22 августа 2013 15:11 Юлия Галкина
"Хочешь решить проблему миграции – не имей дел с приезжими. Не покупай у них арбузы. Не бери их в свою строительную фирму. Не сдавай им комнату в Купчино". Раньше такие лозунги можно было услышать разве что от националистов. Сегодня, когда социологи констатируют небывалый рост мигрантофобии, стратегию экономического бойкота приезжих взяли на вооружение обычные люди.«Покупай у своих»
Москвич Алексей Голубев чуть больше месяца назад запустил группу «ВКонтакте» «Покупай у своих.РФ». Цель — поддержать предпринимателей-россиян, которые принципиально берут на работу только соотечественников; в перспективе — создать сайт-каталог «сознательных бизнесменов, соблюдающих принцип приоритетного использования национальных кадров».
«Меня, как и очень многих, беспокоит проблема миграции. И в рамках нынешней политической системы я не вижу других механизмов её решения. Партию, выступающую за введение визового режима со Средней Азией и Закавказьем, не зарегистрируешь: были попытки, но за ними последовал отказ в регистрации по формальным основаниям. Референдум также невозможно провести в силу особенностей действующего законодательства. 100 тысяч подписей за визовый режим со странами Средней Азии власть проигнорировала. Я решил хоть как-то повлиять на ситуацию», — объясняет Алексей свою мотивацию.К проекту сейчас присоединяются микро-, малый, средний бизнесы. Есть компании, занимающиеся строительством коттеджей. Автосервисы. Оформители интерьеров. Изготовители мебели на заказ. Фотосалоны. IT-компании. Архангельская и Астраханская области, Краснодар, Тверь.
10% подписчиков группы и четверть посетителей — из Петербурга: больший интерес проявили только москвичи. На данный момент проект поддержали восемь петербургских бизнесменов и компаний: среди них — детская студия, производитель наружной рекламы, геодезическая фирма.
У коммерсантов разные мотивы. Алексей Якушев, занимающийся IT-бизнесом, заявляет, что он — национал-социалист: «Только наши русские ребята вкладывают в работу душу», — говорит предприниматель в интервью проекту. Представитель электромонтажной компании Илья Я. поясняет, что был неудачный опыт работы с приезжими из Таджикистана: «Был случай, когда один мигрант, которого мы оштрафовали за невыполнение плана, разбил машину директору. Раньше работали так: бригадир сам нанимал бригаду, мы обозначали ему фронт работ и с ним же расплачивались. В большинстве случаев бригада по-русски не понимала. Приходилось постоянно контактировать с бригадиром — тот сообразил, что может диктовать свои условия. Год назад мы перестали брать мигрантов. Новых сотрудников искали, в основном, через знакомых: вакансии хорошие, монтажники тысяч по 50 получают. Набрали бригаду из нормальных русских парней». После небольшой паузы Илья добавляет: «Есть еще мордва, башкиры. В общем, граждане РФ».
Экономические методы борьбы с миграцией в Петербурге также использует организация «Русская община», появившаяся примерно 1,5 года назад. Компании-участники предоставляют скидки «только для своих»: 20% — на мобильную автомойку, 10% — на услуги массажиста, женскую одежду и компьютерный сервис. 3% — на недвижимость в Болгарии. Один из проектов — портал «Русская недвижимость»: сдать или снять квартиру или комнату могут только «наши».
«Для русских, без животных»
«Сдам квартиру на длительный срок в Красном Селе, с сентября, только русской семье, предпочтит. с пропиской (Питер)»; «Срочно сдам квартиру-студию 28 кв.м. Сдается только русским без маленьких детей и крупных животных»; «Сдаю однокомнатную квартиру от собственника. На длительный срок. Для аккуратной, порядочной русской семьи»; «Для русских! Без животных! Со всей мебелью! Недалеко от метро: Комендантский проспект». Каждый день «ВКонтакте» появляется, как минимум, одно объявление с припиской «только для русских» о сдаче в аренду недвижимости в Петербурге.
Главный аналитик группы компаний «Бюллетень недвижимости» Сергей Бобашов говорит, что раньше лидеры рынка — крупные компании, специализирующиеся на сдаче в аренду квадратных метров — старались такие объявления если не запрещать, то, по крайней мере, перефразировать. «Сегодня тенденция есть, и она будет усиливаться – таких объявлений будет всё больше, — говорит эксперт. — Понятны опасения людей, которые сдают квартиры, страхи связаны не с националистическими мотивами, а с чисто практическими вещами: арендаторы заявят 1-3 человек — а жить в итоге будут 10, и квартира придет в полную негодность.
Мнение
«Низовая» экономическая борьба с мигрантами, скорее, эмоциональна, нежели рациональна, считает заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ в Петербурге Эдуард Понарин. Можно провести аналогию с московской историей трехлетней давности: тогда в ДТП с участием машины вице-президента «Лукойла» на Ленинском проспекте погибли две женщины — после этого некоторые автомобилисты объявили бойкот автозаправкам компании. «Лукойл», однако же, от этого не разорился.
«Мне кажется, что рационального в этой экономической борьбе не очень много. Отыгрываются на людях, которые имеют мало отношения к проблемам с миграцией, — говорит Понарин. — В дальнейшем экономическая рациональность будет возобладать. Люди будут ориентироваться на соотношение цены-качества товаров и услуг, а не на национальность продавца. Да, часть населения будет участвовать и в экономической борьбе, но не думаю, что таких будет много».
Оригинал статьи
"Хочешь решить проблему миграции – не имей дел с приезжими. Не покупай у них арбузы. Не бери их в свою строительную фирму. Не сдавай им комнату в Купчино". Раньше такие лозунги можно было услышать разве что от националистов. Сегодня, когда социологи констатируют небывалый рост мигрантофобии, стратегию экономического бойкота приезжих взяли на вооружение обычные люди.«Покупай у своих»
Москвич Алексей Голубев чуть больше месяца назад запустил группу «ВКонтакте» «Покупай у своих.РФ». Цель — поддержать предпринимателей-россиян, которые принципиально берут на работу только соотечественников; в перспективе — создать сайт-каталог «сознательных бизнесменов, соблюдающих принцип приоритетного использования национальных кадров».
«Меня, как и очень многих, беспокоит проблема миграции. И в рамках нынешней политической системы я не вижу других механизмов её решения. Партию, выступающую за введение визового режима со Средней Азией и Закавказьем, не зарегистрируешь: были попытки, но за ними последовал отказ в регистрации по формальным основаниям. Референдум также невозможно провести в силу особенностей действующего законодательства. 100 тысяч подписей за визовый режим со странами Средней Азии власть проигнорировала. Я решил хоть как-то повлиять на ситуацию», — объясняет Алексей свою мотивацию.К проекту сейчас присоединяются микро-, малый, средний бизнесы. Есть компании, занимающиеся строительством коттеджей. Автосервисы. Оформители интерьеров. Изготовители мебели на заказ. Фотосалоны. IT-компании. Архангельская и Астраханская области, Краснодар, Тверь.
10% подписчиков группы и четверть посетителей — из Петербурга: больший интерес проявили только москвичи. На данный момент проект поддержали восемь петербургских бизнесменов и компаний: среди них — детская студия, производитель наружной рекламы, геодезическая фирма.
У коммерсантов разные мотивы. Алексей Якушев, занимающийся IT-бизнесом, заявляет, что он — национал-социалист: «Только наши русские ребята вкладывают в работу душу», — говорит предприниматель в интервью проекту. Представитель электромонтажной компании Илья Я. поясняет, что был неудачный опыт работы с приезжими из Таджикистана: «Был случай, когда один мигрант, которого мы оштрафовали за невыполнение плана, разбил машину директору. Раньше работали так: бригадир сам нанимал бригаду, мы обозначали ему фронт работ и с ним же расплачивались. В большинстве случаев бригада по-русски не понимала. Приходилось постоянно контактировать с бригадиром — тот сообразил, что может диктовать свои условия. Год назад мы перестали брать мигрантов. Новых сотрудников искали, в основном, через знакомых: вакансии хорошие, монтажники тысяч по 50 получают. Набрали бригаду из нормальных русских парней». После небольшой паузы Илья добавляет: «Есть еще мордва, башкиры. В общем, граждане РФ».
Экономические методы борьбы с миграцией в Петербурге также использует организация «Русская община», появившаяся примерно 1,5 года назад. Компании-участники предоставляют скидки «только для своих»: 20% — на мобильную автомойку, 10% — на услуги массажиста, женскую одежду и компьютерный сервис. 3% — на недвижимость в Болгарии. Один из проектов — портал «Русская недвижимость»: сдать или снять квартиру или комнату могут только «наши».
«Для русских, без животных»
«Сдам квартиру на длительный срок в Красном Селе, с сентября, только русской семье, предпочтит. с пропиской (Питер)»; «Срочно сдам квартиру-студию 28 кв.м. Сдается только русским без маленьких детей и крупных животных»; «Сдаю однокомнатную квартиру от собственника. На длительный срок. Для аккуратной, порядочной русской семьи»; «Для русских! Без животных! Со всей мебелью! Недалеко от метро: Комендантский проспект». Каждый день «ВКонтакте» появляется, как минимум, одно объявление с припиской «только для русских» о сдаче в аренду недвижимости в Петербурге.
Главный аналитик группы компаний «Бюллетень недвижимости» Сергей Бобашов говорит, что раньше лидеры рынка — крупные компании, специализирующиеся на сдаче в аренду квадратных метров — старались такие объявления если не запрещать, то, по крайней мере, перефразировать. «Сегодня тенденция есть, и она будет усиливаться – таких объявлений будет всё больше, — говорит эксперт. — Понятны опасения людей, которые сдают квартиры, страхи связаны не с националистическими мотивами, а с чисто практическими вещами: арендаторы заявят 1-3 человек — а жить в итоге будут 10, и квартира придет в полную негодность.
Мнение
«Низовая» экономическая борьба с мигрантами, скорее, эмоциональна, нежели рациональна, считает заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ в Петербурге Эдуард Понарин. Можно провести аналогию с московской историей трехлетней давности: тогда в ДТП с участием машины вице-президента «Лукойла» на Ленинском проспекте погибли две женщины — после этого некоторые автомобилисты объявили бойкот автозаправкам компании. «Лукойл», однако же, от этого не разорился.
«Мне кажется, что рационального в этой экономической борьбе не очень много. Отыгрываются на людях, которые имеют мало отношения к проблемам с миграцией, — говорит Понарин. — В дальнейшем экономическая рациональность будет возобладать. Люди будут ориентироваться на соотношение цены-качества товаров и услуг, а не на национальность продавца. Да, часть населения будет участвовать и в экономической борьбе, но не думаю, что таких будет много».
Оригинал статьи