В последние два десятилетия межгосударственные контакты России и Германии
вышли на новый уровень, продолжают активно развиваться. И очевидно, что
их главные предпосылки заключаются не только во взаимной экономической
заинтересованности и политическом партнёрстве, но и в традиционных
исторических связях обоих государств. Нередко исторические параллели
оказываются довольно неожиданными.
Какую роль сыграл древнерусский Новгород в Ганзейском союзе – своего рода Евросоюзе средневековья, к которому Россия была близко причастна, причём без излишних формальностей. Немецкие колонисты-переселенцы помогали строить государственное здание Российской империи при Петре и Екатерине, развивали регионы, военные – укреплять и модернизировать вооружённые силы, учёные – созидать российскую науку.
Можно ли говорить о том, что сегодняшняя газовая магистраль Nord Stream проходит по древнему пути «из Варяг в Греки»? В дискуссии о том, с какого берега Балтики – северного или южного (то есть из нынешней Германии) – на самом деле вышли летописные варяги, заложившие основы государства, намечаются интересные результаты. Некоторое время назад академик В.Л. Янин высказался об этом довольно определённо.
«Решено было отправить послов к Рюрику, к тем варягам, которые называли себя Русью. Проживали они на территории южной Балтики, северной Польши и северной Германии. Наши пращуры призвали князя оттуда, откуда многие из них и сами были родом. Можно сказать, они обратились за помощью к дальним родственникам».1 То же самое В.Л. Янин подтвердил в репортаже передачи «Вести недели» от 08 февраля 2009 года.
Всё это сближающие исторические сюжеты, которые проявлялись в разных эпохах. Но сегодня перед общественным мнением возникают новые реалии, на которые необходимо научиться правильно и объективно реагировать. Постепенно в академической и околонаучной среде происходит отказ от устаревших стереотипов. Государственная власть чаще и чаще обращается к теме начала российской государственности, которая вполне способна стать фундаментом консолидирующей общественной идеи. Общество, в свою очередь, ждёт позитивных перемен и вполне к ним готово.
Российско-немецкие связи актуализируются на современном уровне. Но даже кажущаяся изученность и известность темы, повышенный интерес со стороны политиков, учёных и бизнесменов не всегда помогают задействовать все имеющиеся точки соприкосновения. Об одной из них пойдёт речь в сегодняшнем посте.
Земли князей Ройсс (карта середины XIX века)
Как известно, в немецкой письменной традиции средних веков и Нового времени для обозначения России использовалось наименование Reußen. Типичным выражением в различных документах было, к примеру, «Kaiser und Selbstherrscher aller Reußen», то есть «Царь и Самодержец всея Руси». Причём его употребляли не только в германских землях, но и в самой России: императрица Екатерина II подписывала этим титулом свои указы (в частности, манифест для немецких переселенцев). Вроде бы обычное дело, которое касалось, прежде всего, книжников и государственных мужей. Но история преподнесла здесь неожиданный сюрприз, к которому до сих пор не ясно как относиться.
С воспетых в поэзии и историографии средних веков вплоть до судьбоносных годов Веймарской республики в сердце Германии, на территории нынешней федеральной земли Тюрингия, существовало княжество с аналогичным названием – Ройсс (Reuß). Исторические документы сохранили для нас также несколько его вариаций, ещё более необычных для немцев: Ruzze или Reusse. Странность заключается в том, что это название можно понимать только однозначно – Русь. По крайней мере, известный труд Бертольда Шмидта об истории княжества «Geschichte des Reußenlandes»2 современники легко могли бы счесть за «Историю России». Но при каких обстоятельствах в окружении исторических немецких областей могла появиться «русская земля»?
Принц Генрих XXXIII (младшая линия Ройсс) со своей невестой, принцессой Пруссии (1913 год)
Йоханн Кристоф Клотц писал о том, что истоки династии Ройсс и её имени теряются в седой древности, указывая на более-менее достоверные сведения о них, начиная с X столетия. Немецкий краевед не отрицал возможных параллелей с Русью, но не мог дать им убедительного объяснения.3 Когда же князья Ройсс получили во владение земли в окрестностях городов Вайда и Гера, то началась новая страница истории княжества, которая никак не была связана с российской историей.
Ещё в средневековье произошло разделение династии Ройсс на две линии – старшую и младшую. При этом по непонятной традиции все мужчины из рода носили имя Генрих. Другой особенностью было то, что в династии «нумеровались» не только правящие члены семьи, но вообще все представители мужского пола, принадлежащие к генеалогическому древу. В старшей линии счёт шёл до ста и затем начинался заново, а в младшей линии его вели с начала каждого нового столетия. Помимо этого династия имела родство со знатнейшими европейскими домами. Например, принцесса Августа, бабушка английской королевы Виктории, происходила из рода Ройсс.
После Первой мировой войны территории владений младшей и старшей линий были объединены в Республику Ройсс, которая просуществовала до 1919 года. Впоследствии она была включена в состав свободного государства Тюрингия.
Получается, что с одной стороны княжество Ройсс сохранило в своей истории таинственный «русский» след (по сей день одна из гимназий в городе Гера носит название Rutheneum), с другой – оставалось исконно немецким по своему духу.
Гимназия Rutheneum в Гере
Чего стоит лишь тот факт, что нынешний государственный флаг ФРГ фактически представляет собой традиционный флаг Ройсс (чёрно-красно-золотой). И это требует не менее серьёзного внимания исследователей, нежели романтическая версия о студентах добровольческого корпуса фон Лютцова, носивших чёрные сюртуки с нашитыми красными погонами и латунными пуговицами, от которых будто бы пошло сочетание «немецких» цветов.
Флаги княжеств Ройсс старшей и младшей линии
Рассуждая о русско-германских параллелях, естественно, остро вставал вопрос о том, откуда произошло название «Ройсс». Было высказано немало предположений, начиная от сомнительной этимологии от слова «Riese» (нем. «великан») и заканчивая неопределённой мыслью, что название возникло от наименования «некой страны или области», которое позаимствовал кто-то из родоначальников династии.4 Такое разнообразие, конечно, не способствовало установлению исторической истины. Поэтому немецкие авторы поставили перед собой вопрос в более мягкой трактовке: какой представитель династии стал впервые именоваться «русским» и почему?
Но и здесь не нашлось единого мнения. По одной версии Генрих из династии Ройсс в XII веке вёл победоносные войны с некими русами (die Ruthenen), отчего получил прозвище «Ruzze», а позднее «русское» название закрепилось за всей династией.5 Согласно другой точке зрения, Генрих из младшей линии династии Ройсс (ум. до 1295 г.), женился на «принцессе» из Западной Руси, получив прозвище «Ruthenus», т.е. «Русский», которое перешло на всю династию.6
Впрочем, обе версии могут вызвать лишь скепсис у специалистов. Они появились достаточно поздно и были основаны, скорее, на генеалогическом вымысле, нежели на объективных исторических данных. Иными словами, точно выяснить, почему князья Ройсс были «русскими» оказалось невозможно.
Принцессы Reuß, 1903 год. Слева направо: Эмма, Мария, Ида, Каролина и Гермина
Можно предположить, что история «русского» княжества на территории Тюрингии имеет более глубокие корни. Оно располагалось в холмистой местности на землях, которые некогда входили в состав Франкской империи. Собственно «русская» топонимика (Rossla, Rossleben и др.) окружена здесь старыми франкскими названиями с окончаниями на -hausen, -rode и т.д. В связи с этим любопытно, что французский эпос знает некую Русь (Ros) и «русских» герцогов и графов, которые либо воюют против Карла Великого, либо входят в его окружение.7 Таким образом, кто-то из вассалов вполне мог получить ленное владение во франкских землях на территории нынешней Тюрингии.
После Великого переселения народов, сформировавшего прообраз сегодняшней европейской карты, в разных частях континента появились топонимы с вариантным корнем рус/рос. Это было связано с обширными миграциями, в которые были вовлечены предки современных русских, немцев, французов и других народов.
«Достаточно сказать, – писал профессор Аполлон Григорьевич Кузьмин, – что когда «русские» графы княжеств «Русь» и «Русская земля» (Рейс и Рейсланд) в Тюрингии в XVI столетии заинтересовались своим происхождением, они не смогли ответить на вопрос, почему они «русские».8
Сегодня тем более, мы можем лишь предполагать, какие исторические события привели к тому, что в центре Германии появилась своя собственная Русь. Конечно, эта была иная Русь – та, в которой говорили на немецком языке, а правителей звали Генрихами. Но разве мешает одно другому? Вовсе нет… Так сложилась история, сохранив для потомков интересную загадку и показав, как причудливо могут переплетаться события, которым, на первый взгляд, очень сложно найти логичное объяснение. Кажется, напомнить об этом в современном контексте не станет лишним.
Всеволод Меркулов, кандидат исторических наук
Какую роль сыграл древнерусский Новгород в Ганзейском союзе – своего рода Евросоюзе средневековья, к которому Россия была близко причастна, причём без излишних формальностей. Немецкие колонисты-переселенцы помогали строить государственное здание Российской империи при Петре и Екатерине, развивали регионы, военные – укреплять и модернизировать вооружённые силы, учёные – созидать российскую науку.
Можно ли говорить о том, что сегодняшняя газовая магистраль Nord Stream проходит по древнему пути «из Варяг в Греки»? В дискуссии о том, с какого берега Балтики – северного или южного (то есть из нынешней Германии) – на самом деле вышли летописные варяги, заложившие основы государства, намечаются интересные результаты. Некоторое время назад академик В.Л. Янин высказался об этом довольно определённо.
«Решено было отправить послов к Рюрику, к тем варягам, которые называли себя Русью. Проживали они на территории южной Балтики, северной Польши и северной Германии. Наши пращуры призвали князя оттуда, откуда многие из них и сами были родом. Можно сказать, они обратились за помощью к дальним родственникам».1 То же самое В.Л. Янин подтвердил в репортаже передачи «Вести недели» от 08 февраля 2009 года.
Всё это сближающие исторические сюжеты, которые проявлялись в разных эпохах. Но сегодня перед общественным мнением возникают новые реалии, на которые необходимо научиться правильно и объективно реагировать. Постепенно в академической и околонаучной среде происходит отказ от устаревших стереотипов. Государственная власть чаще и чаще обращается к теме начала российской государственности, которая вполне способна стать фундаментом консолидирующей общественной идеи. Общество, в свою очередь, ждёт позитивных перемен и вполне к ним готово.
Российско-немецкие связи актуализируются на современном уровне. Но даже кажущаяся изученность и известность темы, повышенный интерес со стороны политиков, учёных и бизнесменов не всегда помогают задействовать все имеющиеся точки соприкосновения. Об одной из них пойдёт речь в сегодняшнем посте.
Как известно, в немецкой письменной традиции средних веков и Нового времени для обозначения России использовалось наименование Reußen. Типичным выражением в различных документах было, к примеру, «Kaiser und Selbstherrscher aller Reußen», то есть «Царь и Самодержец всея Руси». Причём его употребляли не только в германских землях, но и в самой России: императрица Екатерина II подписывала этим титулом свои указы (в частности, манифест для немецких переселенцев). Вроде бы обычное дело, которое касалось, прежде всего, книжников и государственных мужей. Но история преподнесла здесь неожиданный сюрприз, к которому до сих пор не ясно как относиться.
С воспетых в поэзии и историографии средних веков вплоть до судьбоносных годов Веймарской республики в сердце Германии, на территории нынешней федеральной земли Тюрингия, существовало княжество с аналогичным названием – Ройсс (Reuß). Исторические документы сохранили для нас также несколько его вариаций, ещё более необычных для немцев: Ruzze или Reusse. Странность заключается в том, что это название можно понимать только однозначно – Русь. По крайней мере, известный труд Бертольда Шмидта об истории княжества «Geschichte des Reußenlandes»2 современники легко могли бы счесть за «Историю России». Но при каких обстоятельствах в окружении исторических немецких областей могла появиться «русская земля»?
Йоханн Кристоф Клотц писал о том, что истоки династии Ройсс и её имени теряются в седой древности, указывая на более-менее достоверные сведения о них, начиная с X столетия. Немецкий краевед не отрицал возможных параллелей с Русью, но не мог дать им убедительного объяснения.3 Когда же князья Ройсс получили во владение земли в окрестностях городов Вайда и Гера, то началась новая страница истории княжества, которая никак не была связана с российской историей.
Ещё в средневековье произошло разделение династии Ройсс на две линии – старшую и младшую. При этом по непонятной традиции все мужчины из рода носили имя Генрих. Другой особенностью было то, что в династии «нумеровались» не только правящие члены семьи, но вообще все представители мужского пола, принадлежащие к генеалогическому древу. В старшей линии счёт шёл до ста и затем начинался заново, а в младшей линии его вели с начала каждого нового столетия. Помимо этого династия имела родство со знатнейшими европейскими домами. Например, принцесса Августа, бабушка английской королевы Виктории, происходила из рода Ройсс.
После Первой мировой войны территории владений младшей и старшей линий были объединены в Республику Ройсс, которая просуществовала до 1919 года. Впоследствии она была включена в состав свободного государства Тюрингия.
Получается, что с одной стороны княжество Ройсс сохранило в своей истории таинственный «русский» след (по сей день одна из гимназий в городе Гера носит название Rutheneum), с другой – оставалось исконно немецким по своему духу.
Чего стоит лишь тот факт, что нынешний государственный флаг ФРГ фактически представляет собой традиционный флаг Ройсс (чёрно-красно-золотой). И это требует не менее серьёзного внимания исследователей, нежели романтическая версия о студентах добровольческого корпуса фон Лютцова, носивших чёрные сюртуки с нашитыми красными погонами и латунными пуговицами, от которых будто бы пошло сочетание «немецких» цветов.
Рассуждая о русско-германских параллелях, естественно, остро вставал вопрос о том, откуда произошло название «Ройсс». Было высказано немало предположений, начиная от сомнительной этимологии от слова «Riese» (нем. «великан») и заканчивая неопределённой мыслью, что название возникло от наименования «некой страны или области», которое позаимствовал кто-то из родоначальников династии.4 Такое разнообразие, конечно, не способствовало установлению исторической истины. Поэтому немецкие авторы поставили перед собой вопрос в более мягкой трактовке: какой представитель династии стал впервые именоваться «русским» и почему?
Но и здесь не нашлось единого мнения. По одной версии Генрих из династии Ройсс в XII веке вёл победоносные войны с некими русами (die Ruthenen), отчего получил прозвище «Ruzze», а позднее «русское» название закрепилось за всей династией.5 Согласно другой точке зрения, Генрих из младшей линии династии Ройсс (ум. до 1295 г.), женился на «принцессе» из Западной Руси, получив прозвище «Ruthenus», т.е. «Русский», которое перешло на всю династию.6
Впрочем, обе версии могут вызвать лишь скепсис у специалистов. Они появились достаточно поздно и были основаны, скорее, на генеалогическом вымысле, нежели на объективных исторических данных. Иными словами, точно выяснить, почему князья Ройсс были «русскими» оказалось невозможно.
Можно предположить, что история «русского» княжества на территории Тюрингии имеет более глубокие корни. Оно располагалось в холмистой местности на землях, которые некогда входили в состав Франкской империи. Собственно «русская» топонимика (Rossla, Rossleben и др.) окружена здесь старыми франкскими названиями с окончаниями на -hausen, -rode и т.д. В связи с этим любопытно, что французский эпос знает некую Русь (Ros) и «русских» герцогов и графов, которые либо воюют против Карла Великого, либо входят в его окружение.7 Таким образом, кто-то из вассалов вполне мог получить ленное владение во франкских землях на территории нынешней Тюрингии.
После Великого переселения народов, сформировавшего прообраз сегодняшней европейской карты, в разных частях континента появились топонимы с вариантным корнем рус/рос. Это было связано с обширными миграциями, в которые были вовлечены предки современных русских, немцев, французов и других народов.
«Достаточно сказать, – писал профессор Аполлон Григорьевич Кузьмин, – что когда «русские» графы княжеств «Русь» и «Русская земля» (Рейс и Рейсланд) в Тюрингии в XVI столетии заинтересовались своим происхождением, они не смогли ответить на вопрос, почему они «русские».8
Сегодня тем более, мы можем лишь предполагать, какие исторические события привели к тому, что в центре Германии появилась своя собственная Русь. Конечно, эта была иная Русь – та, в которой говорили на немецком языке, а правителей звали Генрихами. Но разве мешает одно другому? Вовсе нет… Так сложилась история, сохранив для потомков интересную загадку и показав, как причудливо могут переплетаться события, которым, на первый взгляд, очень сложно найти логичное объяснение. Кажется, напомнить об этом в современном контексте не станет лишним.
Всеволод Меркулов, кандидат исторических наук