментарии, с помощью которого я пытался исследовать самосознание жителей города, вопросы, направленные на изучение местной идентичности составляли не меньше половины. Этими (помимо уже рассмотренных выше) вопросами я намеревался: выяснить осведомленность переславцев о городской топонимии (районах города), получить представление о положительных и негативных сторонах образа города, сложившегося у его жителей, получить от них краткую характеристику своего города, а также определить круг исторических и современных деятелей, с которыми опрашиваемые связывают его прошлое и современное развитие. Кроме того, мною предпринята попытка выявить некоторые характерные, с точки зрения респондентов, черты менталитета переславцев.
Плещеево озеро -- у впадения в него реки Трубеж стоит город.
Если судить об образе города, сложившемся в сознании переславцев, по частоте упоминания ими (в ответ на просьбу назвать те части города, которые они знают) городских районов, то можно сказать, что наиболее значимыми для них наряду с историческим центром города являются относительно новые городские микрорайоны, в которых сейчас проживает большая часть горожан. В их числе микрорайоны в северо-восточной части города, сформировавшиеся в 1970-х – начале 1980-х годов в связи со строительством одного из главных градообразующих предприятий – химзавода «Славич», а также довольно престижный в Переславле поселок «Чкаловский» на южной нагорной городской окраине, начавший формироваться как особая часть города примерно во второй половине 1950-х - 1960-х годах в качестве жилого района семей военнослужащих. Поселок «Чкаловский», а также микрорайоны в северо-восточной части города, как и центральную его часть, назвало подавляющее большинство ответивших на данный вопрос. К этим новым районам по значимости в сознании переславцев примыкает и так называемый поселок «Сельхозтехника», довольно многолюдный и расположенный на самой южной окраине города. Но, очевидно, в силу меньшей его престижности по сравнению с двумя вышеназванными относительно современными районами «Сельхозтехнику» упоминали несколько реже.
Новый городской район в Переславле-Залесском
Кроме старого городского центра, границы которого в значительной мере совпадают с пространством, замкнутым городским валом XII в., другие традиционные районы, также застроенные преимущественно небольшими срубными домами, большинство которых лишено современных коммунальных удобств, у переславцев, естественно, менее популярны. Кстати, следует пояснить, что и сейчас половину жилых зданий города составляют деревянные дома. Лишь один из традиционных для Переславля районов – «Соколку» (Сокольская слобода), расположенный в южной нагорной части города, опрошенные называли примерно с такой же частотой, как пос. Сельхозтехника. Несколько реже упоминали другой традиционный, своеобразный и живописный район «Рыбаки» (Рыбная слобода), расположенный в устье Трубежа. Еще реже называли такие старые переславские районы как «Подгора» (Подгорная слобода), «Каморки» (старые фабричные общежития), «Подозерка» – район преимущественно индивидуальной застройки, расположенный по краю города ближе к озеру.
Улица Кордовского
При этом, судя по ответам на данный вопрос, у уроженцев Переславля по сравнению с мигрантами, большинство из которых прожили здесь значительную (а многие большую) часть своей жизни, картина города все же несколько разнообразнее, в том числе и, прежде всего, за счет упоминания его старых традиционных частей (табл. 6). Скорее всего, это различие определяется более тесной связью коренных переславцев с этими старыми районами. Многие из них живут там и сейчас, но и среди тех, кто уже перебрался в новые, более современные дома, большинство или жили в старых районах раньше, или там до сих пор живут их родители или другие близкие родственники. И это понятно, поскольку среди коренных переславцев многие сами или их старшие поколения выходцы из сельской местности, которые в малых городах предпочитали вести преимущественно сельский образ жизни – вести личное хозяйство и жить в собственном доме. Приезжие же, в своем большинстве не имели в Переславле опыта жизни в традиционных районах с их старой индивидуальной застройкой, огородами, скотом. Большинство их перебралось в свое время (чаще всего в 1960-е – 1980-е годы) в Переславль именно в надежде получить здесь жилье, которое, как правило, предоставлялось в многоэтажных домах, по тогдашним меркам весьма благоустроенных. А получали такое жилье прежде всего работники больших переславских предприятий, на которых по большей части были заняты приезжие.
Улица Ростовская -- исторический центр Переславля-Залесского
Что же касается в целом локальной топонимической памяти переславцев, то можно предполагать, что определенное влияние на нее оказывают публикации в местной периодикеiii. Это подтверждают и мои беседы с переславцами, в ходе которых выяснилось, что некоторые из них вспоминали интересные газетные заметки краеведа И.А.Кручинина о переславских улицах. Не осталась незамеченной ими и недавно вышедшая его книжка на эту же тему.
Таблица 6.
Частота упоминания респондентами основных районов Переславля-Залесского (%)
Районы города:
|
Уроженцы
Переславля
| Мигранты |
Все
Респонденты
|
Пос. Чкаловский
|
50
|
61
|
56
|
Микрорайоны
|
50
|
50
|
50
|
Центр
|
50
|
44
|
47
|
«Соколка» (Сокольская Слобода)
|
50
|
39
|
44
|
Пос. Сельхозтехника
|
39
|
39
|
39
|
«Рыбаки» (Рыбная Слобода)
|
39
|
28
|
33
|
Пос. Химик
|
44
|
22
|
33
|
Борисоглебская Слобода
|
33
|
6
|
19
|
Подгора (Подгорная Слобода)
|
33
|
0
|
17
|
Каморки
|
33
|
0
|
17
|
Подозерка
|
22
|
11
|
17
|
Восточный район
|
17
|
11
|
14
|
Ул. Свободы
|
17
|
6
|
11
|
Нет ответа
|
28
|
28
|
28
|
***
Попытаемся дать характеристику образа Переславля, сформировавшегося в сознании его жителей. Она выявлялась с помощью вопросов о том – что самим опрашиваемым особенно нравится (и не нравится) в Переславле и его окрестностях, чем Переславль и его жители могут гордиться, от чего городу и горожанам стоило бы избавиться и что опрашиваемые хотели бы показать гостю, впервые попавшему в их город. Характерно, что этот цикл вопросов вызвал, пожалуй, наибольший отклик у переславцев – практически все опрошенные дали на них тот или иной ответ.
Спасо-Преображенский собор, построенный в 1152--1157 годах-- старейший из сохранившихся храмов Северо-Восточной Руси
Судя по первому из названных вопросов (что нравится в Переславле самим респондентам), к числу положительных сторон образа своего города практически все опрошенные относят, прежде всего, природное окружение, особенно выделяя в нем Плещеево озеро, а также окрестные леса, реки, родники и пр. (табл. 7).
Таблица 7
Положительные стороны образа Переславля-Залесского в сознании его жителей
(в %)
Вопрос: Что Вам особенно нравится в Переславле и его окрестностях?
|
Уроженцы Переславля
|
Мигранты
|
Все опрошенные
|
Природа
|
89
|
78
|
83
|
В том числе Плещеево озеро
|
56
|
56
|
56
|
Историко-культурное наследие
|
67
|
61
|
64
|
Маленький красивый город, неторопливый уклад жизни
|
22
|
17
|
19
|
Таким образом, высказанное мною в начале статьи предположение о значительной роли природной составляющей в локальном самосознании переславцев полностью подтвердилось. В значительной, хотя и несколько меньшей мере, чем местная природа, горожан привлекает культурно-историческое наследие города – древние храмы и монастыри, городской вал XII века, историческая усадьба «Ботик», где жил юный Петр I во время строительства потешной флотилии. Некоторая часть (каждый пятый) респондентов ответили, что ценят Переславль за «неторопливый провинциальный уклад жизни» (уроженка Переславля, 48 лет), за то, что он – «город небольшой, нешумный» (женщина, 49 лет, в Переславле живет 25 лет), за его компактность. При этом во всех мнениях такого рода обязательным компонентом выступали также близость и богатство природы. В качестве иллюстрации ответов на этот вопрос приведу следующие высказывания: «Озеро, река, природа, исторические памятники, музей, ”Синий камень”, дендрарий» (уроженка Переславля, 30 лет); «Озеро, леса, особенно м. Ботик и дальше. Монастыри и храмы города. Валы и Красная площадь» (уроженка Переславля, 51 год); «Маленький красивый городок. Особенно в музее люблю гулять и на его территории» (уроженка Переславля, 34 года).
Городской вал.
Словом, большинство респондентов ценят Переславль-Залесский за характерное для этого небольшого древнего города органическое единство с его великолепным природным окружением. Следует подчеркнуть, что в сознании коренных переславцев положительные стороны образа родного для них города проявились несколько более интенсивно, чем у мигрантов, хотя разница между ними в этом случае была незначительна.
Бот "Фортуна" из "потешного флота" Петра I в музее-усадьбе "Ботик"
Ответы на вопрос о том, чем Переславль и переславцы могут гордиться, дополняют представление об основаниях переславской локальной идентичности. В целом эти ответы созвучны высказываниям, вызванным предыдущим вопросом. Правда, в данном случае опрошенные несколько чаще отмечали не природное окружение (его назвали немногим более трети респондентов; Плещеево озеро – их четверть) города, а его историю (половина опрошенных) и культурно-исторические памятники (примерно такая же часть респондентов), среди которых, кстати говоря, заметное место занял созданный в последние десятилетия дендросад. По частоте упоминания (каждый десятый респондент) в качестве предмета гордости переславцев на последнем месте оказались новые составляющие социально-культурной инфраструктуры города, связанные с развитием информационных технологий – основанный два десятилетия назад Институт программных систем РАН, и созданный в 1993 г. на базе последнего университетv (Город Переславль-Залесский 2003: 7). Характерно, что, как и в ответах на предыдущий вопрос, так и в ответах на рассматриваемый вопрос, у коренных переславцев по сравнению с мигрантами местное самосознание проявилось с большей интенсивностью.
Горицкий монастырь-- закрыт в 1744 году. Сейчас-- териитория Переславль-Залесского музея-заповедника
Серию вопросов об основных чертах положительного образа Переславля-Залесского завершает вопрос о том, что опрашиваемый хотел бы в первую очередь показать в городе и его окрестностях своему гостю, впервые приехавшему сюда. Среди достопримечательностей города и его окрестностей достойным внимания гостей переславцы практически в равной мере называли и местные культурно-исторические достопримечательности и природное окружение Переславля, в котором, безусловно, лидировало Плещеево озеро (табл. 8).
Таблица 8
Наиболее интересные, по мнению переславцев, достопримечательности Переславля-Залесского и его окрестностей (в %)
Достопримечательности:
|
Уроженцы Переславля
|
Мигранты
|
Все опрошенные
|
Плещеево озеро
|
72
|
83
|
78
|
Горицкий монастырь (музей)
|
61
|
56
|
58
|
Музей-усадьба Петра I «Ботик»
|
44
|
56
|
50
|
Церкви, монастыри
|
39
|
50
|
44
|
Дендросад
|
22
|
28
|
25
|
«Синий камень»
|
6
|
22
|
14
|
Городские валы
|
22
|
6
|
14
|
Красная площадь
|
6
|
6
|
6
|
В целом:
| |||
Памятники истории и культуры
|
94
|
100
|
97
|
Природные достопримечательности
|
94
|
89
|
92
|
В целом же в образе своего города переславцы выделяют, прежде всего, Плещеево озеро и стоящий на его высокой южной террасе Горицкий монастырь, в котором уже более 80 лет находится музей, сосредоточивший в себе богатейшие вещественные свидетельства местной многовековой истории и культуры края. От этих лидеров лишь ненамного отстает «Ботик» – расположенная неподалеку от города музей-усадьба, которая связана с историей создания на Плещеевом озере петровской потешной флотилии. Можно полагать, что традиционную среди горожан популярность петровской усадьбы, что было характерно, судя по воспоминаниям переславцев, еще в конце XIX – начале XX в. и о чем в середине 1920-х годов писал в своем дневнике проживавший тогда там М.М. Пришвин, стимулировало и широко отмечавшееся в Переславле в августе 2003 г. (незадолго до начала моего опроса) двухсотлетие этого старейшего в провинциальной России музее. В этой усадьбе наиболее очевидно и гармонично сливаются, с одной стороны, самое ценное из цепи природного окружения Переславля-Залесского – Плещеево озеро, а с другой, одно из важнейших звеньев его культурно-исторического наследия, имеющее к тому же большое общероссийское значение, обобщенное в широко распространенной в Переславле формуле – «"Ботик" - колыбель русского флота».
Ледниковый валун "Синий камень" в древности бывший языческим святилищем -- одна из достопримечательностей города
Столь важная роль в формировании локальной идентичности переславского музея (напомню, кстати, что усадьба «Ботик» является его филиалом) есть, на мой взгляд, несомненный результат многолетней пропагандистской деятельности, начатой еще его создателем М.И.Смирновым. В результате среди переславцев постепенно сложилась традиция регулярного посещения музея, игравшего в прошлом и сохранившего в наше время важную просветительскую роль по ознакомлению горожан с историей, культурой и природой родного края. В подтверждение этого могу сослаться и на собственные воспоминания, относящиеся к 1950-м годам. Проживая с родителями в 1953–1958 годах рядом с бывшим Горицким монастырем, я ежегодно был свидетелем настоящего паломничества переславцев в краеведческий музей, приуроченного к майским праздникам (особенно 2 мая). Вот что об этом говорила и одна из пожилых (в возрасте 60 лет) жительниц Переславля: «Раньше в музей люди приходили ежегодно – 2 мая. Это была традиция, а с отменой этого праздника стали ходить в музей очень редко». По моему мнению, именно музей, по крайней мере, до 1970-х годов был лидером в процессе формирования локальной переславской идентичности. Видимо, в дальнейшем, особенно в последние одно - два десятилетия эта роль музея стала заметно снижаться, что явилось следствием, прежде всего появления иных более мощных каналов информации и иных, привлекающих внимание горожан объектов культуры, а также в результате социально-экономической неустроенности многих горожан. Об этом, в частности, свидетельствует мнение одной из опрошенных, треть века прожившей в Переславле: «Раньше в первую очередь был музей» (женщина, 56 лет, в Переславле живет 32 года). Но все же для переславцев музей и до сих пор (в том числе благодаря семейной традиции) является одним из важных трансляторов местной культурно-исторической традиции и памяти. Так, в ходе проведенных мною интервью с переславцами выяснилось, что важнейшими источниками информации об истории Переславского края являются для них посещение городского музея (а также его филиала «Ботик») и чтение книг, среди которых интервьюируемые чаще упоминали публикации И.Б.Пуришева и М.И.Смирнова. Несколько реже в таком качестве называли статьи в переславских газетах и передачи местного радио и телевидения. Да и посещают переславцы свой музей все же не так уж и редко – среди моих собеседников большая часть бывала там сравнительно недавно – некоторые в тот год, когда я с ними беседовал, другие не позже 2–4 лет назад. Правда, при этом большинство отмечает, что за последние 10–20 лет ходить в музей горожане стали реже.
Рыбная слобода -- один из исторических районов Переславля, он вытянулся сдоль реки Трубеж.
Начиная с 16 века лишь жители этого района имели право ловить рыбу в Плещеевом озере.
"Царская ряпушка" из Плещеева озера поставлялась ко двору московских царей.
Начиная с 16 века лишь жители этого района имели право ловить рыбу в Плещеевом озере.
"Царская ряпушка" из Плещеева озера поставлялась ко двору московских царей.
Нужно сказать, что в отличие от двух предыдущих вопросов ответы на анализируемый вопрос (о переславских достопримечательностях, которые стоит показать гостям) не выявили сколько-нибудь заметных различий между переславскими уроженцами и мигрантами. Таким образом, основные черты положительного образа города скорее объединяют, чем разделяют всех переславцев перед людьми, не живущими в Переславле, в роли которых в последнем из анализируемых вопросов выступили гипотетические гости наших респондентов.
Памятник Петру I в музее-усадьбе "Ботик"
Таким образом, в позитивной локальной идентичности переславцев как природная, так и культурная составляющая их среды играют примерно одинаковую роль. Символически это равновесие отражено и в историческом гербе города. В его верхней части изображен на красном поле стоящий на задних лапах лев в короне и с крестом, олицетворяющий, видимо, историческую значимость города и большую роль в нем православной церкви. В нижней половине герба на синем фоне находятся изображения двух рыб, что символизирует Плещеево озеро и его наиболее знаменитую обитательницу – переславскую ряпушку, известную в Переславле еще под именем "царской" или "кремлевской" селедки.
К сказанному можно добавить, что в использовании (сознательном или неосознанном) для формирования локальной идентичности местных природных и культурных ресурсов Переславль не представляет исключения из идущего в современной России процесса конструирования новой региональной идентичности, частью которого является и создание региональной элитой местных символов в виде флагов, гербов, названий местных СМИ и пр.
(...)
В отличие от четко местной по своему характеру и содержанию позитивной части локальной идентичности переславцев, в негативной её части, воспроизводятся черты, в значительной мере характерные для массовых оценок заметной частью россиян нынешнего состояния нашего обществаxiv.
Выявленные выше типичные, прежде всего, позитивные стороны локального самосознания переславцев в значительной мере отразились и в их общем вербальном образе Переславля-Залесского, в котором решительно преобладает несколько идеализированное представление о милом небольшом провинциальном городе с богатой историей и доставшимся от прошлого значительным историко-культурным наследием, находящемся в почти гармоническом единстве с уникальной природой. Характерно при этом, что у коренных переславцев по сравнению с мигрантами картина города, представленная в его общей характеристике, выглядит заметно разнообразнее.
Бесспорно, для такого в целом уникального и заповедного края, как Переславский, туристский сервис может и должен стать реальной и важной основой его устойчивого развития. Вместе с тем, эта отрасль все же не может быть единственной для достаточно многолюдного города, в котором, к тому же уже есть основы для более интенсивного, чем сейчас, развития здесь науки и образования, в том числе высшего, а также высокотехнологичной промышленности, которая, естественно, не должна противоречить деятельности по охране уникальной природной и историко-культурной среды края.