Расология, Антропология, Генетика

Русский национальный портал по расологии, антропологии и генетике

Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

среда, 3 августа 2016 г.

Росомоны

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Росомоны — народ, племя или род, упомянутый готским историком Иорданом (VI век) в Восточной Европе в связи с событиями около 375 года:
«Германарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов.
Вероломному же племени росомонов (Rosomonorum gens infida), которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], её мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав её к диким коням и пустив их вскачь. Братья же её, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного»[1].

Содержание

  • 1 Толкования
  • 2 Этимология
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Толкования

Начиная с М. В. Ломоносова существует мнение, отождествляющее росомонов с роксоланами и позднейшими русами-россами[2], по мнению ряда историков — одно из первых сообщений о предках русов. Другие авторы считают эти сближения совершенно беспочвенными и полагают, что слово gens у Иордана нужно понимать как «род, клан», а не «народ»[3].
Сюжет в сообщении Иордана имеет эпические черты, позднее сохранился в Старшей Эдде в песне «Подстрекательство Гудрун», но без упоминания росомонов. В Старшей Эдде Сёрли и Хамдир сыновья Гудрун и конунга Йонакра, а Сванхильд — дочь Гудрун и Сигурда. Сванхильд была отдана замуж за самого престарелого конунга Йормунрикка, который казнил её за измену. Гудрун, удручённая смертью любимой дочери, подстрекает сыновей отомстить за сестру. Эддический сюжет заканчивется гибелью всех героев.
Есть различные версии о происхождении росомонов. По мнению одних, они происходят от ираноязычных роксоланов, по мнению других — от германцев ругов (рогов).[4]
Имя Сунильда признаётся германским, в начале V века хорошо известен гот Сар на службе римского императора Гонория. Его нападение на войско вождя Алариха привело к захвату Рима готами в 410 году.

Этимология

Существует множество попыток этимологии самого слова Rosomoni, преимущественно при помощи германского (готского) или иранского (осетинского) языков.
Сторонники североиранской этимологии считают, что корню -moni ближе осет. mojnæ, а ros- объясняется упрощением rohs- — «светлый», то есть «светлые люди», и таким образом сближают с этнонимом роксоланы («светлые аланы»).
Германская этимология, как правило, предполагает наличие в названии ros- — «рыжий», «красный» или «конь» и man — «человек», «люди», готск. mana, то есть «рыжие/красные люди» или «конники» .
И. В. Зиньковская предлагает трактовать слово росомоны из готского языка как «люди двора» (rohsns «двор», manna «муж»). Поэтому росомоны были не племенем (этносом), а придворными, слугами короля Эрманариха[5].
Д. А. Мачинский полагал, что rosomoni/rosomani — это передача известного по скандинавским источникам этносоциального термина roþmaen («гребцы, мореходы»), от древнесеверогерманского roþ («гребля, гребной поход») и *man («человек»)[6]. Того же корня, по мнению большинства норманистов, и слово «русь».

Примечания

↑ Показывать компактно
  1. ↑ Иордан, Гетика, § 129, пер. Е. Ч. Скржинской
  2. ↑ Комментарий 389 в кн.: Иордан. Гетика. / Пер. и комм. Е. Ч. Скржинской. М., 2001. С.280-282
  3. ↑ А. Н. Анфертьев, примечание 216 к переводу Иордана: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1. М., 1994. С.155-156
  4. ↑ Этой версии придерживались, например историки А. Г. Кузьмин, Л. Н. Гумилёв и некоторые другие. Согласно этой версии роги / руги, разбитые готами в Южной Прибалтике, проникли в Восточную Европу, где частично смешались с ранними славянами, из-за чего их самоназвание преобразовалось по типу рог / руг — в единственном числе, но рози / рузи — во множественном. Преобразование слова рузи в русь эта версия объясняет измениями языка ругов под влиянием соседей. Наименование росомоны / розомоны в этом случае рассматривается, как один из ранних вариантов этнонима русь
  5. ↑ Зиньковская И. В. Росомоны Иордана в свете германской эпической традиции и этимологии. 2008
  6. ↑ Д. А. Мачинский. Некоторые предпосылки, движущие силы и исторический контекст сложения Русского государства в середине VIII — середине XI в. // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света. Труды Государственного Эрмитажа. Вып. XLIX. СПб. 2009. — C. 483.

Ссылки

  • Иордан. О происхождении и деяниях гетов. 87
Автор: varent на 20:24
Ярлыки: Русь
Следующее Предыдущее Главная страница

Страницы

  • Главная страница
  • Луганск

Переводчик

Тема "Водяной знак". Технологии Blogger.

Общее·количество·просмотров·страницы