Орнитолог Вадим Гаврилов о способах изучения птиц, форматах экспедиций и одном из первых орнитологов — Аристотеле
О науке: Орнитология — это наука о птицах, а орнитолог — это человек, занимающийся птицами — именно птицами как организмами. Интерес к птицам возник давно, первые естественно-научные описания мы видим еще у Аристотеля, который интересовался миграциями птиц.
Он хотел понять, куда улетают ласточки в зимнее время, и, наблюдая их на берегу моря, предположил, что они падают на дно морское, зимуют там и потом, весной, всплывают и летят обратно. С тех пор наши знания, конечно, ушли значительно дальше. Первоначально изучение птиц, живущих около нас, было направлено на то, чтобы каким-то образом их использовать. В частности, было важно понять гастрономические особенности птиц, определить их образ жизни, чтобы охотиться на них или приручить. Так постепенно формировалась орнитология.
В орнитологии очень много разных направлений, связанных с изучением птиц. Мы, как и другие биологи, должны решать общие биологические задачи, которые определяют, чем отличаются биологические объекты от небиологических, как появилась живая природа, как произошли птицы и так далее. Кроме того, мы должны определять, чем птицы отличаются от других животных, какие характеристики они имеют. Есть такое выражение, что птица создана для полета, но мы знаем, что есть довольно большое количество нелетающих птиц. Есть еще места на земном шаре, о птичьем населении которых нам известно мало. Это направление довольно тесно связано с вопросом сохранения птиц. Сейчас человечество в основном занимается тем, что уничтожает живую природу вокруг себя, поэтому вопрос сохранения объектов нашего изучения — птиц — очень актуален.
Исследователь может выбрать то направление, которое ему больше по душе и совпадает с его личными интересами: если человеку нравится любоваться птицами, то ему будет ближе натуралистика. Тогда можно больше заниматься образом жизни птиц, их сохранением, поддержанием их численности, сохранением естественной среды обитания. С другой стороны, есть направления, которые изучают очень специализированные проблемы, связанные, например, с ориентацией и навигацией птиц, их миграциями. Можно отметить рекордные значения перелетов птиц, когда, например, кулики без посадок, одним броском перелетают из Северной Америки в Австралию. А есть и общие биологические задачи, решаемые на птицах: эволюция кровеносной и других физиологических систем, происхождение и поддержание гомойотермии и так далее. Помимо этого, сейчас настоящий бум генетических исследований — секвенирование генома, создание полной генетической карты. Некоторые люди, которые исследуют птиц таким образом, не считают себя орнитологами, хотя по сути они таковыми являются.
О повседневности: Образ жизни орнитолога может быть самым разным. Это может быть и лабораторная работа, когда каждый день из года в год нужно ходить на работу к 9:30 и делать там определенные опыты, проводить эксперименты... Но большинство, когда говорят о том, что «мы орнитологи», предполагают некую сезонную работу, которая связана с выездами в экспедиции в какие-либо места. Чем более дальняя поездка, тем интереснее. Экспедиции при этом предполагают разные степени удобства, разные степени возможностей. Сейчас есть орнитологи, которые участвуют в круизной экспедиции к Северному полюсу и при этом ведут экскурсии для туристов, а одновременно делают наблюдения, касающиеся птиц этих широт. Они путешествуют на комфортабельных лайнерах. А бывает и наоборот, когда нужно тащить на себе палатки, спальные мешки, бинокли и другое оборудование, готовить пищу на костре или на примусе, все в таком духе, и это создает такую своеобразную ауру для какой-то части орнитологов. В целом работа орнитолога сочетает полевые и лабораторные исследования.
Так как мы являемся научными работниками, то конечный результат нашей деятельности — это производство новых знаний. То есть мы должны писать статьи, выступать на конференциях, делиться нашими достижениями. Если работа больше нацелена на какие-то природоохранные мероприятия, то конечным результатом нашей деятельности является сохранение наших объектов, то есть сохранение птиц или сохранение мест обитания для этих птиц.
Об особенностях профессии: Чарльз Дарвин писал в своих мемуарах, что в юности он начал наблюдать за птицами и по простоте душевной ему казалось, что каждый уважающий себя джентльмен должен быть орнитологом. Честно говоря, я с ним согласен. Наблюдение за птицами, безусловно, доставляет огромное эстетическое наслаждение. Помимо этого, есть определенные виды птиц, в частности попугаи, которые по уровню своего интеллектуального развития превосходят многих млекопитающих. Этим занимается сейчас профессор Зоя Александровна Зорина в Московском университете. По различным интеллектуальным тестам попугаи сильно обгоняют другие виды. Поэтому с попугаями и часто с другими птицами можно развить такой же уровень взаимодействия, которого мы достигаем от взаимодействия с собакой или кошкой, когда нам кажется, что они все понимают, просто сказать не могут. Попугай в этом смысле может что-то сказать, но, может быть, не всегда все понимает.