Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Содержание
Этимология
В. И. Абаев выдвинул предположение, что этноним «роксоланы» исходит от иранского roxs-alan, имеющий перевод как «светлые аланы», где roxs от древнеиранского rauxšna «светлый», а alan от aryana «арийский, ариец»[5][6]. Данную этимологию поддерживали некоторые специалисты (в том числе, М. Фасмер, В. Н. Топоров)[7].О. Н. Трубачёв возражал против такой связи. По его мнению, этноним напоминает древнеиндийское ruksą- («сияющий, блестящий») с близким значением[8].
География
Птолемей и Аммиан Марцеллин располагают их на всём побережье Меотиды вместе с языгами[14][15]. Роксоланы постепенно во II веке перемещаются на запад, поближе к Дунайским землям (Дион Кассий)[16]. Последним автором, упоминающим роксолан, был готский историк Иордан. Он их локализует восточнее от Дакии[17].
История
Помимо географических сведений, у Страбона имеются упоминания оказания военной помощи роксоланами под предводительством Тасия (по другому Тазий) скифскому царю Палаку в борьбе с войсками Митридата Евпатора:Роксоланы воевали даже с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия. Они пришли на помощь Палаку, сыну Скилура, и считались воинственными. Однако любая варварская народность и толпа легковооружённых людей бессильны перед правильно построенной и хорошо вооружённой фалангой. Во всяком случае роксоланы числом около 50000 человек не могли устоять против 6000 человек, выставленных Диофантом, полководцем Митридата, и были большей частью уничтожены[13] |
О тех же событиях повествует надпись в Херсонесе, датируемая 107 годом до н. э., только роксоланы названы здесь ревксиналами[18].
Согласно римскому историку Тациту роксоланы зимой 67-68 годов н. э. уничтожили две когорты римских войск. В следующем году, в правление римского императора Отона, с 9 тыс. человек конного отряда, вторглись в Мёзию. Данная кампания была проигрышной, римские войска разбили роксоланов, часть которых бежала в болота, где они и умерли от холода и ран[19].
В правление римского императора Адриана сарматы и роксоланы учинили беспорядки в Мёзии. Император Адриан, согласно «Scriptores Historiae Augustae»[20], заключил мир с правителем роксоланов, который жаловался на уменьшение субсидий (из-за чего и были учинены беспорядки). Этого правителя сопоставляют с Распараганом, царём роксоланов по одной эпиграфической записи[21], где он назван, помимо своего имени, ещё и присвоенным — Публий Элий (в честь императора Адриана).
Согласно «Scriptores Historiae Augustae», 260 год н. э., по подстрекательству роксолан и с согласия солдат был убит римский полководец Регалиан[22].
Вооружение и быт
Страбон указывает на наличие у роксолан шлемов и панцирей из сыромятной бычьей кожи, кроме того они носили и плетёные щиты в качестве защитного средства. Были у них копья, лук и меч. Всё то, что было и у остальных варваров[23]. Тацит указывает на наличие пик, длинных мечей (держали двумя руками), панцирей; было не принято пользоваться щитами (однако Страбон писал обратное). Римский автор оставил подробную характеристику панцирей:Панцири у них носят все вожди и знать и делают их из пригнанных одна к другой железных пластин или из самой твёрдой кожи; они действительно непроницаемы для стрел и камней, но если человека в таком панцире удаётся свалить на землю, то подняться сам он уже не может[19]. |
Касаемо кочевников, Страбон писал:
...их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасётся скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются. Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирая богатые травой места, зимой на болотах около Меотиды, а летом на равнинах[23]. |
Роксоланские правители
- Тазий — жил во времена Митридата VI Евпатора (конец II в. до н. э.), упоминается Страбоном[24].
- Распараган — жил во времена императора Адриана (II в. н. э.), в одной из эпиграфических надписей, сопоставим с анонимным правителем роксолан в Scriptores Historiae Augustae[21].
Предполагаемые
- Сусаг — жил около 102 года во время императора Траяна, может быть царём роксолан[25].
- Равсимод — (ум. в 332 году), может быть царём роксолан[26].
Теории о родстве со славянами
Первым, кто в России предложил отождествлять роксолан с росами/русами, был М. В. Ломоносов. Он утверждал, что варяги—россы в древности назывались роксоланами или россоланами (так как россы были соединены с аланами), причём верным считал он название россоланы, поскольку слово роксоланы, по его мнению, являлось искажением греков[27]. Помимо этого, росомонов он называл роксоланами[28]. На том же настаивал Д. И. Иловайский, выражая уверенность в том, что «Рось или Русь и Роксаланы это одно и то же название, один и тот же народ»[29]. На это утверждение Л. С. Клейн возражает, что давний термин «Рос» невозможно связывать со словом «Россия»: в терминологии восточных славян оно нашло своё применение лишь в московское время, при этом это случилось за счёт влияния греческой и латинской литературы. В той литературе этот термин обозначал — либо скандинавских пришельцев, либо был отражением библейского «Рош» (греки, у которых невозможно было произношение звука «ш», приобретало звучание «Рос»; по библейской традиции этот термин обозначал предводителя племён Гог и Магог[30].Г. В. Вернадский также отмечал схожесть первой части названия роксолан с наименованием росов. По его мнению, название роксолан (или рухс-асы) позднее было принято группой славянских антов[31]. Отождествление первой части названия рокс- с росами проделала и Е. С. Галкина[32].
В художественной литературе
- В повести Александра Волкова «Путешественники в третье тысячелетие» (1960) школьная археологическая экспедиция летом 1951 года в ходе раскопок одного из древних курганов на месте будущего Цимлянского водохранилища обнаружила захоронение вымышленного царя роксоланов — Барракега.
См. также
Примечания
- ↑ Роксоланы // Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1955. — Т. 36. — С. 636.
- ↑ Роксоланы // Советская Историческая Энциклопедия / Гл. ред. Е. М. Жуков. — М.: Советская Энциклопедия, 1969. — Т. 12. — Стб. 122—123.
- ↑ Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М.: Менеджер, 2003. — С. 17, 36—37.
- ↑ Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. — С. 13.
- ↑ Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. — М.—Л.: Академия наук СССР, 1949. — Т. I. — С. 156.
- ↑ Абаев В. И. Историко—этимологический словарь осетинского языка. — Л.: Наука, 1973. — Т. II. — С. 435—437.
- ↑ См.: Топоров В. Н. Прусский язык: Словарь. — М.: Наука, 1990. — Т. 5. — С. 186.
- ↑ Трубачёв О. Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье // Вопросы языкознания. — 1977. — № 6. — С. 27.
- ↑ Симоненко О. В. Роксолани (пошук археологічних відповідностей) // Археологія. — 1991. — № 4. — С. 18.
- ↑ Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М.: Менеджер, 2003. — С. 154, 156.
- ↑ Смирнов К. Ф. О погребениях роксолан // Вестник древней истории. — 1948. — № 1. — С. 213—214.
- ↑ Страбон. География / Перев., статья и коммент. Г. А. Стратановского. — Л.: Наука, 1964. — С. 116, 269, 280.