Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 4 ноября 2013 г.

Этническая генетика тоболо-иртышских сибирских татар по данным о разнообразии митохондриальной ДНК, О.Ю. Наумова

Территории юга Западной Сибири с древнейших времен являлись зоной трансгрессии различных по культурному укладу и по своему облику групп населения - таежных западносибирских племен и степных номадов, представителей традиционных сибирских культур и средне- и центральноазиатских государственных формирований. В результате таких взаимодействий в степной и лесостепной зонах средневековой Западной Сибири сложилась тюркоязычная этническая общность сибирские татары. В этом контексте изучение генетического разнообразия сибирских татар представляет интерес для исследований генетических явлений, сопутствующих взаимодействиям народов с разными хозяйственно-культурными укладами и разным уровнем социально-экономического развития - таежных популяций Северной Азии и цивилизаций Средней Азии. С позиций этнографических исследований этногенез сибирских татар видится как пример смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племен и народов. Эти компоненты в различных соотношениях присущи множеству народов Северной Евразии, поэтому исследование генофонда сибирских татар представляется значимым для анализа генетической структуры и генетической истории населения всего североевразийского региона.

В картине изученности генофонда коренного народонаселения Северной Евразии сибирские татары относятся к той группе, о генетическом разнообразии которой существуют лишь немногочисленные разрозненные данные. Поэтому можно сказать, что эта работа открывает тему исследования генетического разнообразия и генетической истории сибирских татар. В работе изучалось генетическое разнообразие в этнолингвистических подгруппах и локальных популяциях тоболо-иртышских татар. Эта группа самая крупная, представлена наибольшим числом этнолингвистических подгрупп. Она занимает географически центральное место в этническом ареале сибирских татар, а шоке исторически центральное место в консолидации тюркских групп Западной Сибири в этническую общность «сибирские татары»: в прошлом население Тоболо-Иртышского междуречья представляло собой основу населения южносибирских тюркских государственных формирований — Тюменского и Сибирского ханств.


Всего в работе обследовано 218 сельских жителей из семи татарских деревень в ареалах расселения заболотных, тюменских, тобольских и тевризских татар.

Объектом исследования являлось разнообразие мтДНК, как системы в высокой степени информативной для реконструкции филогеографии генетических линий в группах населения. В работе приводятся данные о структуре индивидуальных гаплотипов мтДНК у тоболо-иртышских сибирских татар, идентифицированных по результатам анализа полиморфизма сайтов рестрикции, диагностических для евразийских гаплогрупп мтДНК, и нуклеотидной последовательности ГВС1. На общей выборке 218 человек выявлено 98 таких гаплотипов. На основании данных об изменчивости нуклеотидной последовательности ГВС1 и/или рестрикционного полиморфизма мтДНК установлено, что гаплотипы принадлежат к 17 монофилетическим линиям мтДНК или гаплогруппам. Т.е. в генофонде тоболо-иртышских татар, за редким исключением, представлены все идентифицированные в популяциях Северной Евразии гаплогруппы мтДНК как восточноевразийские (монголоидные) - А, В, F, М7, Ml О, С, D и G, так и западноевразийские (европеоидные) -Nl, Н, V, J, Т, U, К, I и W. Согласно соотношению частот этих двух больших классов гаплогрупп 1:1.5, митохондриальный генофонд тоболо-иртышских татар в высокой степени смешанный. По показателю «соотношение расовых компонентов в генофонде» изученная группа органично располагается в ряду народов, принадлежащих к западно- и южносибирскому антропологическим типам, в генофондах которых столь же ярко проявляются процессы метисации.

Рассмотрение в отдельности европеоидного и монголоидного компонентов в составе генофондов североевразийских народов показало достаточно выраженную дифференцированность последнего на северный (североазиатский) и южный (центральноазиатский) кластеры. В составе европеоидного компонента слабо, но выделяются финно-угорский, тюркские сибирский и среднеазиатский кластеры. Положение тоболо-иртышских татар в этой картине свидетельствует о том, что обнаруженная в этой группе европеоидная составляющая разнообразия мтДНК особенно сближается с соответствующей составляющей генофондов финно-угорских народов Приуралья и Западной Сибири. Монголоидные линии мтДНК у сибирских татар в большей мере сближаются с таковыми у группы средне-центральноазиатских преимущественно тюркоязычных народов.

Эти же направления межэтнических взаимосвязей реконструируются и из результатов подробного анализа филогеографии выявленных у сибирских татар гаплогрупп и индивидуальных последовательностей мтДНК в евразийском населении. Результаты этого анализа показали, что профиль распределения гаплогрупп мтДНК в генофонде сибирских татар наиболее сходен с таковым у обских угров (ханты и манси); в особенности это касается наиболее распространенных кластеров, суммарная частота которых у сибирских татар составляет свыше 70%, - это гаплогруппы С, D, Н, Т и U. Некоторые общие для сибирских татар и обских угров, и специфичные для последних, гаплотипы оказались в качестве узловых на филогенетическом древе гаплотипов мтДНК тоболо-иртышских татар. Сходство сибирских татар с тюркскими группами Сибири и Средней Азии наиболее ярко проявилось в распределении гаплогрупп восточноазиатского происхождения - В и F. Тот факт, что филогенетически ближайшие выявленным гаплотипы кластеров В и F идентифицируются сегодня не в Сибирско-Среднеазиатском регионе, а в Китае предположительно связывает их появление в генофонде тоболо-иртышских татар с древними тюрками.

Появление в генофонде сибирских татар гаплотипов, принадлежащих кластерам U2, U3 и U7, учитывая современное их распространение в населении Евразии, следует признать следствием совокупного влияния степных номадов (ирано- и тюркоязычных племен, на протяжении многих веков населявших североевразийские степи) на изученную группу населения Западной Сибири.
Реконструированное на основе межэтнических генетических расстояний положение митохондриального генофонда тоболо-иртышских сибирских татар в современном этногенетическом пространстве Северной Евразии характеризуется как промежуточное между западносибирскими угорскими народами (манси и ханты), среднеазиатскими (туркмены, узбеки, казахи и уйгуры) и приуральскими (чуваши и татары) тюркскими народами. При этом степень генетической близости до каждой из перечисленных групп ранжируется в порядке убывания следующим образом: угры Западной Сибири—>тюрки Средней Азии—>тюрки Волго-Уральского региона. По данным о разнообразии мтДНК тоболо-иртышские татары особенно сближаются с тюркоязычными народами, в формировании которых предполагается значимое участие тюркской кыпчак-ской общности, достаточно дистанцируются сибирские татары от народов, в том числе и тюркоязычных, Южной и Восточной Сибири, монголов и самодийской группы. При этом следует отметить, что вес самодийского населения Западной Сибири в формировании генетического разнообразия тоболо-ир-тышских татар может быть недооценен, поскольку это население в работе представлено лишь северной группой энцы/нганасаны. Картина может измениться при вовлечении в анализ ныне слабоизученных селькупов.

Выявленная многокомпонентность митохондриального генофонда тоболо-иртышских татар проявилась в высоком уровне разнообразия мтДНК этой группы населения. Как показано в работе, все показатели разнообразия - распределение частот гаплотипов в популяции, среднее число нуклеотидных различий между гаплотипами, и, наконец, интегральный показатель разнообразия индивидуальных гаплотипов мтДНК в популяции - сближаются с верхней границей интервала соответствующих оценок для тюркоязычных народов различных регионов Северной Евразии - Волго-Уральского региона, Южной Сибири и Средней Азии.

Высокий уровень тотального разнообразия мтДНК у тоболо-иртышских татар включает в себя высокую межпопуляционную изменчивость. В работе был оценен вклад в общее разнообразие различных уровней общности изучаемого населения - локальных популяций и этнолингвистических (диалектных) групп тоболо-иртышских татар. Согласно полученным данным в тотальном разнообразии мтДНК тоболо-иртышских татар 92,87 % приходится на долю внутрипопуляционного полиморфизма, 5,28 % - на долю межпопуляционного разнообразия в территориальных группах, и 1,85 % — это вклад межгрупповых различий в генетическую дифференциацию тоболо-иртышских татар. Оценки, полученные из данных о разнообразии мтДНК и для тюркского населения Тоболо-Иртышского междуречья, в целом оказались хорошо соотносимыми со средними аналогичными оценками для высокодифференцированного населения Северной Азии, известными по данным о полиморфизме иммуно-биохимических генетических маркеров.

Освещенное в этнографических исследованиях положение о том, что разнообразие этнолингвистических групп сибирских татар обусловлено различными межэтническими взаимосвязями и разноэтническими компонентами, вошедшими в состав этих групп, находит свое подтверждение и в генетических данных. Рассмотрение на основе генетических дистанций степени генетической близости\удаленности этнолингвистических групп тоболо-иртышских татар — тюменских, тобольских, заболотных и тевризских — между собой и с другими народами Северной Евразии позволило выявить следующее. Прежде всего, отмечается некоторая обособленность тевризских татар в ряду рассматриваемых групп населения Тоболо-Иртышского междуречья, причиной которой видится особенное их сближение с тюркоязычными народами Южной Сибири - хакасами, тувинцами и алтайцами. В митохондриальном генофонде тобольских татар выражено влияние восточноевропейского населения, что отражается в низких величинах генетических расстояний до русских и мордвы. По-разному выглядит сближение различных групп сибирских татар с тюркоязычными среднеазиатскими народами: заболотные татары характеризуются наиболее низким генетическим расстоянием по отношению к узбекам и уйгурам, тобольские - к казахам, тевризские - к туркменам.

Примечательно выявленное положение тюменских татар, с которыми особенно сближаются все остальные рассматриваемые этнолингвистические группы, и митохондриальный генофонд которых в особенной степени сходен с обобщенным, рассматриваемым недифференцировано генофондом тоболо-иртышских татар. Такое, состояние генофонда тюменских татар, когда отдельная группа обладает усредненными для населения региона (в данном случае бассейна Тобола и Иртыша) генетическими характеристиками, может быть отчасти объяснено историческим наследием, последствием формирования в XIV в. Тюменского ханства, с центром на месте современной Тюмени. В этом случае центр формирования государства, по-видимому, мог являться центром притяжения и смешения различных входящих в государство групп населения. При вышеописанных различиях, все без исключения рассматриваемые группы тоболо-иртышских татар оказались близки к обским уграм (хаиты и манси), т.е. наиболее выраженной общей составляющей генофондов различных территориальных групп тоболо-иртышских татар представляется «угорский» субстратный компонент.
В целом результаты работы свидетельствуют о том, что по данным о разнообразии мтДНК основной вклад в формирование генофонда тоболо-иртышских сибирских татар принадлежит угорскому генетическому компоненту, достаточно выраженным представляется генетический вклад тюркских (и в большей мере, по-видимому, кыпчакских), а менее весомым представляется вклад самодийских и монгольских племен и народов. При этом, межгрупповая генетическая изменчивость тоболо-иртышских татар, по-видимому, может быть отчасти обусловлена разной степенью выраженности «угорского» и «тюркского» генетических компонентов в генофондах различных этнолингвистических групп, а отчасти-гетерогенностью собственно тюркоязычного населения, внесшего свой вклад в формирование генетического разнообразия различных территориально-лингвистических групп тоболо-иртышских татар.

http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=9092