Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 31 октября 2016 г.

Ю.В.Колиненко К публикации рукописи Ю. И. Венелина «О происхождении славян»

Ю.И.Венелин (настоящее имя Георгий Гуца/Hutza) (1802-1839) - один из первых русских славистов, историк. Родился в с. Большая Тибава (терр. Закарпатской Украины), обучался сначала в гимназии, а с 1821 г. в Сатмарском епископском лицее, где и начал заниматься историей. С 1822 г. Венелин учился на философском факультете Львовского университета, где заслужил любовь и уважение профессуры университета. Венелин считался воспитанником Мукачовской (Унгварской) епархии, но желание посвятить себя духовному званию у него исчезло, и, чтобы скрыть свое местопребывание и таким образом избавиться от довлевших над ним обязанностей духовного лица, Георгий решился принять фамилию Венелович-Венелин.
Все свободное от занятий время он проводил в университетской библиотеке, делая множество конспектов и выписок, оказавшихся неоценимо полезными для его будущих трудов. История занимала тогда все его мысли, именно в это время, очевидно, начала формироваться его методология исторического исследования, весьма отличавшаяся от современных ему историков. Во многом этому способствовал «прагматический» (в соответствии с последними веяньями немецкой философии истории нач. XIX в.) образ преподавания истории.
Карпатский русин, Венелин всегда стремился в Россию. В 1821 г. он вместе со своим двоюродным братом И.И.Молнаром (после смерти Венелина ставшим хранителем его архива) решается бежать в Россию — католические монахи хотели постричь Венелина и Молнара. В 1823 г. без паспортов они переходят русско-австрийскую границу в Карпатах, а затем пробираются в Кишинев. В 1825 г. братья переезжают в Москву, где Венелин встретился со своим соотечественником, известным славистом, доктором Орлаем, который посоветовал молодому человеку занятся «более хлебной» профессией и поступать на медицинский факультет Московского университета, а историей продолжать заниматься по мере возможности.1) В 1829 г. Венелин окончил университет, получив аттестат лекаря. Впрочем, медицину он скоро бросит и с головой уйдет в исторические исследования.
В Москве Венелин близко сошелся с известным историком М.Погодиным (даже жил у него некоторое время), с помощью которого издает свое первое серьезное произведение — исследование о Болгарах, вызвавшее острую полемику в среде историков и публицистов.2) Именно с этой работой историки связывают становление болгаристики, а самого Венелина считают одним из тех, кому болгарский народ обязан своим пробуждением.3)
В нарастающем интересе московской интеллигенции к славянству Венелин со своими славяноведческими изысканиями пришелся весьма кстати. По словам Погодина, именно Венелин пробудил у него тягу к славянским исследованиям. Во многом Венелин повлиял на К.Аксакова, учителем которого он был некоторое время (в 1832 г.), А.С.Хомякова, О.Бодянского. Теоретические исследования Венелина о славянстве, наряду со взглядами таких деятелей славянского возрождения, как Шафарик, Ганка, Караджич, стали одним из источников славянофильства.4)
В 1830—1831 гг. Венелин совершил поездку в Болгарию (ее выхлопотал С.Аксаков {19} у А.С.Шишкова, бывшего тогда президентом Академии Наук). Во время путешествия, в 1830—1831 гг., Венелин занимался сбором болгарских народных песен, грамот, материалов для своей грамматики болгарского языка. Филологические изыскания Венелина позволили ему претендовать на кафедру истории и литературы славянских наречий, которая была создана в 1835 г. по новому Уставу Университета. Венелин даже составил программу преподавания славянских языков, однако несмотря на все усилия Погодина, его кандидатура не выдержала никакой критики — отсутствие филологического или исторического образования, непоследовательность взглядов, этимологические фантазии5) не позволили рассматривать претендента всерьез, и кафедру занял известный «скептик» М.Т. Каченовский.
Исторические взгляды Венелина сформировались под воздействием идей романтизма, в духе которого он считал, что историческое исследование должно осуществляться «со всех сторон и во всех частях», полагая, что «только целое может представить полный смысл», и в этом смысле критиковал «Историю» Карамзина как собрание «всякой всячины в хронологическом порядке.6) К.Кавелин писал про Венелина: «В основании он прав. Он чувствовал, что история непременно должна рассматривать народ как живой организм, иначе она не будет историей, а сборником известий и фактов».7)
Справедливая убежденность Венелина в том, что огромный русский народ «не мог вдруг, в 862 г. размножиться и разлететься подобно саранче», а «русские города не могли вырастать в один год, подобно грибам после дождя»8) заставила его искать русь в названиях других народов. Погодин писал, что «Венелин пустил между нами впервые мысль, что народы могут скрываться долго под другими именами».9)
Однако его убежденность в автохтонности славян в Европе и «монолитности», неизменности этноса вообще, отрицание и этнических, и языковых смешений, признание праславянского языка как общеевропейского свело всю проблему происхождения славян лишь к поискам разных наименований славяно-россов греческими и византийскими писателями: скифов, сарматов, роксалан, антов, венетов, паннонцев, иллирийцев и др., между которыми Венелин не находил никаких этнических различий. Например, германцев он считал славянами, т. к. на территории средневековой Германии жили славяне, так же, как и гуннов10) (обров), и сорабов. Подобные этимологические построения будут в целом характерны и для его последователей. Более последователен Венелин был в борьбе с норманизмом.
Напомним, что в ПВЛ отразилась одна из версий начала Руси, которая возникла в Новгороде. Летописец настаивал на том, что русь — это варяги и сами новгородцы происходят «от рода варяжска». В этнографическом введении к ПВЛ дается прямое указание на то, где жили варяги. Летописец говорит, что к морю Варяжскому «приседять» Ляхове, Пруси, Чудь, следовательно Варяжским морем он называет Балтийское. Летописец четко обозначает западные пределы расселения варягов Польским Поморьем и Данией: «По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до предела Симова, сидят по тому же морю и к западу — до земли Агнянской и Волшской».
Соседями англов на южном берегу Балтики были «варины», «вары», «вагры» — племя принадлежавшее к вандальской (виндальской) группе (к ней так же принадлежали герулы, руги, венеды) и к IX в. ославянившееся. Тождество «варягов» и «веринов» с языковой точки зрения очевидно — один корень «вар» — вода, и различные суффиксы (в кельто-романских «варины», в германских «вэринги», у балтийских славян «варанги», у восточных «варяги»). Варяги, следовательно — это просто поморяне. Германские авторы X—XI вв. считали варягов одним из славянских племен. Наступление франков побудило варинов искать новые места поселений. В VIII в. во Франции появляется «Варангевилл» (Варяжский город), в 915 г. возник город Вэрингвик (Варяжская бухта) в Англии, до сих пор сохранилось название Варангерфьорд (варяжский залив) на севере Скандинавии. С VIII—IX вв. имена Варин и Вэрин широко распространяются по всей Европе, свидетельствуя также о рассеивании отдельных групп варинов в иноязычной среде. Но в конечном счете основным направлением переселений окажется восточной побережье Балтики. Приходят варяги с Варяжского (Балтийского) моря сначала в северо-западные земли и лишь {20} потом спускаются к Среднему Поднепровью. Названия основанных в IX в. городов говорят о славяноязычии варягов этого времени, да и у киевского летописца нет никакого намека на иноязычие варягов. Примечательно, что киевский летописец не упоминает пришедших с Владимиром новгородцев, которые составляли основу дружины, очевидно к ним относилось обозначение «варяги». При Ярославе роль варягов, видимо, возрастает, причем в числе таковых появляются и шведы (после женитьбы Ярослава на дочери шведского конунга Олава Ингигерд). В начале XI в. в Новгороде происходили постоянные столкновения между новгородцами и набранными Ярославом за морем варягами. Способствовали этому, и язычество варягов, и установленная еще при Олеге дань заморским варягам. После смерти Ярослава дань выплачивать перестали, как перестали и набирать в дружину варягов. Само имя варягов переосмысливается, распространяясь в общем на выходцев с католического запада, а летописцу, рассказывавшему о призвании варягов в IX в., пришлось объяснять, что это были не шведы, не норвежцы и не датачне, а варяги-русь, разъяснение это, правда, давал киевский летописец, в Новгороде шведов варягами не называли вплоть до XIII в.
Варяги, вопреки мнениям норманистов, привнесли с собой на Русь вовсе не монархическую систему, а что-то вроде афинского полиса. Древнейшие города севера управлялись примерно также, как и города балтийских славян (кстати, устройство Новгорода — типа «кругляшка», такое же, как в городах балтийских славян). Варяжский тип социально-политического устройства — это в конечном итоге тот же славянский, основанный полностью на территориальном принципе, на вечевых традициях, и совершенно не предусматривающий централизации. Государственность на Руси сложилась ранее призвания Рюриковичей или каких-то иных династий. Варяги, включившиеся в колонизационный поток с конца VIII в. не могли играть самостоятельной роли в образовании государства, а на севере Руси именно они повлияли на создание полисной системы, не принимающей централизации.
В 1836 г. вышла основная работа Венелина антинорманистского характера «Скандинавомания и ее поклонники»,11) в которой он разбил аргументы и доводы норманистов — Байера, Миллера, Шлецера, которых он и называет «скандинавоманами». Летописные тексты заставили Венелина искать варягов на южном побережье Балтики, откуда, по его мнению, вообще происходило славянское заселение русского северо-запада. Летописную Агнянскую землю, в пределах которой по ПВЛ обитали варяги, Венелин считал датской провинцией Ангельн12) и отмечал, что и греческие, и русские летописцы отличают варягов от германцев. Вполне логично он задается вопросом, как небольшая кучка норманнов могла покорить Новгород, к тому же оставив славянский язык совершенно неизменным. Только в 1870 г. будет опубликована его статья о варягах в арабских источниках,13) в которых он так же находил доказательства в пользу южно-балтийского происхождения варягов (варяги — славнейшие из славян).14)
Несмотря на короткую жизнь Венелина (всего 37 лет) его концепции настолько были важны и пришлись вовремя (да и написаны были с редким критическим чувством), что можно говорить о целой школе его учеников, школе Ю.И.Венелина — к которой принадлежали М.Морошкин,15) Н.В.Савельев-Ростиславич,16) А.Ф.Вельтман,17) к сожалению, во многом дискредитировавшие своими фантастическими концепциями как и самого Венелина, так и славянскую школу вообще.

Публикуемая ниже рукопись представляет собой автограф Ю.И.Венелина, хранящийся в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки, в архиве Ю.И.Венелина (НИОР РГБ, ф. 49, к. 2, ед. хр. 25). Это отрывок из большой работы — ни начала рукописи, ни окончания, к сожалению, не найдено. Текст рукописи публикуется по правилам современной орфографии. Подчеркивания автора в тексте выделены курсивом, пропуски и неразборчивые слова даются в скобках <>, в некоторых случаях восстановлены ссылки на литературу. Все сноски по тексту авторские, но для удобства чтения изменена их нумерация и расположение (в рукописи они давались как в подстрочнике, так и по ходу текста), примечания к рукописи наши.

Примечания

1) Венелин Ю.И. Древние и нынешние Болгаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к Россиянам: Историко-критические изыскания. — М., 1829, т. 1, с. 7; Безсонов П. Ю.И.Венелин // ЖМНП, 1882, № 6, с. 159-206.
2) Каченовский М.Т. «Древние и нынешние болгаре...» Ю.И.Венелина. Рец. // «ВЕ», 1830, № 1, с. 74-76; Погодин М.П. «Древние и нынешние болгаре...» Ю.И.Венелина. Рец. // «Московский вестник», 1829, № 6, с. 129-146; его же. По поводу «Древних и нынешних болгар...» Ю.И.Венелина {77} // «Московский вестник», 1829, ч. 4. «От издателя», с. 164-167; его же. По поводу рец. М.Каченовского на «Древние и нынешне болгаре...» Ю.И.Венелина // «Московский вестник», 1830, № 3, Нравы. Известия, замечания, анекдоты, с. 309-321; Полевой H.A. [По поводу «Древних и нынешних болгар...» Ю.И.Венелина] // «Московкий телеграф», 1829, ч. 29, № 17, с. 145-150; его же. М.П.Погодину // «Московкий телеграф», 1829, ч. 29, № 18, с. 396-400; его же. Очерк русской литературы за 1838 г. // «СО», 1838, т. 1, Критика, с. 148.
3) Аристов Ф.Ф. Литературное развитие Подкарпатской (Угорской) Руси. — М., 1995; Байцура Т. Место Ю.И.Венелина в развитии славяноведения в первой половине XIX в. // Ю.I.Венелiн i розвиток мiжслов'янських взаемозв'язкив (тези доповiдей i повiдомлень науковоi конференцii, присвяченоi 150-рiччю вiд дня смертi ЮЛ.Венелiна). — Ужгород, 1989. С. 8-9; Байцура Т. Ю.И.Венелин. — Братислава, 1968; Ю.И.Венелин в Болгарском возрождении. Сб. статей. — М., 1998.
4) Благова Т.И. Особенности религиозно-философских воззрений А.С.Хомякова // Философия в России XIX — начала XX вв. Сб. ст. — М., 1991, с. 16.
5) См: Кочубинский А.А. Граф С.Г.Строганов. Из истории наших университетов 30-х гг. // «ВЕ», 1896, т. 4, кн. 7, с. 168-180.
6) Венелин Ю.И. Мысли об истории вообще и русской в частности // ЧОИДР. — М., 1847, год 2, № 8, с. 47-49.
7) Кавелин К.Д. На ЧОИДР №№ 5-9. Рец. (М., 1847) // Сочинения. — М., 1859, ч. 3, с. 411.
8) Венелин Ю. Скандинавомания... С. 398.
9) Погодин М. Ответ на филологические письма М.А.Максимовича // «Москвитянин», 1856, т. 4, с. 28.
10) Венелин Ю.И. Критическое разложение всех имен Аттилина семейства... // ЧОИДР, М., 1889, кн. 1. Приложение.
11) Венелин Ю. Скандинавомания и ее поклонники, или столетие изыскания о варягах // «Московский наблюдатель». — М., 1836, ч. 8, кн. 2, с. 488-525; ч. 9, кн. 1, с. 269-307, кн. 2, с. 395-426.
12) Ср.: Трухачев Н.С. Попытка локализации Прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X—XIII вв. // «ДГ», 1980, — М., 1981. С. 159-175.
13) Венелин Ю.И. Известия о варягах арабских писателей и злоупотреблении в истолковании оных // ЧОИДР. М., 1870. Кн. 4.
14) См. также: его же. О древних жилищах русского народа // ЧОИДР. М., 1847, год 2, № 9, отд. 1, с. 41-58; его же. О первом и втором нашествии завислянских славян на Русь до Рюриковых времен // ЧОИДР. М., 1847, год 3, № 5, с. 1-45; его же. О соляном озере Halmyris // ЧОИДР. М., 1847, № 6; его же. О споре между южанами и северянами на счет их россизма // ЧОИДР. М., 1847, год 3, №4, с. 1-16; его же. Окружные жители Балтийского моря. А. Леты // ЧОИДР. М., 1846, № 4, с. 1-15; его же. Окружные жители Балтийского моря. Б. Славяне // ЧОИДР. М., 1847, № 5, с. 75-94; его же. Древние и нынешние Словене в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к Россиянам: Историко-критические изыскания. — М., 1841, т. 2.
15) Морошкин Ф.Л. «Древние и нынешние болгаре...» и «Скандинавомания» Ю.И.Венелина. Рец. // «Маяк», 1842, т. 6, № 12, отд. 4, с. 81-115; его же. Историко-критические исследования о руссах и славянах // «Маяк», 1842, т. 6, № 11, отд. 3, с. 1-46; его же. О значении имени Руссов и славян. — М., 1840; его же. О сочинениях Ю.И.Венелина по славянской истории // «ОЗ», 1840, т. 12, № 9, отд. 2, с. 77-92; его же. Россия Велико-Германская // «ОЗ», 1841, т. 17, № 8, отд. 2, с. 62-76.
16) Савельев-Ростиславич Н.В. Варяжская Русь по Нестору и чужеземным писателям // ЖМНП, 1845, № 10, отд. 2, с. 1-64; его же. Еще несколько подробностей о жизни и сочинениях Ю.И.Венелина // ЛПРИ, 1839, № 21, с. 447-451; его же. Заметка на возражения г. Смеловского и новый источник истории болгар // «Маяк», 1842, т. 6, № 12, отд. 5, с. 40-44; его же. История северо-восточной Европы и мнимого переселения народов // «Маяк», 1841, т. 19-21, гл. 4, с. 107-234; 1842, т. 1, гл. 4, с. 109-43; 1842, т. 2, гл. 4, с. 1-99; его же. История, география и археология древнеславянского мира // «Маяк», 1840, ч. 3, гл. 1, с. 109-145; его же. Материалы для славянских древностей // «Маяк», 1844, т. 13, № 26, отд 3, с. 109-152; т. 14, № 27, отд. 3, с. 29-60; т. 15, {78} № 29, отд. 3, с. 1-32; его же. На Венелина // ЛПРИ, 1839, № 15, с. 522-524; его же. О значении имени Руссов и славян. Соч. Ф.Морошкина. Рец. // «ОЗ», 1841, т. 14, с. 58-64; его же. Очерки всеобщей истории // «Маяк», 1840, ч. 9, гл. 3, с. 48-89; его же. Разбор мнений М.П.Погодина о начале Руси // «СО», 1848, кн. 11, отд. 1, с. 1-78; его же. Славянский сборник. — СПб., 1845.
17) Вельтман А.Ф. Исследования о свевах, гуннах и монголах. — М., 1856, его же. Исторические замечания и выводы о славянах и русах. НИОР РГБ, ф. 48, к. 18, е.х. 6.
18) Ad honorem et gloriam Dei Optimi Maximi.