Белокурая раса, динлины китайцев, имела на заре китайской истории обширное распространение в Средней Азии. К динлинской расе принадлежат 4 древних народа Центральной Азии: кыргызына верхнем Енисее, динлины в Прибайкалье, усуни, которых история застает у оз. Лобнор, но в момент передвижения их на запад – в северный Тянь-Шань, и бома в Саяно-Алтае. Все эти четыре народа имели голубые (зеленые) глаза и белокурые (рыжие) волосы. Все эти народы были более или менее смешаны с соседями. К динлинам относятся енисейские остяки-кеты.
Палеоантрополог Дебец считает долихоцефальный южносибирский тип, т.е. динлинов, протоевропеоидным, «близким к кроманьонскому». Прямой связи с европейцами динлины не имели, являясь ветвью, отклонившейся еще в палеолите.
Появление динлинских племен на севере Гобийской пустыни связывается с проигрышем динлинами тысячелетней войны с китайцами (борьба «черноголовых» китайцев с «рыжеволосыми дьяволами» в китайских хрониках 2600 г. до н.э.). Племена ди зафиксированы в Китае в 3 тысячелетии до н.э. как аборигены. За 3000 лет часть динлинов была истреблена, часть бежала, часть смешалась с китайцами [как айны в Японии]. Смешение произошло в эпоху Чжоу, 12 век, причем чжоуские племена состояли в большой мере из ди. Этим объясняется наличие у древних китайцев высоких носов и пышных бород. Другая часть разбитых динлинов отступила на юг, в джунгли Сикана и Юньнани. Там они превратились в лесные племена – мань китайских географов. Потомками их являются черные поло, имеющие ряд европеоидных черт, а также племена цзеляны, яо-мяо, вони, йе-жэнь, путэ и мосо. Потомками динлинов, смешанных с тибетцами, монголами и китайцами, являются тангуты в Амдо и окрестностях Ганьчжоу, воинственные горцы, больше похожие на кавказцев, чем на монголов. Тангуты говорят на тибетском языке. Приближаясь по языку к народам индокитайской группы, динлины по своим физическим признакам и психическим особенностям принадлежали к той же белокурой расе, которая некоторыми антропологами считается первобытной в Европе.»
Динлины были свободолюбивым [как кавказцы] и подвижным народом, они распадались на множество мелких родов и собирались для отпора врагу лишь в редких случаях и на самое короткое время. Китайцы потому побеждали их, что имели дело не со сплоченным народом, а с отдельными его поколениями; к тому же пользовались их взаимными счетами и натравляли их друг на друга. Что динлины не были склонны к подчинению, выше всего ставя свою индивидуальную свободу, видно из того, что они без колебания бросали свою порабощенную родину и расходились [причина миграций сино-тибетцев?] – одни на север, другие на юг, туда, где еще был простор, куда не добирались китайцы со своим государственным строем. Так, они с течением времени добрались с одной стороны до бассейна Брамапутры, Иравадди и Салуэна, а с другой до Байкала, Алтая и южной Сибири [Саянские горы китайцы называли Динлин].
Рисунок в «Гу-цзинь-ту-шу-цзи-чэн» изображает уйгура человеком с толстым носом, большими глазами и с сильно развитой волосяной растительностью на лице и всем теле и, между прочим, с бородой, начинающейся под нижней губой, с пышными усами и густыми бровями. Характерная особенность: уйгуры, подобно древним киргизам, носили серьги [как запорожцы] – обычай, распространенный у динлинов, но не у тюрков. «Желтоголовые» уйгуры уцелели, может быть, даже до наших дней в лице белокурых мачинцев Кэрийских гор.
Насколько быстро были утрачены уйгурами особенности динлинского типа – неизвестно, относительно же киргиз имеется следующее мерило: в начале IX века высокий рост, белый цвет кожи, румяное лицо, рыжий цвет волос и зеленые (голубые) глаза преобладали у них настолько, что «черные волосы считались нехорошим признаком, а (люди) с карими глазами почитались потомками (китайца) Ли-лин»; к XVII же веку, когда с ними впервые столкнулись русские, киргизы оказались уже совершенно иным народом – черноволосым и смуглым.
В X веке среди киданей жило еще белокурое племя, шедшее всегда в авангарде их вредоносных полчищ; засим даже в конце 18-го века среди маньчжур встречались, и притом, по-видимому, нередко, субъекты со светло-голубыми глазами, прямым или даже орлиным носом, темно-каштановыми волосами и густой бородой, ныне же среди тунгусских народностей этот тип более не встречается. Он удержался, однако, далее к востоку, в северной Корее, где и до настоящего времени, светлые глаза, рыжие волосы, густые бороды и кавказские черты лица – явление далеко не редкое.
(Г.Е. Грумм-Гржимайло)
Часть динлинов стали предками тибетцев и тангутов, часть ассимилирована кыргызами, уйгурами, хунну и тюрками. Их расовые признаки зафиксированы у киданей, корейцев, айнов, манчжур, кумандинцев [?]. А часть динлинов стала и основателями монгольского народа, или по крайней мере рода Борджигин (откуда Чингис-хан).
Вероятные потомки динлинов обнаруживаются, как ни странно, на Памире, в Ишкашиме и на склонах Гиндукуша, причем здесь они называются«бади» (бай-ди) и переводятся как «ветренные». [Можно считать, что так их назвали за счет проживания в высокогорьях, хотя с китайского бай-ди можно перевести как "белые (снежные?) ди"]