
В соответствии с прежними результатами удалось подтвердить, что европейцы несут немного меньше неандертальских генов, чем азиаты. При этом у каждой из рас имеются и общее неандертальское наследие, и специфические неандертальские гены.
Неандертальские гены в геноме современных людей, как было показано раньше, чаще вредны. Поэтому число их, по-видимому, сокращается. Некоторые участки генома, ответственного, например, за размножение и плодовитость, не содержат вовсе неандертальских участков. Большинство неандертальских аллелей имеют низкую частоту, но есть и такие, у которых частота резко повышена (рис. 3).
Это означает, что они были поддержаны отбором, потому что, так или иначе, повышали жизнеспособность индивидов и вероятность оставить крепкое потомство. Таких генов немного, но они легко выявляются из общей массы аллелей. Эти полезные неандертальские заимствования разделяются на три группы: с высокой частотой у европейцев и азиатов, с высокой частотой у азиатов и низкой у европейцев, с высокой у европейцев и низкой у азиатов. Первая группа была полезна для обеих рас, а две другие — только для одной из них. Авторы обратили внимание на подобные гены: BNC2 у европейцев и POU2F3 у азиатов. BNC2 расположен на хромосоме 9 и экспрессируется в кератиноцитах, его частота у европейцев достигает 70% и он не встречается у азиатов. POU2F3 расположен на 11 хромосоме, встречается у 66% азиатов и лишь у 1% европейцев. Он кодирует транскрипционный фактор, который связан с делением и работой кератиноцитов. Эти примеры дают представление о путях эволюции нашего человеческого облика.
Авторы смоделировали различные демографические сценарии скрещивания неафриканского населения с неандертальцами: однократное скрещивание, двукратное, многократное, при разных численностях скрещивающихся популяций. Результатом моделирования было количество неандертальских генов у европейцев и азиатов, которое сравнивалось с реальными данными. Моделирование показало, что, скорее всего, неандертальцы скрещивались с неафриканским населением не один раз. Этот результат был устойчив к различным показателям численности популяции и эффективности размножения. Ученые предполагают, что было по крайней мере два эпизода, оставивших след в современном человеческом геноме. Сначала была продуктивная встреча неандертальцев с древнейшей линией неафриканских сапиенсов, а позже, уже после разделения европейцев и азиатов, — с азиатским населением.
Данную работу следует особо выделить из-за ее очевидной перспективности. Ясно, что опробованный метод позволит увидеть не только неандертальские гены и их судьбу в геноме современных людей, но и те гены, которые остались нам в наследство от других представителей Homo.
http://elementy.ru/news/432203
http://www.sciencemag.org/content/343/6174/1017.abstr..
***
На графике 1:
Количество неандертальских последовательностей на одного современного человека; частотное распределение (ширина и форма полосы) рассчитывалось для разных групп населения: ТС (тосканцы, Италия, 98 человек), ИБ (иберийцы, Испания, 14 человек), СЕП (североамериканцы европейского происхождения, 85 человек), БШ (британцы и шотландцы, 89 человек), ФИ (финны, 93 человек), ЮХ (хань, южный Китай, 100 человек), СХ (хань, Пекин, северный Китай, 97 человек), Я (японцы, Токио, 89 человек).
Круги показывают число общих и специфичных неандертальских последовательностей для европейцев и азиатов.
На графике 2:
Частоты неандертальских генов у азиатов и европейцев: синим цветом отмечены те, которые имеют, по всей видимости, адаптивное значение и у азиатов, и у европейцев (верхняя правая четверть), а красным — только у одной из рас (нижняя правая четверть и верхняя левая четверть). Серым цветом отмечены гены с низкой частотой, вероятно, не имеющие адаптивного значения. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

