Без
обращения к кельтскому, видимо, не решить важнейшую проблему древней истории и
этногенеза славян — проблему невров. Кто были невры? — В ответах на этот вопрос
царит удивительное разнообразие.
В
древней этногеографии Северного Причерноморья, дошедшей до нас благодаря
Геродоту, невры располагались на запад от скифов, на рубеже с агафирсами, т.е.
балканским миром. Это определяло этническую идентификацию невров последующими
учеными. Шафарик видел в них ’’виндов”, т.е. славян, как и в наше
время — Лер-Сплавинский, Мошинский, ряд советских археологов. Кипарский и вначале Чекановский, сопоставив
названия Neupoi и ziemia Nurska на границе Польши и Украины, сочли невров
не разделившимися балтославянами эпохи до перехода дифтонга еu в балт. jau и
слав. (j)u, причем Кипарский даже проэтимологизировал название этих
балто-славян как 'понурый, печальный’, ср. литов. niaurus. В последнее время все
больше видят в неврах балтов, даже — восточных балтов . А между тем после изложенного выше о
кельтах и их передвижениях всего естественнее допустить кельтскую
принадлежность геродотовских невров, указав на связь их названия с названием
племени Nervii в Галлии , тем более, что ни у балтов, ни у
славян мы не знаем этнонима, близкого имени невров. Различие форм Neopot и
Nervii — скорее диахронического и диалектного характера. К тому же в
литературе уже указывалось, что у Аммиана Марцеллина упоминаются нервии у
истоков Борисфена (Припяти?), а у Плиния в тех же местах — невры .
Кроме
того, из античной поэзии известно весьма любопытное и показательное описание
невра: te modo viderunt iteratos Bactra per ortus,/te modo munito Neuricus
hostis equo. Sex. Propertii. Elegiarum IV, 3, 7 — 8 (recensuit M.Schuster.
Lipsiae, MCMLIV, p. 142); в русск. переводе: Видели Бактры твое многократное в
них появленье. Видел и невр-супостат, в броню одевший коня... — Согласимся, что
невр, восседающий на бронированном коне
(munitus equus), о котором пишет ’’нежная Аретуза” в письме своему Ликоту на
восточный фронт, — мало похож на раннего
славянина, по данным, которыми
располагает наука. Зато известно, что кельты латенского времени были искусными
металлургами, железоделателями и кузнецами. И германцы и, затем, славяне
переняли кельтское название нагрудного панциря .
Как
уже было сказано выше, из Галлии в Подунавье проникают бои и вольки-тектосаги. Дальше — на Висле и в
Галиции, на Волыни — вольки прямо уже не прослеживаются, выступают невры, племя
под другим названием. Однако вот что рассказывает о неврах Геродот: ’’Скифы и
эллины, живущие в Скифии, говорят, что раз в год каждый из невров превращается
в волка на несколько дней и снова обратно становится тем, чем был” (Негоdoti
historiae IV, 105. Recognovit C.Hude. Oxonii, 1976). Можно, конечно, как это
нередко и делается, находить здесь корни славянских поверий о волколаках,
вурдалаках. Но вполне вероятно, что дело здесь не столько в суевериях вокруг
ликантропии, сколько в ритуально поддерживаемой и обновляемой памяти этноса о
своих родственных связях. Периодическое ’’превращение” невров в волков
обращает наше внимание на тот факт, что кельтский
этноним Volcae этимологически значил 'волки’ (иные объяснения, например,
к ирл. folg 'проворный, живой' [163], неубедительны), и это несмотря на то, что
и.-е. *ulkuos 'волк’ почти повсеместно и очень рано вытеснено в кельтских
языках, очевидно, по мотивам табуизации, за вычетом слабых реликтов в
антропонимии и т.д., а также несмотря на то, что собственно кельтское (древнеирландское)
продолжение индоевропейского слова для волка имело бы форму *flich-/*flech- . Табуизация и вообще маркированность этнонимии объясняют
присутствие в таких случаях как бы ’’перекрестных изоглосс” (термин В. И.
Абаева), объясняющих построение термина ’’волк” и этнонима ’’волки” как бы не
совсем по правилам своего языка (вспомним ’’неправильное” лат. lupus, вместо
правильного *volcus, *vulcus). Волъки-тектосаги
распространились в Подунавье неподалеку от племен даков (этимологически —
тоже ’’волки”). У даков, как позднее и у румын, видимо, на эту почву легли
представления о волках-оборотнях . Не лишено интереса то, что слав. *vъlkъ 'волк', полностью отсутствующее в антропонимии большинства славянских языков,
выступает в личных именах части южных славян — у сербов, хорватов[2].
Взято из книги -
О.Н. ТРУБАЧЕВ
ЭТНОГЕНЕЗ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ СЛАВЯН
Лингвистические исследования
[1]Со ссылкой на [158, с. 124], где
Чекановский о своей точке зрения 1927 г. относительно невров как
недифференцированных балто-славян; с. 116: невры — предки восточных балтов,
ср. также с. 123: невры — балты по языку, по мнению ’’большинства ученых”.
[2]Ср. серб.-хорв. Vukobrat, Vuкоmаn,
Vukomil, Vukomir, Vukosav, Vukovoj, Bjelovuk, Dobrovuk, Milovuk.