Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

среда, 28 июля 2010 г.

"Очерки русской народной культуры": Локальная идентичность жителей Переславля-Залесского

Оригинал взят у ethno_photo в "Очерки русской народной культуры": Локальная идентичность жителей Переславля-Залесского
Одним из наиболее значительных трудов ИЭА РАН последнего времени является, без сомнения, монография "Очерки русской народной культуры" подготовленная отделом русского народа ИЭА РАН в этом году. Книга посвящена вопросам историко-культурного развития русских в различных регионах России. Основное внимание обращено на формирование мировоззрения и различных видов народного сознания, исторической памяти, многовекового народного опыта и знаний во всех сторонах жизнедеятельности русских. В ней использованы уникальные материалы экспедиционных обследований и архивных изысканий авторов.

Публикацию фрагментов этой книги мы начинаем с очерка ведущего научного сотрудника ИЭА РАН, доктора исторических наук С.С. Савоскула "Локальное самосознание современного русского населения Центральной России (на материале Переславля-Залесского)" посвященного анализу основных компонент локальной идентичности русских г. Переславль-Залесский, характера вписанности локальной идентичности в общерусскую и общероссийскую, отношению жителей к деятельности Русской Православной Церкви. Также автор уделяет значительное внимание различиям между локальной идентичностью коренных жителей города и мигрантов, отношению жителей города к мигрантам, а равно как и к москвичам проводящим летние месяцы в городе и его окрестностях. Переславль-Залесский был выбран автором, как малый город с достаточно разнообразной структурой занятости--- в промышленности в т.ч. относительно высокотехнологичной, сельском хозяйстве, науке, образовании и культуре.
В своем исследовании автор ограничился изучением отдельной группы достаточно образованных жителей Переславля и его окрестностей.

В тексте поста представлен один из фрагментов статьи. Полную ее версию можно скачать здесь


Локальное самосознание современного русского населения Центральной России (на материале Переславля-Залесского)


Музей-усадьба "Ботик" -- один из символов Переславля

Обратимся теперь к анализу основного содержания локальной идентичности переславцев. В инструментарии, с помощью которого я пытался исследовать самосознание жителей города, вопросы, направленные на изучение местной идентичности составляли не меньше половины. Этими (помимо уже рассмотренных выше) вопросами я намеревался: выяснить осведомленность переславцев о городской топонимии (районах города), получить представление о положительных и негативных сторонах образа города, сложившегося у его жителей, получить от них краткую характеристику своего города, а также определить круг исторических и современных деятелей, с которыми опрашиваемые связывают его прошлое и современное развитие. Кроме того, мною предпринята попытка выявить некоторые характерные, с точки зрения респондентов, черты менталитета переславцев.



Плещеево озеро -- у впадения в него реки Трубеж стоит город.

Если судить об образе города, сложившемся в сознании переславцев, по частоте упоминания ими (в ответ на просьбу назвать те части города, которые они знают) городских районов, то можно сказать, что наиболее значимыми для них наряду с историческим центром города являются относительно новые городские микрорайоны, в которых сейчас проживает большая часть горожан. В их числе микрорайоны в северо-восточной части города, сформировавшиеся в 1970-х – начале 1980-х годов в связи со строительством одного из главных градообразующих предприятий – химзавода «Славич», а также довольно престижный в Переславле поселок «Чкаловский» на южной нагорной городской окраине, начавший формироваться как особая часть города примерно во второй половине 1950-х - 1960-х годах в качестве жилого района семей военнослужащих. Поселок «Чкаловский», а также микрорайоны в северо-восточной части города, как и центральную его часть, назвало подавляющее большинство ответивших на данный вопрос. К этим новым районам по значимости в сознании переславцев примыкает и так называемый поселок «Сельхозтехника», довольно многолюдный и расположенный на самой южной окраине города. Но, очевидно, в силу меньшей его престижности по сравнению с двумя вышеназванными относительно современными районами «Сельхозтехнику» упоминали несколько реже. 



Новый городской район в Переславле-Залесском
Кроме старого городского центра, границы которого в значительной мере совпадают с пространством, замкнутым городским валом XII в., другие традиционные районы, также застроенные преимущественно небольшими срубными домами, большинство которых лишено современных коммунальных удобств, у переславцев, естественно, менее популярны. Кстати, следует пояснить, что и сейчас половину жилых зданий города составляют деревянные дома. Лишь один из традиционных для Переславля районов – «Соколку» (Сокольская слобода), расположенный в южной нагорной части города, опрошенные называли примерно с такой же частотой, как пос. Сельхозтехника. Несколько реже упоминали другой традиционный, своеобразный и живописный район «Рыбаки» (Рыбная слобода), расположенный в устье Трубежа. Еще реже называли такие старые переславские районы как «Подгора» (Подгорная слобода), «Каморки» (старые фабричные общежития), «Подозерка» – район преимущественно индивидуальной застройки, расположенный по краю города ближе к озеру.


Улица Кордовского

При этом, судя по ответам на данный вопрос, у уроженцев Переславля по сравнению с мигрантами, большинство из которых прожили здесь значительную (а многие большую) часть своей жизни, картина города все же несколько разнообразнее, в том числе и, прежде всего, за счет упоминания его старых традиционных частей (табл. 6). Скорее всего, это различие определяется более тесной связью коренных переславцев с этими старыми районами. Многие из них живут там и сейчас, но и среди тех, кто уже перебрался в новые, более современные дома, большинство или жили в старых районах раньше, или там до сих пор живут их родители или другие близкие родственники. И это понятно, поскольку среди коренных переславцев многие сами или их старшие поколения выходцы из сельской местности, которые в малых городах предпочитали вести преимущественно сельский образ жизни – вести личное хозяйство и жить в собственном доме. Приезжие же, в своем большинстве не имели в Переславле опыта жизни в традиционных районах с их старой индивидуальной застройкой, огородами, скотом. Большинство их перебралось в свое время (чаще всего в 1960-е – 1980-е годы) в Переславль именно в надежде получить здесь жилье, которое, как правило, предоставлялось в многоэтажных домах, по тогдашним меркам весьма благоустроенных. А получали такое жилье прежде всего работники больших переславских предприятий, на которых по большей части были заняты приезжие.


Улица Ростовская -- исторический центр Переславля-Залесского

Что же касается в целом локальной топонимической памяти переславцев, то можно предполагать, что определенное влияние на нее оказывают публикации в местной периодикеiii. Это подтверждают и мои беседы с переславцами, в ходе которых выяснилось, что некоторые из них вспоминали интересные газетные заметки краеведа И.А.Кручинина о переславских улицах. Не осталась незамеченной ими и недавно вышедшая его книжка на эту же тему.


Таблица 6.
Частота упоминания респондентами основных районов Переславля-Залесского (%)

Районы города:
Уроженцы
Переславля

Мигранты

Все
Респонденты
Пос. Чкаловский
50
61
56
Микрорайоны
50
50
50
Центр
50
44
47
«Соколка» (Сокольская Слобода)
50
39
44
Пос. Сельхозтехника
39
39
39
«Рыбаки» (Рыбная Слобода)
39
28
33
Пос. Химик
44
22
33
Борисоглебская Слобода
33
6
19
Подгора (Подгорная Слобода)
33
0
17
Каморки
33
0
17
Подозерка
22
11
17
Восточный район
17
11
14
Ул. Свободы
17
6
11
Нет ответа
28
28
28



***

Попытаемся дать характеристику образа Переславля, сформировавшегося в сознании его жителей. Она выявлялась с помощью вопросов о том – что самим опрашиваемым особенно нравится (и не нравится) в Переславле и его окрестностях, чем Переславль и его жители могут гордиться, от чего городу и горожанам стоило бы избавиться и что опрашиваемые хотели бы показать гостю, впервые попавшему в их город. Характерно, что этот цикл вопросов вызвал, пожалуй, наибольший отклик у переславцев – практически все опрошенные дали на них тот или иной ответ.

Спасо-Преображенский собор, построенный в 1152--1157 годах-- старейший из сохранившихся храмов Северо-Восточной Руси


Судя по первому из названных вопросов (что нравится в Переславле самим респондентам), к числу положительных сторон образа своего города практически все опрошенные относят, прежде всего, природное окружение, особенно выделяя в нем Плещеево озеро, а также окрестные леса, реки, родники и пр. (табл. 7).

Таблица 7

Положительные стороны образа Переславля-Залесского в сознании его жителей
(в %)

Вопрос: Что Вам особенно нравится в Переславле и его окрестностях?
Уроженцы Переславля
Мигранты
Все опрошенные
Природа
89
78
83
В том числе Плещеево озеро
56
56
56
Историко-культурное наследие
67
61
64
Маленький красивый город, неторопливый уклад жизни
22
17
19

Таким образом, высказанное мною в начале статьи предположение о значительной роли природной составляющей в локальном самосознании переславцев полностью подтвердилось. В значительной, хотя и несколько меньшей мере, чем местная природа, горожан привлекает культурно-историческое наследие города – древние храмы и монастыри, городской вал XII века, историческая усадьба «Ботик», где жил юный Петр I во время строительства потешной флотилии. Некоторая часть (каждый пятый) респондентов ответили, что ценят Переславль за «неторопливый провинциальный уклад жизни» (уроженка Переславля, 48 лет), за то, что он – «город небольшой, нешумный» (женщина, 49 лет, в Переславле живет 25 лет), за его компактность. При этом во всех мнениях такого рода обязательным компонентом выступали также близость и богатство природы. В качестве иллюстрации ответов на этот вопрос приведу следующие высказывания: «Озеро, река, природа, исторические памятники, музей, ”Синий камень”, дендрарий» (уроженка Переславля, 30 лет); «Озеро, леса, особенно м. Ботик и дальше. Монастыри и храмы города. Валы и Красная площадь» (уроженка Переславля, 51 год); «Маленький красивый городок. Особенно в музее люблю гулять и на его территории» (уроженка Переславля, 34 года). 


Городской вал.

Словом, большинство респондентов ценят Переславль-Залесский за характерное для этого небольшого древнего города органическое единство с его великолепным природным окружением. Следует подчеркнуть, что в сознании коренных переславцев положительные стороны образа родного для них города проявились несколько более интенсивно, чем у мигрантов, хотя разница между ними в этом случае была незначительна. 


Бот "Фортуна" из "потешного флота" Петра I в музее-усадьбе "Ботик"

Ответы на вопрос о том, чем Переславль и переславцы могут гордиться, дополняют представление об основаниях переславской локальной идентичности. В целом эти ответы созвучны высказываниям, вызванным предыдущим вопросом. Правда, в данном случае опрошенные несколько чаще отмечали не природное окружение (его назвали немногим более трети респондентов; Плещеево озеро – их четверть) города, а его историю (половина опрошенных) и культурно-исторические памятники (примерно такая же часть респондентов), среди которых, кстати говоря, заметное место занял созданный в последние десятилетия дендросад. По частоте упоминания (каждый десятый респондент) в качестве предмета гордости переславцев на последнем месте оказались новые составляющие социально-культурной инфраструктуры города, связанные с развитием информационных технологий – основанный два десятилетия назад Институт программных систем РАН, и созданный в 1993 г. на базе последнего университетv (Город Переславль-Залесский 2003: 7). Характерно, что, как и в ответах на предыдущий вопрос, так и в ответах на рассматриваемый вопрос, у коренных переславцев по сравнению с мигрантами местное самосознание проявилось с большей интенсивностью. 


Горицкий монастырь-- закрыт в 1744 году. Сейчас-- териитория Переславль-Залесского музея-заповедника

Серию вопросов об основных чертах положительного образа Переславля-Залесского завершает вопрос о том, что опрашиваемый хотел бы в первую очередь показать в городе и его окрестностях своему гостю, впервые приехавшему сюда. Среди достопримечательностей города и его окрестностей достойным внимания гостей переславцы практически в равной мере называли и местные культурно-исторические достопримечательности и природное окружение Переславля, в котором, безусловно, лидировало Плещеево озеро (табл. 8).

Таблица 8

Наиболее интересные, по мнению переславцев, достопримечательности Переславля-Залесского и его окрестностей (в %)

Достопримечательности:
Уроженцы Переславля
Мигранты
Все опрошенные
Плещеево озеро
72
83
78
Горицкий монастырь (музей)
61
56
58
Музей-усадьба Петра I «Ботик»
44
56
50
Церкви, монастыри
39
50
44
Дендросад
22
28
25
«Синий камень»
6
22
14
Городские валы
22
6
14
Красная площадь
6
6
6
В целом:



Памятники истории и культуры
94
100
97
Природные достопримечательности
94
89
92

В целом же в образе своего города переславцы выделяют, прежде всего, Плещеево озеро и стоящий на его высокой южной террасе Горицкий монастырь, в котором уже более 80 лет находится музей, сосредоточивший в себе богатейшие вещественные свидетельства местной многовековой истории и культуры края. От этих лидеров лишь ненамного отстает «Ботик» – расположенная неподалеку от города музей-усадьба, которая связана с историей создания на Плещеевом озере петровской потешной флотилии. Можно полагать, что традиционную среди горожан популярность петровской усадьбы, что было характерно, судя по воспоминаниям переславцев, еще в конце XIX – начале XX в. и о чем в середине 1920-х годов писал в своем дневнике проживавший тогда там М.М. Пришвин, стимулировало и широко отмечавшееся в Переславле в августе 2003 г. (незадолго до начала моего опроса) двухсотлетие этого старейшего в провинциальной России музее. В этой усадьбе наиболее очевидно и гармонично сливаются, с одной стороны, самое ценное из цепи природного окружения Переславля-Залесского – Плещеево озеро, а с другой, одно из важнейших звеньев его культурно-исторического наследия, имеющее к тому же большое общероссийское значение, обобщенное в широко распространенной в Переславле формуле – «"Ботик" - колыбель русского флота». 


Ледниковый валун "Синий камень" в древности бывший языческим святилищем -- одна из достопримечательностей города

Столь важная роль в формировании локальной идентичности переславского музея (напомню, кстати, что усадьба «Ботик» является его филиалом) есть, на мой взгляд, несомненный результат многолетней пропагандистской деятельности, начатой еще его создателем М.И.Смирновым. В результате среди переславцев постепенно сложилась традиция регулярного посещения музея, игравшего в прошлом и сохранившего в наше время важную просветительскую роль по ознакомлению горожан с историей, культурой и природой родного края. В подтверждение этого могу сослаться и на собственные воспоминания, относящиеся к 1950-м годам. Проживая с родителями в 1953–1958 годах рядом с бывшим Горицким монастырем, я ежегодно был свидетелем настоящего паломничества переславцев в краеведческий музей, приуроченного к майским праздникам (особенно 2 мая). Вот что об этом говорила и одна из пожилых (в возрасте 60 лет) жительниц Переславля: «Раньше в музей люди приходили ежегодно – 2 мая. Это была традиция, а с отменой этого праздника стали ходить в музей очень редко». По моему мнению, именно музей, по крайней мере, до 1970-х годов был лидером в процессе формирования локальной переславской идентичности. Видимо, в дальнейшем, особенно в последние одно - два десятилетия эта роль музея стала заметно снижаться, что явилось следствием, прежде всего появления иных более мощных каналов информации и иных, привлекающих внимание горожан объектов культуры, а также в результате социально-экономической неустроенности многих горожан. Об этом, в частности, свидетельствует мнение одной из опрошенных, треть века прожившей в Переславле: «Раньше в первую очередь был музей» (женщина, 56 лет, в Переславле живет 32 года). Но все же для переславцев музей и до сих пор (в том числе благодаря семейной традиции) является одним из важных трансляторов местной культурно-исторической традиции и памяти. Так, в ходе проведенных мною интервью с переславцами выяснилось, что важнейшими источниками информации об истории Переславского края являются для них посещение городского музея (а также его филиала «Ботик») и чтение книг, среди которых интервьюируемые чаще упоминали публикации И.Б.Пуришева и М.И.Смирнова. Несколько реже в таком качестве называли статьи в переславских газетах и передачи местного радио и телевидения. Да и посещают переславцы свой музей все же не так уж и редко – среди моих собеседников большая часть бывала там сравнительно недавно – некоторые в тот год, когда я с ними беседовал, другие не позже 2–4 лет назад. Правда, при этом большинство отмечает, что за последние 10–20 лет ходить в музей горожане стали реже.
Рыбная слобода -- один из исторических районов Переславля, он вытянулся сдоль реки Трубеж.
Начиная с 16 века лишь жители этого района имели право ловить рыбу в Плещеевом озере.
"Царская ряпушка"  из Плещеева озера поставлялась ко двору московских царей.

Нужно сказать, что в отличие от двух предыдущих вопросов ответы на анализируемый вопрос (о переславских достопримечательностях, которые стоит показать гостям) не выявили сколько-нибудь заметных различий между переславскими уроженцами и мигрантами. Таким образом, основные черты положительного образа города скорее объединяют, чем разделяют всех переславцев перед людьми, не живущими в Переславле, в роли которых в последнем из анализируемых вопросов выступили гипотетические гости наших респондентов.


Памятник Петру I в музее-усадьбе "Ботик"


Таким образом, в позитивной локальной идентичности переславцев как природная, так и культурная составляющая их среды играют примерно одинаковую роль. Символически это равновесие отражено и в историческом гербе города. В его верхней части изображен на красном поле стоящий на задних лапах лев в короне и с крестом, олицетворяющий, видимо, историческую значимость города и большую роль в нем православной церкви. В нижней половине герба на синем фоне находятся изображения двух рыб, что символизирует Плещеево озеро и его наиболее знаменитую обитательницу – переславскую ряпушку, известную в Переславле еще под именем "царской" или "кремлевской" селедки.
К сказанному можно добавить, что в использовании (сознательном или неосознанном) для формирования локальной идентичности местных природных и культурных ресурсов Переславль не представляет исключения из идущего в современной России процесса конструирования новой региональной идентичности, частью которого является и создание региональной элитой местных символов в виде флагов, гербов, названий местных СМИ и пр.

(...)
В отличие от четко местной по своему характеру и содержанию позитивной части локальной идентичности переславцев, в негативной её части, воспроизводятся черты, в значительной мере характерные для массовых оценок заметной частью россиян нынешнего состояния нашего обществаxiv.
Выявленные выше типичные, прежде всего, позитивные стороны локального самосознания переславцев в значительной мере отразились и в их общем вербальном образе Переславля-Залесского, в котором решительно преобладает несколько идеализированное представление о милом небольшом провинциальном городе с богатой историей и доставшимся от прошлого значительным историко-культурным наследием, находящемся в почти гармоническом единстве с уникальной природой. Характерно при этом, что у коренных переславцев по сравнению с мигрантами картина города, представленная в его общей характеристике, выглядит заметно разнообразнее.
Бесспорно, для такого в целом уникального и заповедного края, как Переславский, туристский сервис может и должен стать реальной и важной основой его устойчивого развития. Вместе с тем, эта отрасль все же не может быть единственной для достаточно многолюдного города, в котором, к тому же уже есть основы для более интенсивного, чем сейчас, развития здесь науки и образования, в том числе высшего, а также высокотехнологичной промышленности, которая, естественно, не должна противоречить деятельности по охране уникальной природной и историко-культурной среды края.

Скачать полный текст статьи