Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 20 декабря 2010 г.

Мумия возвращается...

 Мумия возвращается...
 

Реконструкция «алтайской принцессы»

Новосибирцы решили вернуть «принцессу Алтая» на историческую родину, но с условиями

Мумия «алтайской принцессы», которая пролежала в новосибирском Академгородке 17 лет, в скором будущем вернется на историческую родину. О принципиальной договоренности по этому вопросу на днях официально сообщило правительство Республики Алтай. Этим завершится многолетний спор между новосибирскими учеными и алтайскими борцами за национальное достояние.

Новосибирские археологи довольны, что смогут избавиться от дорогостоящих услуг московских специалистов по мумиям, но признаются: мумию отдадут лишь после того, как лично оценят условия ее нового обитания.

Справка: В 1865 году в Казахстане были впервые найдены курганы с «замерзшими» могилами. Погребальная камера была заполнена льдом, что позволило сохраниться предметам одежды. Раскопки схожих курганов велись в Горном Алтае в 30-х и 60-х годах ХХ века. Погребениям на плоскогорье Укок 2300–2400 лет. Они относятся к так называемой пазырыкской культуре (по названию урочища Пазырык). По сути это захоронения так называемых «скифов Алтая». В начале 90-х были открыты и исследованы наиболее крупные курганы на плато Укок — могилы родоплеменной знати. В кургане № 1 могильника Ак-Алаха-3 была найдена погребальная камера и колода, заполненные льдом. В колоде находились останки знатной женщины.

Мумия, возраст которой более 2,5 тысяч лет, была найдена экспедицией новосибирского археолога Натальи Полосьмак на высокогорном плато Укок в 1993 году. Находка была признана одним из самых значимых открытий российской археологии, и мумию передали для изучения в Новосибирск — в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. С тех пор спор о том, где должна храниться мумия — в Новосибирске или Горно-Алтайске, — не прекращался.

Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и ее перезахоронения. Мумифицированную женщину назвали «принцессой Кадын» и заявили, что она является прародительницей алтайского народа.

Сегодня на алтайском плато Укок таких аккуратно раскопанных курганов не найти: черные археологи работают грязно, но быстро
Власти республики настаивали, чтобы новосибирские ученые вернули мумию в местный музей. Однако ученые заявляли, что они опасаются отдать мумию в музей Горно-Алтайска, так как в нем нет необходимых условий для ее хранения. Ситуация усугубилась после 2003 года, когда сторонники возврата «принцессы» связали ее отсутствие с землетрясением на Алтае. Принципиальная договоренность была достигнута в начале июня 2010 года в ходе встречи министра культуры Республики Алтай Владимира Кончева с директором Института археологии и этнографии СО РАН академиком Анатолием Деревянко.

Мумию планируется передать в Национальный музей Республики Алтай после того, как будет завершена его реконструкция.

Стоит отметить, что возврат обусловлен отнюдь не признанием учеными родства алтайцев с мумией. «Все эти легенды яйца выеденного не стоят. Если учесть возраст мумии и что она индоиранского происхождения, она скиф. А становление даже древнетюркского сообщества — того, из которого возникли алтайцы, — началось как минимум на тысячу лет позже. К алтайскому этносу она не имеет отношения, а мужчина, которого нашли рядом с ней, — он вообще рыжий», — развеял миф о прародительнице алтайцев директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов.

Впрочем, алтайцев данные палеогенетики не смущают: директор музея в Горно-Алтайске Римма Еркинова рассказала, что волнения утихли сразу после того, как в 2003 г. было объявлено о планах по реконструкции музея. В 2007 г. жертвователем на это выступил Газпром. Проект оценили в 750 млн рублей. 250 млн из них уже выделено, оставшиеся 500 млн музей ожидает в ближайшем будущем. На эти деньги для мумии будет отстроен специальный зал с саркофагом, где будут лежать ее одежда, головной убор и другие погребальные предметы.

«Это честь для Газпрома, алтайский народ не забудет этого, ведь мы воспринимаем ее как прародительницу и не смотрим на разрез глаз», — Римма Еркинова считает выводы новосибирских ученых оскорбительными для своего народа.

В неправильном саркофаге и при свете мумия истлеет за три месяца. Даже на экскурсии ее открывают лишь на 10 минут
«Вся эта мифология — чистая политика. В 1993 году шла мощная политическая борьба за самостийность, и во всех маленьких республиках началось мощное националистическое движение. Мумия попала в этот политический процесс. Все маленькие народности пользуются одним и тем же методом: мы маленькие, но очень древние и были здесь раньше всех вас», — пояснил мотивы алтайцев господин Шаповалов.

В новосибирском Институте археологии относятся к предстоящему вывозу мумии спокойно. «Мы так устали от этой темы, слава богу, этот процесс сейчас уже пойдет, все встанет на свои места», — призналась ученый секретарь ИАЭТ СО РАН Ольга Новикова, назвав всю скандальную эпопею с мумией спекулятивным мифотворчеством. По ее словам, речь о возврате велась изначально, с условием, что алтайцы перестанут говорить о непременном захоронении своей мумии (в цивилизованном мире хоронить такие ценные археологические находки — нонсенс). Кроме того, требовалось, чтобы в музее были созданы соответствующие условия: мумия непременно должна храниться в темноте в специальном саркофаге, микроклимат которого регулируют дорогостоящие приборы. Если что-то пойдет не так, мумия истлеет за три месяца.

В обмен на помощь по подготовке экспозиции в Горно-Алтайске новосибирские ученые ждут улучшения климата для археологических раскопок на Алтае.

Совсем недавно был отменен запрет властей Республики Алтай на раскопки в Кош-Агачском районе, который длился 13 лет. Но больших надежд на новые находки на уникальном плато Укок археологи не питают: процесс изменения климата в последние годы не способствовал сохранению замерзших могил. Кроме того, как напомнила Ольга Новикова, запрет на ведение работ для ученых-археологов породил нашествие диких туристов и черных археологов. «Сегодня там уже совсем не та экология: горы мусора и несанкционированные раскопки», — подытожила археолог.
news.ngs.ru/

l-boris.livejournal.com/170565.html