Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

воскресенье, 8 сентября 2013 г.

Переверзев Иван Фёдорович



Народный артист СССР (1975)
Лауреат Государственной премии СССР (1952, за исполнение ролей кочегара Разина и Сигизмунда Сераковского в фильме «Тарас Шевченко»)




Иван Переверзев родился 3 сентября 1914 года в деревне Кузьминки в Орловской губернии. 

Его родители были крестьянами, которые с детских лет привили сыну любовь к труду и наградили отменным здоровьем. Сам Иван хотел стать моряком, и собирался поступать в мореходное училище, но родители надеялись, что он получит настоящую рабочую специальность и оправили его в Москву к тётке Марусе, которая устроила его учиться в ремесленное училище. Окончив училище, Иван получил специальность слесаря-наладчика и устроился на завод «Шарикоподшипник». Но однажды его приятель Роман уговорил Ивана подать за компанию документы в училище при Театре Революции. В результате Ивана в училище приняли, а Романа - нет. Переверзеву все удавалось, и преподаватели считали Ивана одним из самых талантливых студентов. Во время учебы он впервые снялся в кино. В 1932 году Иван снялся в массовке в фильме «Дезертир», а в 1934 году ему была доверена небольшая роль в картине «Частная жизнь Петра Виноградова». После того, как в 1938 году Переверзев окончил училище, сам Михаил Астангов дал ему направление в Театр Революции, и на его сцене молодой актёр вскоре сыграл роль Валентина в спектакле «Два веронца» и роль Лаэрта в «Гамлете». 

В 1939 году Переверзева пригласили сняться в главной роли в фильме «Вальтер» о немецких антифашистах. Актёр приступил к съёмкам, однако они вскоре прекратились после подписания в августе 1939 года пакта Молотова-Рибентропа, так как антифашистская тема стала нежелательной для кремлёвского руководства. И Переверзев был приглашен режиссёром Владимир Корш-Саблин для съемок в картине «Моя любовь», где ему досталась одна из главных ролей инженера Гриши. Сюжет фильм изобиловал неправдоподобными, почти сказочными поворотами сюжета, танцами, прогулками под луной, катаниями на лодке в летнем парке, и картина заняла в прокате 1940 года пятое место. С этой роли началась всесоюзная известность Переверзева.



Во время Великой Отечественной войны Переверзев продолжал сниматься в кино. В 1942 году им был сыграна роль капитан-лейтенанта Найдёнова в фильме «Морской ястреб». Съемки фильма начались в апреле 1941 года, и когда началась война, актеры, занятые в картине, обратились к контр-адмиралу Борису Жукову, консультировавшему съемочную группу, с просьбой направить их добровольцами на фронт. Переверзеву, игравшему командира «Морского ястреба», было доверено высказать адмиралу просьбу артистов, и он предложил направить актеров в морские действующие части, обороняющие Одессу. «А как же фильм?» - спросил контр-адмирал, - «Среди вас есть моряки?» Артисты замялись, и адмирал принял решение продолжать съемки фильма. В результате картина снималась в осажденном неприятелем городе, и только после завершения работ над фильмом съемочная группа была эвакуирована из Одессы на одном из последних пароходов.



За время войны Переверзев снялся еще в восьми картинах, среди которых были фильмы «Это было в Донбассе», «Иван Никулин, русский матрос» и «Два товарища». В картине «Это было в Донбассе» он сыграл роль полковника Рябинина и в картине «Иван Никулин, русский матрос» сыграл роль Ивана Никулина. Картина о Никулине была снята по мотивам реальной истории, опубликованной в газете «Красный флот», но была больше похожа на сказку, в которой прославлялась русская смекалка. В те же годы в созданном Михаилом Ромом первом в мире ташкентском Театр киноактёра Переверзев сыграл в спектакле «Без вины виноватые» по произведению Островского.



В 1946 году Иван Переверзев получил приглашение от режиссёра Андрея Фролова сняться в главной роли в картине «Первая перчатка». На съёмках этой картины актёр влюбился в свою партнёршу 19-летнюю студентку второго курса ВГИКа актрису Надежду Чередниченко.



Первая встреча с партнершей по съёмочной площадке прошла не очень удачно для Переверзева, он молча сидел на площадке, так как был немного подшофе, и очень не понравился Чередниченко. Но съёмки продолжались, и галантные ухаживания Переверзева исправили первое неприятное впечатление. Надежда жила в общежитии, где было не очень хорошее питание, Переверзев водил её в кафе на улице Горького и юная актриса дала согласие выйти за него замуж. В день рождения Чередниченко 14 августа 1946 года, после съёмок одного из эпизодов фильма, молодые объявили съемочной группе о своей помолвке. Когда спустя полгода Переверзев узнал, что станет отцом, он вынес Надю на руках с третьего этажа женской консультации, и очень радовался рождению сына, которого назвал Сергей.



Фильм «Первая перчатка» вышел на экраны в 1947 году, пользовался колоссальным успехом у зрителей и занял в прокате третье место. Однако конец 1940-х годов был неудачным для советского кинематографа, кино почти не снималось, и в кинокарьере Переверзева наметился перерыв. Но семейная жизнь не складывалась. Дорогие подарки жене в виде автомобиля и рояля не смогли повлиять на ситуацию, и в 1951 году, несмотря на уговоры Переверзева, супруга ушла от него, забрав ребёнка. Вскоре Чередниченко вышла замуж за Петра Тодоровского, но и этот ее брак продержался недолго. Тем временем Переверзев вновь погрузился в работу. В 1951 году на экраны СССР вышел фильм «Тарас Шевченко», в котором Переверзев сыграл сразу две роли - кочегара Разина и Сигизмунда Сераковского.



Картина была отмечена Государственной премией, и актёр вновь оказался в центре внимания режиссёров. В 1952 году Михаил Ромм приступил к работе над дилогией «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», главную роль адмирала Ушакова в которых было предложено сыграть Переверзеву. Прежде, чем приступить к роли, Переверзев прочел огромное количество литературы, посвященной Ушакову, так не вполне понимал, как сыграть такую масштабную личность из другой эпохи. Позднее сам актёр вспоминал: «Как только меня утвердили на роль Ушакова, я для Михаила Ильича стал дорогим и близким человеком, а уж мои чувства я не в состоянии выразить словами и по сей день!.. Михаил Ильич создал вокруг меня атмосферу предельного внимания и, я бы даже сказал, обожания... Только я расположился в своём номере (фильм снимался в Одессе), как раздался звонок. Звонил Михаил Ильич и просил зайти. В номере он был один и сразу меня удивил своим предложением: «Ванечка, ты в фильме играешь главную роль, адмирала Ушакова. Так вот я прошу тебя на всё время съёмок и в жизни тоже играть адмирала Ушакова. Это во-первых, будет полезно тебе как актёру, да и вообще будет на пользу картине. Вас, актёров, собралось много, и у каждого свой характер, свои привычки, а некоторые, я знаю, могут и лишнюю рюмку выпить, а я с «искусственно весёлыми» артистами не работаю! А главное, я хочу, чтобы вы были коллективом, командой на корабле!.. Подробности игры вы разработайте сами. Ты понял меня?» - «Понять-то я понял, только кто будет меня слушать?!» Михаил Ильич с жаром произнёс: «Ты же адмирал, вот и докажи это не только на экране!» Мне ничего не оставалось делать, как согласиться. О предложении Михаила Ильича я рассказал актёрам, всем оно понравилось, и мы быстро выработали правила игры... «Сухого закона» любителям лишней рюмки мы не установили, но была установлена «адмиральская норма» - сто граммов. За нарушение «указа об адмиральской норме» следовало строгое наказание». По признанию самого Переверзева, роль Фёдора Ушакова была его любимой. «За эту роль мне не стыдно, - говорил актёр. - Она отобрала у меня много сил и энергии».





Во время съёмок в Херсоне картины Станислава Говорухина «День ангела» группа актёров и моряков посетила памятник адмиралу Ушакову. Переверзев встал рядом с памятником - сходство фигур, лиц и роста было потрясающим. Оказалось, что скульптор создавал образ, посмотрев фильм про Ушакова с Переверзевым. Но сходство было не случайным, еще и потому, что обоих роднила страсть к морю и кораблям. Иван Переверзев в детстве хотел стать моряком, и был рад тому, что в зрелой жизни ему выпал шанс воплотить детскую мечту на киноплёнке.



После выхода обоих фильмов на экран в 1953 году, новые предложения сняться стали поступать к Переверзеву одно за другим. В 1950-х годах он снялся в картинах «Герои Шипки», «Урок жизни», «Иван Франко», «Во власти золота», «Как поймали Семагу» и «Полесская легенда». Во время съемок этой картины летом 1956 года Переверзев влюбился в актрису Аллу Ларионову, и позже у них родилась дочь. 

В 1953 году Переверзев вступил в ряды КПСС, а через несколько лет познакомился с Никитой Хрущёвым при анекдотичных обстоятельствах, которые, тем не менее, могли стоить Переверзеву карьеры в кино. В августе 1958 года в Советский Союз с дружественным визитом приехал американский певец Поль Робсон, и его привезли в Крым, где отдыхал Хрущёв, пожелавший познакомиться с почетным гостем. В эти же дни в Крыму отдыхал Иван Переверзев. Во время торжественного прибытия Робсона актёр находился в толпе встречающих, заметно выделяясь среди остальных, вручил Полю Робсону цветы, и тот обратил на него внимание, а узнав, что актера зовут Иван, певец ни на шаг не отпускал от себя своего нового знакомого. В тот же вечер в Ливадийском дворце советский руководитель устроил пышный приём в честь гостя, на который собралась партийно-хозяйственная номенклатура и деятели культуры. Поль Робсон прогуливался среди гостей, а рядом с ним неизменно следовал Иван Переверзев. Хрущёв хотел пообщаться с Робсоном, но тот все свое внимание сосредоточил на Переверзеве. Тогда к нему подошел человек в штатском и вежливо сообщил, что актера зовут к телефону. В соседнем зале тот же человек, резко сменив тон, грубо объяснил Переверзеву, что мешать общению Хрущева и Робсона Ивану более не следует.



В 1962 году режиссёр Виктор Комиссаржевский пригласил Переверзева на главную роль в фильме «Знакомьтесь, Балуев!» по роману Вадима Кожевникова. В нём Иван Переверзев сыграл честного и принципиального руководителя стройки. По поводу исполнения Переверзевым этой роли критик Р. Соболев писал: «Выбор Переверзева на роль Балуева понятен, но... может быть, это было главнейшей ошибкой авторов. Актёр не виноват в том, что так много кинематографистов представляли партийных и советских работников внешне импозантными, но, по существу, эмоционально и интеллектуально упрощёнными людьми... Герои, которых довелось играть Переверзеву, почти всегда были приподняты на котурны, их по-настоящему хорошие качества только декларировались, и потому они были попросту неинтересными людьми. В сценарии фильма не было ничего, что позволило бы другому актёру сделать Балуева интереснее, чем он получился у Переверзева. Но нет уверенности, что Балуев, если бы даже такую возможность давал драматический материал, стал бы у Переверзева богаче. Дело в том, что подобные роли были «дежурными» для актёра, у него возникла своеобразная маска». Тем не менее, на Московском международном кинофестивале в 1963 году чиновники от Госкино выдвигали фильм на главный приз, но члены жюри фестиваля во главе с Чухраем отдали награду фильму Феллини «Восемь с половиной».



В 1961 году Надежда Чередниченко развелась с Тодоровским и вернулась к Переверзеву с его сыном и дочкой от второго брака. Алла Ларионова узнала о связи Переверзева со своей бывшей супругой, случайно заглянув в паспорт своего возлюбленного. Незадолго до этого Переверзев уехал в Москву из Минска, где они жили с Ларионовой, а спустя несколько дней вернулся к Алле как ни в чем не бывало. И после его возвращения Ларионова выяснила, что ее гражданский муж уезжал в Москву, чтобы зарегистрировать брак с другой актрисой. Переверзев выглядел во всей этой истории не самым лучшим образом. Алла позвонила своему брату в Москву, и попросила разыскать влюбленного в нее Николая Рыбникова. Брату она сообщила: «Скажи Коле, я согласна выйти за него замуж». А через два месяца у Аллы Ларионовой родился ребенок. «Ребенок - мой», - позже отвечал Рыбников. 

Вторая попытка совместной жизни Переверзева и Чередниченко была намного короче первой - они прожили друг с другом всего полтора года, снялись вместе в одном фильме и снова разошлись, на этот раз навсегда. В доверительных беседах с друзьями Переверзев признавался, что никогда не одерживал побед над женщинами и все его женитьбы – скорее, результат побед женщин над ним. Но личная жизнь актера все же наладилась. В 1967 году Переверзев сыграл роль комиссара Медведева в фильме «Сильные духом», и после выхода этой картины на экраны Станислав Говорухин пригласил актёра на роль в картине «День ангела». На съемках Переверзев познакомился с 26-летней Ольгой Соловьёвой и 6 января 1968 года на дне рождения Николая Крючкова, который тоже играл в картине одну из главных ролей, Переверзев сделал Ольге официальное предложение. Она согласилась, 13 января они сыграли в Одессе свадьбу, и вскоре у них родился сын.



В 1966 году Переверзеву предложили сыграть роль адмирала в фильме Григория Поженяна «Прощай!». Однако на съёмках между режиссёром и рядом актёров произошёл конфликт, о котором рассказывал автор музыки к кинофильму Микаэл Таривердиев: «Гриша Поженян, будучи, с одной стороны, поэтом, а с другой стороны, командиром-моряком (он прошёл всю войну в этом качестве), плохо представлял себе, как нужно общаться с актёрами, тем более знаменитыми, которые и сниматься-то приехали только потому, что любили его как поэта и хорошего мужика. А Гриша стал ими командовать. И очень сильно. Он сразу объявил: «Здесь два гения. Я и Таривердиев. Все остальные - наши служащие». Я стал хохотать, думая, что он просто так дурака валяет. Но Переверзев на него очень обиделся. «Гриша, как твой фильм называется?» - спросил он. «Прощай!» - «Прощай, Гриша!» - Переверзев сел в самолёт и улетел в Москву. «Гриша, что ты делаешь! Ведь уже полкартины снято!» - в ужасе говорю я ему. «Не волнуйся, Мика. Я ведь не только режиссёр, но и автор сценария. Нет вопросов». И вот снимают сцену, в которой должен играть Переверзев... Входит вестовой, спрашивает: «А где товарищ адмирал?» - «Убит, товарищ командир, - отвечают ему...» 

В повседневной жизни Переверзев был щедрым и смелым человеком. Его друзья рассказывали, что он никогда не боялся совершать поступки вопреки сложившемуся общественному мнению. Так, когда общественность дружно возмущалась поведением таких писателей, как Виктор Некрасов и Владимир Дудинцев, Переверзев не боялся приходить к ним для поддержки.



Из-за плохого состояния здоровья роль в телевизионном фильме «Чисто английское убийство» озвучил друг Переверзева Евгений Весник. 

Иван Переверзев скончался 23 апреля 1978 года, и был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

 

Об Иване Переверзеве была подготовлена телевизионная программа из цикла «Как уходили кумиры».





Текст подготовил Андрей Гончаров 

Использованные материалы: 

Текст книги Ф.Раззакова
Сайт канала "Культура"
Материалы сайта www.proekt-wms.narod.ru
Материалы сайта www.nashekino.ru





Актерские работы: 


Конвейер смерти (1933) эпизод
Частная жизнь Петра Виноградова (1934) роль: инструктор физкультуры
Моя любовь (1940) роль: Гриша
Первая конная (1941) роль: заключённый
Парень из тайги (1941) главная роль: Степан Потанин
Морской ястреб (1941) главная роль: Александр Найдёнов
Волшебное зерно (1941) главная роль: Богатырь, Мастер На Все Руки
Боевой киносборник № 11 (1942) роль: командир партизанской группы, новелла «Сто второй километр»
Александр Пархоменко (1942) роль: красный командир
Дорога к звёздам (1942) роль: Филимонов, стрелок-радист
Родные берега (1943) роль: гвардии капитан, комбат, новелла «Три гвардейца»
Два бойца (1943) эпизод
Иван Никулин - русский матрос (1944) главная роль: Иван Никулин
Это было в Донбассе (1945) роль: Степан Рябинин
Первая перчатка (1946) главная роль: Никита Крутиков 
Повесть о "Неистовом" (1947) роль: Мезенцев, командир "126"-го
Суд чести (1948) роль: Иван Иванович Петренко, учёный, правая рука Добротворского, заведующий клиническим отделением
Третий удар (1948) роль: генерал-лейтенант Я.Г. Крейзер
Кавалер Золотой звезды (1950) роль: Андрей Петрович Бойченко, секретарь крайкома партии
Далеко от Москвы (1950) роль: инженер
Тарас Шевченко (1951) роли: кочегар Разин / Сигизмунд Игнатьевич Сераковский
Покорители вершин (1952) роль: Виктор Журавлёв (озвучил М. Кузнецов)
Садко (1952) роль: Тимофей Ларионович
Адмирал Ушаков (1953) главная роль: Фёдор Фёдорович Ушаков, адмирал
Корабли штурмуют бастионы (1953) главная роль: Фёдор Фёдорович Ушаков, адмирал
Герои Шипки | Героите на Шипка (СССР, Болгария) (1954) главная роль: Каторгин, солдат русской армии
Урок жизни (1955) главная роль: Сергей Ромашко, инженер
Тайна вечной ночи (1955) главная роль: Алексей Иванович Денисов, учёный-океанограф
Иван Франко (1956) роль: митрополит
Полесская легенда (1957) главная роль: Роман 
Как поймали Семагу (короткометражный) (1957) главная роль: Семага
Далёкое и близкое (1957) эпизод
Во власти золота (1957) главная роль: Молоков Тихон Кондратьевич, золотопромышленник
Гори, моя звезда (1957) роль: Семён Васильевич, секретарь горкома
Конец Чирвы-Козыря (1957) роль: Степан Иванович Чабаненко, секретарь окружкома
Голубая стрела (1958) роль: Бельский, командир вражеской подводной лодки
Дело "Пестрых" (1958) роль: «Незнакомец», шпион
Дорогой мой человек (1958) роль: Козырев, подполковник
Киевлянка (1958-1960) роль: Камышин, матрос с "Авроры", ставший чекистом
Небо зовет (1959) роль: Евгений Петрович Корнев, учёный
Домой (1960) главная роль: Степан Лежнёв, моряк с траулера
Мичман Панин (1960) роль: Иван Григорьев, боцман
Иду к вам (1961) роль: Емельянов, капитан буксира
Василий Докучаев (1961) главная роль: Докучаев В.В.
Алые паруса (1961) роль: Лонгрен
Битва в пути (1961) роль: Сергей Васильевич Бликин, секретарь обкома
Молодо-зелено (1962) роль: Черемных Василий Кириллович, главный инженер кирпичного завода
Знакомьтесь, Балуев! (1963) главная роль: Павел Гаврилович Балуев
Тишина (1963) роль: Вячеслав Владимирович Луковский, директор института
Сокровища республики (1964) роль: Веретилин Иван Фёдорович, матрос "Жемчуга", комиссар-чекист
Зачарованная Десна (1964) роль: начальник строительства
Одиночество (1964) эпизод
Ярость (1965) роль: ротмистр Лучицкий
Чёрный бизнес (1965) главная роль: Алексей Михайлович Мельников, генерал 
Прощай (1966) роль: Державенко
К свету! (киноальманах) (1966) роль: трубочист, новелла «Панталаха»
Серая болезнь (1966) роль: Барабанщиков 
Поединок в горах (1967) роль: полковник
Сильные духом (1967) роль: Дмитрий Николаевич Медведев
Цыган (1967) роль: Иван Дмитриевич
День ангела (1968) главная роль: капитан "Цесаревича" 
Новые приключения неуловимых (1968) роль: начальник штаба Конармии
Трембита (1968) роль: Прокоп, отец Миколы
Освобождение (1968, 1970, 1971) роль: генерал Василий Иванович Чуйков
Опасные гастроли (1969) главная роль: Казимир Казимирович Кульбрас, генерал-губернатор
Сердце Бонивура (1969) роль: Жилин, старый крестьянин, 2-4 серии
Только правда | Zeit zu leben (Германия, СССР) (1969)
Секретарь парткома (1970) роль: Шмак
Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые (1970, 1971) роль: Смирнов, начальник ЧК
Человек в проходном дворе (1971) роль: Иван Фёдорович Войтин, "Боцман"
Неизвестный, которого знали все (1972)
Тайник у Красных камней (1972) роль: тренер
Первый шторм (1972) роль: боцман
Приключения в городе, которого нет (1974) роль: Джон Сильвер
Фронт без флангов (1974) роль: отец Павел, Павел Иванович Воробьёв
Чисто английское убийство (1974) главная роль: Бриггс, дворецкий (озвучил Евгений Весник)
Обретёшь в бою(1975) роль: Игнат Фомич Троилин, директор завода
Небо-земля-небо (1975) роль: профессор Раменский
Фронт за линией фронта (1977) роль: отец Павел
Соль земли (1978) главная роль: Марей Гордеевич Добролетов 
Люди на земле (1978) роль: Семён Корбут





3 сентября 1914 года – 23 апреля 1978 года 


http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=500