Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 20 декабря 2010 г.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ЮЖНЫХ СВЯЗЯХ НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ В ЭПОХИ НЕОЛИТА И БРОНЗЫ

В.А.Дремов
(Томск)

Указанная в заглавии проблема впервые была поставлена в 30-е годы Г.Ф.Дебецом в связи с вопросом о происхождении брахикранного типа карасукской культуры, который он связывал сначала с памиро-ферганским типом, затем - с дальневосточной монголоидной расой. В 60-е года первая из этих гипотез получила детальное обосновать в работах В.П.Алексеева и Ю.Г.Рычкова. Одновременно было установлено сходство карасукских черепов с резко брахиморфными черепами энеолитической окуневской культуры Минусинской котловины (Г.Ф.Дебец, Г.В.Рыкушина), а вскоре - тех и других с черепами из погребений поздней бронзы Западной Тувы и Западной Монголии (В.П.Алексеев). Итогом этих наблюдений явился фундаментальный вывод о существовании в западных районах Центральной Азии и прилегающей области Алтае-Саян особого древнего очага расообразования, где на осново европеоидного населения при участии монголоидов формировался своеобразный расовый тип - брахикранный, широколицый, с сильным выступанием носа и некоторой уплощенностью лицевого скелета (В.П.Алексеев, Г.В.Рыкушина).
Находки черепов, Морфологически близких окуневским, в могильниках лесостепных районов севернее Минусинской котловины, датированных IУ-III тыс. до н.э. (Перевозное, Долгое озеро), позволяют отодвинуть время возникновения этого очага по крайней мере до неолитической эпохи.
В восточных районах Центральной Азии, на территории исконного обитания монголоидов, судя по первым палеоантропологическим находкам ранних эпох, также отмечается повышение черепного указателя. Типично брахикранными являются неолитический череп из Тамцак-Булака, черепа эпохи бронзы Восточной Монголии и китойского этапа Восточного Забайкалья (Д.Тумэн, Н.Н.Мамонова). Возможно, брахицефализацию на западе и востоке Центральной Азии следует рассматривать как единый расогенетический процесс, имевший отношение к формированию антропологического типа окуневцев. Сходство с окуневскими обнаруживают также черепа из неолитических могильников Усть-Иша и Иткуль на Верхней Оби (Алтайский край). Последние, правда, в большей степени сближаются с черепами неолита Прибайкалья. Но, как показали В.П.Алексеев и О.Б.Трубникова (1984), на фоне широких сопоставлений верхнеобская, окуневская и прибайкальская серии образуют определенное единство.
Население, оставившее могильники Усть-Иша и Иткуль, в расовом отношении было смешанным. Его близость с прибайкальским определялась, как нам представляется, прежде всего общностью основного монголоидного компонента. Вопрос о происхождении европеоидных элементов в составе населения Верхней Оби более сложен. Учитывая морфологические особенности черепов и характер их отличий от прибайкальских, следует признать наиболее соответствующими искомому европеоидному компоненту некоторые древние формы средиземноморской расы, известные по материалам неолита и бронзы юга Средней Азии и Иранского нагорья, прежде всего, гиперморфный средиземноморский вариант, представленный в Тулхарском могильнике бишкентской культуры в Южном Таджикистане (Т.П.Кияткина). Среди материалов неолита и бронзы Средней и Передней Азии тулхарская серия занижает обосооленное, но не изолированное положение. Сходство с нею имеют черепа эпохи бронзы из Серахского района близ Ашхабада, курганов Караэлемата-Сай в Восточном Прикаспии и поселения Тахирбай III в дельте Мургаба, которые Т.К.Ходжайов объединил с черепами Тулхара в один восточносредиземноморский вариант III.
Все эти могильники относятся к кругу памятников, связываемых с проникновением на юг Средней Азии скотоводческого населения из более северных районов. Территория, откуда шло переселение, неизвестна. Появившийся в последнее время материал кельге-минарской культуры из могильника Tумон-Кичиджик (Т.А.Трофимова, Л.Т.Яблонсккй) не обнаруживает не только сходства с гиперморфным тулхарским вариантом, но и преобладания средиземноморского типа вообще. Однако значительные территории севера Средней Азии и юга Казахстана в палеоантропологическом отношении по-прежнему остаются белым пятном. Возможна, именно оттуда группы населения, сходные с тулхарским, в неолитическое время проникали в северные предгорья Алтая, а в более позднее время, под натиском андроновцев и срубников - в южные районы Таджикистана и Туркмении. Возможно также, что продвижение этого населения в северо-западном направлении отражает находка неолитического черепа средиземноморского облика у г.Давлетканово на Южном Урале.
В настоящее время антропологи единодушно признают участие европеоидных элементов в формировании неолитического населения Прибайкалья. Но вопрос о происхождении этой европеоидности конкретно почти никем не исследовался. Казалось само собой разумеющимся, что она связана с проникновением на восток носителей афанасьевской или андроновской культур (Г.Ф.Дебец, М.Г.Левин, В.П.Алексеев, В.И.Харнатович). И.И.Гохман (I980), заново пересмотрев материалы Фофановского могильника, пришел к выводу о неоднородности неолитического населения Забайкалья и вхождении в его состав долихокранного европеоидного типа с высоким лицом, сопоставляемого с гиперморфными древнесредиземноморскими вариантами Передней и Средней Азии. Правомерность этих сопоставлений подкреплялась небольшой, но выразительной серией черепов средиземноморского облика из могильника эпохи бронзы Аймырлыг в Центральной Туве, описанной И.И.Гохманом в этой же работе.
Грацильный долихокранный тип с нешироким, резко профилированным лицом и сильно выступающим носом представлен в небольшой краниологической серии из могильников Верхнего Приобья эпохи доандроновской бронзы (Елунино I, Заречное I, Еловка II), отражающей, по-видимому, новую волну проникновения южных европеоидов в западносибирскую лесостепь.
В I960 г, В.П.Алексеев описал неолитический череп из-под Красноярска, который характеризовался малой высотой, уплощенностью и резкой прогнатностью лица в сочетании с широкой формой грушевидного отверстия и слабым выступанием носовых костей. Отмечая сходные особенности у черепа из неолитического погребения близ с.Батени на севере Хакасии, В.П.Алексеев высказал предположение о проникновении в Южную Сибирь отдельных представителей тропического расового ствола. Дальнейшие исследования не подтвердили вывода В.П.Алексеева. Указанный комплекс признаков отмечен еще у одного карасукского и трех татарских черепов Минусинской котловины (В.П. Алексеев, А.Г. Козинцев), но они выбраны из огромных краниологических коллекций, насчитывающих в общей сложности около 1000 черепов. В известных в настоящее время материалах кельтеминарской культуры Приаралья, через посредство которой осуществлялись, как считал В.П.Алексеев, связи сибирского населения с южными территориями, черепов этого типа не обнаружено. Зато в лесостепной и подтаежной полосе Западной Сибири черепа с широким носом, малой высотой и прогнатностыо лица встречаются часто, начиная с эпохи неолита. Очевидна связь этого типа не с экваториальным, а с монголоидным расовым стволом. Подобные особенности характерны для некоторых групп современного населения Западной Сибири, в частности, ореднеобских хантов, селькупов, чулымских тюрков.