Мегалитический комплекс на острове Веры был
открыт менее 10 лет назад, однако вокруг него уже успели сложиться
несколько противоречивых мифов. Самая крайняя точка зрения состоит в
том, что он является наследием мифической «арктической цивилизации». Есть и мнения, что, напротив, мегалиты острова – современный новодел.
И хотя вокруг озера Тургояк появилось много туристических комплексов,
ориентированных на эксплуатацию привлекательного мегалитического бренда,
трудно представить, чтобы столь масштабный комплекс был плодом
современной фальсификации.
Несмотря на обилие интернет-материалов и гипотез о мегалитах острова Веры, научные интернет-публикации ограничены двумя статьями, опубликованными С.А. Григорьевым в «Известиях Челябинского научного центра» за 2004 и 2005 годы.
Раскопки, проходившие на острове Веры в течение последних десяти лет, дали инвентарь верхнего палеолита, неолита, энеолита и эпохи бронзы. В XIX веке на острове располагался старообрядческий скит, основательницей которого местные легенды называют некую Веру. К началу прошлого века скит был заброшен, а его землянки использовались местными рыбаками. Из-за этого некоторые мегалиты были уничтожены, а стратиграфия нарушилась.
Два наиболее крупных мегалита острова представляют собой гробницы, врезанные в скальный грунт, с подземными коридорами и камерами. Центральная ось коридора в «мегалите № 1» открывается на восход Солнца в дни летних солнцестояний, в «мегалите № 2» она ориентирована по линии север-юг. Кроме этих двух сооружений в комплекс острова Веры входит около 40 мегалитических построек различной степени сохранности, в том числе и две культовые площадки с менгирами – установленными вертикально обработанными камнями. На острове была обнаружена и медеплавильная печь циклопической кладки.
По всем признакам мегалитический комплекс острова Веры принадлежит к европейской мегалитической традиции, представленной в Западной Средиземноморье, на Атлантическом побережье Европы, а также в Циркумпонтийской области. Аналогии этим мегалитам можно найти в коридорных гробницах Ирландии, Бретани и Испании. Сам факт расположения погребального комплекса на острове должен символизировать мотив переплывания вод смерти, находивший воплощение в погребальных лодках Западного Средиземноморья, Древнего Египта, Северной Европы и Северного Кавказа. Кроме того вполне вероятно, что на восточном берегу озера на месте нынешнего поселка Тургояк было связанное с мегалитическим комплексом поселение.
Археоастрономическое обследование памятников выявило интересное сочетание их ориентировки как на солнцестояния, так и на равноденствия.
Исходным пунктом миграции следует считать ареал дольменной культуры Западного Кавказа. Более того, открытые недавно мегалиты, датируемые концом 3 тыс. до н.э., позволяют говорить, что переселение в богатые металлами земли Среднего и Южного Урала проходило неоднократно. Такая миграция строителей мегалитов может объяснить угасание дольменной культуры, не оставившей после себя прямых преемников на Западном Кавказе: её население постепенно уходило вместе с кочевниками степей, а полное прекращение строительства новых дольменов хронологически совпадает с коллапсом бронзового века и дорийской волной миграции в Европу.
Уральские мегалиты служат и одним из недостающих звеньев, позволяющих объяснить факт появления и широкого распространения мегалитов в Западной и Северной Индии около 1500 г. до н.э
Обычно считается, что индийские мегалиты являются результатом автохтонного развития хараппской культуры, хотя в самих хараппских поселениях они крайне редки. Если же мегалитические народы действительно входили в состав индоевропейских племён, завоевавших Индию в середине II тыс. до н.э., появление мегалитов в Индии получает логичное обоснование. Однако только открытие последнего звена в цепочке – центральноазиатских мегалитов II тыс. до н.э. – может однозначно доказать факт такой миграции.
источник
Несмотря на обилие интернет-материалов и гипотез о мегалитах острова Веры, научные интернет-публикации ограничены двумя статьями, опубликованными С.А. Григорьевым в «Известиях Челябинского научного центра» за 2004 и 2005 годы.
Раскопки, проходившие на острове Веры в течение последних десяти лет, дали инвентарь верхнего палеолита, неолита, энеолита и эпохи бронзы. В XIX веке на острове располагался старообрядческий скит, основательницей которого местные легенды называют некую Веру. К началу прошлого века скит был заброшен, а его землянки использовались местными рыбаками. Из-за этого некоторые мегалиты были уничтожены, а стратиграфия нарушилась.
Два наиболее крупных мегалита острова представляют собой гробницы, врезанные в скальный грунт, с подземными коридорами и камерами. Центральная ось коридора в «мегалите № 1» открывается на восход Солнца в дни летних солнцестояний, в «мегалите № 2» она ориентирована по линии север-юг. Кроме этих двух сооружений в комплекс острова Веры входит около 40 мегалитических построек различной степени сохранности, в том числе и две культовые площадки с менгирами – установленными вертикально обработанными камнями. На острове была обнаружена и медеплавильная печь циклопической кладки.
По всем признакам мегалитический комплекс острова Веры принадлежит к европейской мегалитической традиции, представленной в Западной Средиземноморье, на Атлантическом побережье Европы, а также в Циркумпонтийской области. Аналогии этим мегалитам можно найти в коридорных гробницах Ирландии, Бретани и Испании. Сам факт расположения погребального комплекса на острове должен символизировать мотив переплывания вод смерти, находивший воплощение в погребальных лодках Западного Средиземноморья, Древнего Египта, Северной Европы и Северного Кавказа. Кроме того вполне вероятно, что на восточном берегу озера на месте нынешнего поселка Тургояк было связанное с мегалитическим комплексом поселение.
Археоастрономическое обследование памятников выявило интересное сочетание их ориентировки как на солнцестояния, так и на равноденствия.
Расположение погребального комплекса на острове
символизирует мотив переплывания вод смерти, находивший воплощение в
погребальных лодках Западного Средиземноморья, Древнего Египта, Северной
Европы и Северного Кавказа.
Европейские строители мегалитов, за исключением мальтийских,
не использовали для визирования равноденствия, а предпочитали
ориентировки на восходы Солнца в солнцестояния. Напротив, в иранском
календаре большое значение имеет весеннее равноденствие (Навруз),
которое сохранило своё значение и после принятия ислама. Похоже, что в
данном случае имело место взаимное влияние мегалитического населения и
индоиранских племен, причем строители мегалитов были металлургами и,
возможно, рудокопами в степных протогосударственных образованиях
индоевропейских племён.Исходным пунктом миграции следует считать ареал дольменной культуры Западного Кавказа. Более того, открытые недавно мегалиты, датируемые концом 3 тыс. до н.э., позволяют говорить, что переселение в богатые металлами земли Среднего и Южного Урала проходило неоднократно. Такая миграция строителей мегалитов может объяснить угасание дольменной культуры, не оставившей после себя прямых преемников на Западном Кавказе: её население постепенно уходило вместе с кочевниками степей, а полное прекращение строительства новых дольменов хронологически совпадает с коллапсом бронзового века и дорийской волной миграции в Европу.
Уральские мегалиты служат и одним из недостающих звеньев, позволяющих объяснить факт появления и широкого распространения мегалитов в Западной и Северной Индии около 1500 г. до н.э
Обычно считается, что индийские мегалиты являются результатом автохтонного развития хараппской культуры, хотя в самих хараппских поселениях они крайне редки. Если же мегалитические народы действительно входили в состав индоевропейских племён, завоевавших Индию в середине II тыс. до н.э., появление мегалитов в Индии получает логичное обоснование. Однако только открытие последнего звена в цепочке – центральноазиатских мегалитов II тыс. до н.э. – может однозначно доказать факт такой миграции.
источник