Народный артист СССР (1975)
Лауреат Государственной премии СССР (1952, за исполнение ролей кочегара Разина и Сигизмунда Сераковского в фильме «Тарас Шевченко»)
Иван Переверзев родился 3 сентября 1914 года в деревне Кузьминки в Орловской губернии.
Его родители были крестьянами, которые с детских лет привили сыну любовь к труду и наградили отменным здоровьем. Сам Иван хотел стать моряком, и собирался поступать в мореходное училище, но родители надеялись, что он получит настоящую рабочую специальность и оправили его в Москву к тётке Марусе, которая устроила его учиться в ремесленное училище. Окончив училище, Иван получил специальность слесаря-наладчика и устроился на завод «Шарикоподшипник». Но однажды его приятель Роман уговорил Ивана подать за компанию документы в училище при Театре Революции. В результате Ивана в училище приняли, а Романа - нет. Переверзеву все удавалось, и преподаватели считали Ивана одним из самых талантливых студентов. Во время учебы он впервые снялся в кино. В 1932 году Иван снялся в массовке в фильме «Дезертир», а в 1934 году ему была доверена небольшая роль в картине «Частная жизнь Петра Виноградова». После того, как в 1938 году Переверзев окончил училище, сам Михаил Астангов дал ему направление в Театр Революции, и на его сцене молодой актёр вскоре сыграл роль Валентина в спектакле «Два веронца» и роль Лаэрта в «Гамлете».
В 1939 году Переверзева пригласили сняться в главной роли в фильме «Вальтер» о немецких антифашистах. Актёр приступил к съёмкам, однако они вскоре прекратились после подписания в августе 1939 года пакта Молотова-Рибентропа, так как антифашистская тема стала нежелательной для кремлёвского руководства. И Переверзев был приглашен режиссёром Владимир Корш-Саблин для съемок в картине «Моя любовь», где ему досталась одна из главных ролей инженера Гриши. Сюжет фильм изобиловал неправдоподобными, почти сказочными поворотами сюжета, танцами, прогулками под луной, катаниями на лодке в летнем парке, и картина заняла в прокате 1940 года пятое место. С этой роли началась всесоюзная известность Переверзева.
Во время Великой Отечественной войны Переверзев продолжал сниматься в кино. В 1942 году им был сыграна роль капитан-лейтенанта Найдёнова в фильме «Морской ястреб». Съемки фильма начались в апреле 1941 года, и когда началась война, актеры, занятые в картине, обратились к контр-адмиралу Борису Жукову, консультировавшему съемочную группу, с просьбой направить их добровольцами на фронт. Переверзеву, игравшему командира «Морского ястреба», было доверено высказать адмиралу просьбу артистов, и он предложил направить актеров в морские действующие части, обороняющие Одессу. «А как же фильм?» - спросил контр-адмирал, - «Среди вас есть моряки?» Артисты замялись, и адмирал принял решение продолжать съемки фильма. В результате картина снималась в осажденном неприятелем городе, и только после завершения работ над фильмом съемочная группа была эвакуирована из Одессы на одном из последних пароходов.
За время войны Переверзев снялся еще в восьми картинах, среди которых были фильмы «Это было в Донбассе», «Иван Никулин, русский матрос» и «Два товарища». В картине «Это было в Донбассе» он сыграл роль полковника Рябинина и в картине «Иван Никулин, русский матрос» сыграл роль Ивана Никулина. Картина о Никулине была снята по мотивам реальной истории, опубликованной в газете «Красный флот», но была больше похожа на сказку, в которой прославлялась русская смекалка. В те же годы в созданном Михаилом Ромом первом в мире ташкентском Театр киноактёра Переверзев сыграл в спектакле «Без вины виноватые» по произведению Островского.
В 1946 году Иван Переверзев получил приглашение от режиссёра Андрея Фролова сняться в главной роли в картине «Первая перчатка». На съёмках этой картины актёр влюбился в свою партнёршу 19-летнюю студентку второго курса ВГИКа актрису Надежду Чередниченко.
Первая встреча с партнершей по съёмочной площадке прошла не очень удачно для Переверзева, он молча сидел на площадке, так как был немного подшофе, и очень не понравился Чередниченко. Но съёмки продолжались, и галантные ухаживания Переверзева исправили первое неприятное впечатление. Надежда жила в общежитии, где было не очень хорошее питание, Переверзев водил её в кафе на улице Горького и юная актриса дала согласие выйти за него замуж. В день рождения Чередниченко 14 августа 1946 года, после съёмок одного из эпизодов фильма, молодые объявили съемочной группе о своей помолвке. Когда спустя полгода Переверзев узнал, что станет отцом, он вынес Надю на руках с третьего этажа женской консультации, и очень радовался рождению сына, которого назвал Сергей.
Фильм «Первая перчатка» вышел на экраны в 1947 году, пользовался колоссальным успехом у зрителей и занял в прокате третье место. Однако конец 1940-х годов был неудачным для советского кинематографа, кино почти не снималось, и в кинокарьере Переверзева наметился перерыв. Но семейная жизнь не складывалась. Дорогие подарки жене в виде автомобиля и рояля не смогли повлиять на ситуацию, и в 1951 году, несмотря на уговоры Переверзева, супруга ушла от него, забрав ребёнка. Вскоре Чередниченко вышла замуж за Петра Тодоровского, но и этот ее брак продержался недолго. Тем временем Переверзев вновь погрузился в работу. В 1951 году на экраны СССР вышел фильм «Тарас Шевченко», в котором Переверзев сыграл сразу две роли - кочегара Разина и Сигизмунда Сераковского.
Картина была отмечена Государственной премией, и актёр вновь оказался в центре внимания режиссёров. В 1952 году Михаил Ромм приступил к работе над дилогией «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», главную роль адмирала Ушакова в которых было предложено сыграть Переверзеву. Прежде, чем приступить к роли, Переверзев прочел огромное количество литературы, посвященной Ушакову, так не вполне понимал, как сыграть такую масштабную личность из другой эпохи. Позднее сам актёр вспоминал: «Как только меня утвердили на роль Ушакова, я для Михаила Ильича стал дорогим и близким человеком, а уж мои чувства я не в состоянии выразить словами и по сей день!.. Михаил Ильич создал вокруг меня атмосферу предельного внимания и, я бы даже сказал, обожания... Только я расположился в своём номере (фильм снимался в Одессе), как раздался звонок. Звонил Михаил Ильич и просил зайти. В номере он был один и сразу меня удивил своим предложением: «Ванечка, ты в фильме играешь главную роль, адмирала Ушакова. Так вот я прошу тебя на всё время съёмок и в жизни тоже играть адмирала Ушакова. Это во-первых, будет полезно тебе как актёру, да и вообще будет на пользу картине. Вас, актёров, собралось много, и у каждого свой характер, свои привычки, а некоторые, я знаю, могут и лишнюю рюмку выпить, а я с «искусственно весёлыми» артистами не работаю! А главное, я хочу, чтобы вы были коллективом, командой на корабле!.. Подробности игры вы разработайте сами. Ты понял меня?» - «Понять-то я понял, только кто будет меня слушать?!» Михаил Ильич с жаром произнёс: «Ты же адмирал, вот и докажи это не только на экране!» Мне ничего не оставалось делать, как согласиться. О предложении Михаила Ильича я рассказал актёрам, всем оно понравилось, и мы быстро выработали правила игры... «Сухого закона» любителям лишней рюмки мы не установили, но была установлена «адмиральская норма» - сто граммов. За нарушение «указа об адмиральской норме» следовало строгое наказание». По признанию самого Переверзева, роль Фёдора Ушакова была его любимой. «За эту роль мне не стыдно, - говорил актёр. - Она отобрала у меня много сил и энергии».
Во время съёмок в Херсоне картины Станислава Говорухина «День ангела» группа актёров и моряков посетила памятник адмиралу Ушакову. Переверзев встал рядом с памятником - сходство фигур, лиц и роста было потрясающим. Оказалось, что скульптор создавал образ, посмотрев фильм про Ушакова с Переверзевым. Но сходство было не случайным, еще и потому, что обоих роднила страсть к морю и кораблям. Иван Переверзев в детстве хотел стать моряком, и был рад тому, что в зрелой жизни ему выпал шанс воплотить детскую мечту на киноплёнке.
После выхода обоих фильмов на экран в 1953 году, новые предложения сняться стали поступать к Переверзеву одно за другим. В 1950-х годах он снялся в картинах «Герои Шипки», «Урок жизни», «Иван Франко», «Во власти золота», «Как поймали Семагу» и «Полесская легенда». Во время съемок этой картины летом 1956 года Переверзев влюбился в актрису Аллу Ларионову, и позже у них родилась дочь.
В 1953 году Переверзев вступил в ряды КПСС, а через несколько лет познакомился с Никитой Хрущёвым при анекдотичных обстоятельствах, которые, тем не менее, могли стоить Переверзеву карьеры в кино. В августе 1958 года в Советский Союз с дружественным визитом приехал американский певец Поль Робсон, и его привезли в Крым, где отдыхал Хрущёв, пожелавший познакомиться с почетным гостем. В эти же дни в Крыму отдыхал Иван Переверзев. Во время торжественного прибытия Робсона актёр находился в толпе встречающих, заметно выделяясь среди остальных, вручил Полю Робсону цветы, и тот обратил на него внимание, а узнав, что актера зовут Иван, певец ни на шаг не отпускал от себя своего нового знакомого. В тот же вечер в Ливадийском дворце советский руководитель устроил пышный приём в честь гостя, на который собралась партийно-хозяйственная номенклатура и деятели культуры. Поль Робсон прогуливался среди гостей, а рядом с ним неизменно следовал Иван Переверзев. Хрущёв хотел пообщаться с Робсоном, но тот все свое внимание сосредоточил на Переверзеве. Тогда к нему подошел человек в штатском и вежливо сообщил, что актера зовут к телефону. В соседнем зале тот же человек, резко сменив тон, грубо объяснил Переверзеву, что мешать общению Хрущева и Робсона Ивану более не следует.
В 1962 году режиссёр Виктор Комиссаржевский пригласил Переверзева на главную роль в фильме «Знакомьтесь, Балуев!» по роману Вадима Кожевникова. В нём Иван Переверзев сыграл честного и принципиального руководителя стройки. По поводу исполнения Переверзевым этой роли критик Р. Соболев писал: «Выбор Переверзева на роль Балуева понятен, но... может быть, это было главнейшей ошибкой авторов. Актёр не виноват в том, что так много кинематографистов представляли партийных и советских работников внешне импозантными, но, по существу, эмоционально и интеллектуально упрощёнными людьми... Герои, которых довелось играть Переверзеву, почти всегда были приподняты на котурны, их по-настоящему хорошие качества только декларировались, и потому они были попросту неинтересными людьми. В сценарии фильма не было ничего, что позволило бы другому актёру сделать Балуева интереснее, чем он получился у Переверзева. Но нет уверенности, что Балуев, если бы даже такую возможность давал драматический материал, стал бы у Переверзева богаче. Дело в том, что подобные роли были «дежурными» для актёра, у него возникла своеобразная маска». Тем не менее, на Московском международном кинофестивале в 1963 году чиновники от Госкино выдвигали фильм на главный приз, но члены жюри фестиваля во главе с Чухраем отдали награду фильму Феллини «Восемь с половиной».
В 1961 году Надежда Чередниченко развелась с Тодоровским и вернулась к Переверзеву с его сыном и дочкой от второго брака. Алла Ларионова узнала о связи Переверзева со своей бывшей супругой, случайно заглянув в паспорт своего возлюбленного. Незадолго до этого Переверзев уехал в Москву из Минска, где они жили с Ларионовой, а спустя несколько дней вернулся к Алле как ни в чем не бывало. И после его возвращения Ларионова выяснила, что ее гражданский муж уезжал в Москву, чтобы зарегистрировать брак с другой актрисой. Переверзев выглядел во всей этой истории не самым лучшим образом. Алла позвонила своему брату в Москву, и попросила разыскать влюбленного в нее Николая Рыбникова. Брату она сообщила: «Скажи Коле, я согласна выйти за него замуж». А через два месяца у Аллы Ларионовой родился ребенок. «Ребенок - мой», - позже отвечал Рыбников.
Вторая попытка совместной жизни Переверзева и Чередниченко была намного короче первой - они прожили друг с другом всего полтора года, снялись вместе в одном фильме и снова разошлись, на этот раз навсегда. В доверительных беседах с друзьями Переверзев признавался, что никогда не одерживал побед над женщинами и все его женитьбы – скорее, результат побед женщин над ним. Но личная жизнь актера все же наладилась. В 1967 году Переверзев сыграл роль комиссара Медведева в фильме «Сильные духом», и после выхода этой картины на экраны Станислав Говорухин пригласил актёра на роль в картине «День ангела». На съемках Переверзев познакомился с 26-летней Ольгой Соловьёвой и 6 января 1968 года на дне рождения Николая Крючкова, который тоже играл в картине одну из главных ролей, Переверзев сделал Ольге официальное предложение. Она согласилась, 13 января они сыграли в Одессе свадьбу, и вскоре у них родился сын.
В 1966 году Переверзеву предложили сыграть роль адмирала в фильме Григория Поженяна «Прощай!». Однако на съёмках между режиссёром и рядом актёров произошёл конфликт, о котором рассказывал автор музыки к кинофильму Микаэл Таривердиев: «Гриша Поженян, будучи, с одной стороны, поэтом, а с другой стороны, командиром-моряком (он прошёл всю войну в этом качестве), плохо представлял себе, как нужно общаться с актёрами, тем более знаменитыми, которые и сниматься-то приехали только потому, что любили его как поэта и хорошего мужика. А Гриша стал ими командовать. И очень сильно. Он сразу объявил: «Здесь два гения. Я и Таривердиев. Все остальные - наши служащие». Я стал хохотать, думая, что он просто так дурака валяет. Но Переверзев на него очень обиделся. «Гриша, как твой фильм называется?» - спросил он. «Прощай!» - «Прощай, Гриша!» - Переверзев сел в самолёт и улетел в Москву. «Гриша, что ты делаешь! Ведь уже полкартины снято!» - в ужасе говорю я ему. «Не волнуйся, Мика. Я ведь не только режиссёр, но и автор сценария. Нет вопросов». И вот снимают сцену, в которой должен играть Переверзев... Входит вестовой, спрашивает: «А где товарищ адмирал?» - «Убит, товарищ командир, - отвечают ему...»
В повседневной жизни Переверзев был щедрым и смелым человеком. Его друзья рассказывали, что он никогда не боялся совершать поступки вопреки сложившемуся общественному мнению. Так, когда общественность дружно возмущалась поведением таких писателей, как Виктор Некрасов и Владимир Дудинцев, Переверзев не боялся приходить к ним для поддержки.
Из-за плохого состояния здоровья роль в телевизионном фильме «Чисто английское убийство» озвучил друг Переверзева Евгений Весник.
Иван Переверзев скончался 23 апреля 1978 года, и был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Об Иване Переверзеве была подготовлена телевизионная программа из цикла «Как уходили кумиры».
Текст подготовил Андрей Гончаров
Использованные материалы:
Текст книги Ф.Раззакова
Сайт канала "Культура"
Материалы сайта www.proekt-wms.narod.ru
Материалы сайта www.nashekino.ru
Актерские работы:
Конвейер смерти (1933) эпизод
Частная жизнь Петра Виноградова (1934) роль: инструктор физкультуры
Моя любовь (1940) роль: Гриша
Первая конная (1941) роль: заключённый
Парень из тайги (1941) главная роль: Степан Потанин
Морской ястреб (1941) главная роль: Александр Найдёнов
Волшебное зерно (1941) главная роль: Богатырь, Мастер На Все Руки
Боевой киносборник № 11 (1942) роль: командир партизанской группы, новелла «Сто второй километр»
Александр Пархоменко (1942) роль: красный командир
Дорога к звёздам (1942) роль: Филимонов, стрелок-радист
Родные берега (1943) роль: гвардии капитан, комбат, новелла «Три гвардейца»
Два бойца (1943) эпизод
Иван Никулин - русский матрос (1944) главная роль: Иван Никулин
Это было в Донбассе (1945) роль: Степан Рябинин
Первая перчатка (1946) главная роль: Никита Крутиков
Повесть о "Неистовом" (1947) роль: Мезенцев, командир "126"-го
Суд чести (1948) роль: Иван Иванович Петренко, учёный, правая рука Добротворского, заведующий клиническим отделением
Третий удар (1948) роль: генерал-лейтенант Я.Г. Крейзер
Кавалер Золотой звезды (1950) роль: Андрей Петрович Бойченко, секретарь крайкома партии
Далеко от Москвы (1950) роль: инженер
Тарас Шевченко (1951) роли: кочегар Разин / Сигизмунд Игнатьевич Сераковский
Покорители вершин (1952) роль: Виктор Журавлёв (озвучил М. Кузнецов)
Садко (1952) роль: Тимофей Ларионович
Адмирал Ушаков (1953) главная роль: Фёдор Фёдорович Ушаков, адмирал
Корабли штурмуют бастионы (1953) главная роль: Фёдор Фёдорович Ушаков, адмирал
Герои Шипки | Героите на Шипка (СССР, Болгария) (1954) главная роль: Каторгин, солдат русской армии
Урок жизни (1955) главная роль: Сергей Ромашко, инженер
Тайна вечной ночи (1955) главная роль: Алексей Иванович Денисов, учёный-океанограф
Иван Франко (1956) роль: митрополит
Полесская легенда (1957) главная роль: Роман
Как поймали Семагу (короткометражный) (1957) главная роль: Семага
Далёкое и близкое (1957) эпизод
Во власти золота (1957) главная роль: Молоков Тихон Кондратьевич, золотопромышленник
Гори, моя звезда (1957) роль: Семён Васильевич, секретарь горкома
Конец Чирвы-Козыря (1957) роль: Степан Иванович Чабаненко, секретарь окружкома
Голубая стрела (1958) роль: Бельский, командир вражеской подводной лодки
Дело "Пестрых" (1958) роль: «Незнакомец», шпион
Дорогой мой человек (1958) роль: Козырев, подполковник
Киевлянка (1958-1960) роль: Камышин, матрос с "Авроры", ставший чекистом
Небо зовет (1959) роль: Евгений Петрович Корнев, учёный
Домой (1960) главная роль: Степан Лежнёв, моряк с траулера
Мичман Панин (1960) роль: Иван Григорьев, боцман
Иду к вам (1961) роль: Емельянов, капитан буксира
Василий Докучаев (1961) главная роль: Докучаев В.В.
Алые паруса (1961) роль: Лонгрен
Битва в пути (1961) роль: Сергей Васильевич Бликин, секретарь обкома
Молодо-зелено (1962) роль: Черемных Василий Кириллович, главный инженер кирпичного завода
Знакомьтесь, Балуев! (1963) главная роль: Павел Гаврилович Балуев
Тишина (1963) роль: Вячеслав Владимирович Луковский, директор института
Сокровища республики (1964) роль: Веретилин Иван Фёдорович, матрос "Жемчуга", комиссар-чекист
Зачарованная Десна (1964) роль: начальник строительства
Одиночество (1964) эпизод
Ярость (1965) роль: ротмистр Лучицкий
Чёрный бизнес (1965) главная роль: Алексей Михайлович Мельников, генерал
Прощай (1966) роль: Державенко
К свету! (киноальманах) (1966) роль: трубочист, новелла «Панталаха»
Серая болезнь (1966) роль: Барабанщиков
Поединок в горах (1967) роль: полковник
Сильные духом (1967) роль: Дмитрий Николаевич Медведев
Цыган (1967) роль: Иван Дмитриевич
День ангела (1968) главная роль: капитан "Цесаревича"
Новые приключения неуловимых (1968) роль: начальник штаба Конармии
Трембита (1968) роль: Прокоп, отец Миколы
Освобождение (1968, 1970, 1971) роль: генерал Василий Иванович Чуйков
Опасные гастроли (1969) главная роль: Казимир Казимирович Кульбрас, генерал-губернатор
Сердце Бонивура (1969) роль: Жилин, старый крестьянин, 2-4 серии
Только правда | Zeit zu leben (Германия, СССР) (1969)
Секретарь парткома (1970) роль: Шмак
Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые (1970, 1971) роль: Смирнов, начальник ЧК
Человек в проходном дворе (1971) роль: Иван Фёдорович Войтин, "Боцман"
Неизвестный, которого знали все (1972)
Тайник у Красных камней (1972) роль: тренер
Первый шторм (1972) роль: боцман
Приключения в городе, которого нет (1974) роль: Джон Сильвер
Фронт без флангов (1974) роль: отец Павел, Павел Иванович Воробьёв
Чисто английское убийство (1974) главная роль: Бриггс, дворецкий (озвучил Евгений Весник)
Обретёшь в бою(1975) роль: Игнат Фомич Троилин, директор завода
Небо-земля-небо (1975) роль: профессор Раменский
Фронт за линией фронта (1977) роль: отец Павел
Соль земли (1978) главная роль: Марей Гордеевич Добролетов
Люди на земле (1978) роль: Семён Корбут
3 сентября 1914 года – 23 апреля 1978 года