Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 10 октября 2016 г.

Культура импрессо

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Культура кардиальной керамики»)
Культура импрессо Неолит
Культура импрессо (зеленая, внизу)
Локализация Греция, Италия, Франция, Испания
Датировка VI-V тыс. до н.э.
Носители иберы и лигуры
Преемственность:
Кастельновская культура Культура Шассе-Лагоцца Бутмирская Хаманджия Культура сосудов с квадратным горлом
Моллюск сердцевидка, отпечатки которого характерны для керамики ККК
Культура импрессо[1], или Культура кардиальной/кардиумной керамики — декоративный стиль эпохи неолита. Название происходит от обычая отпечатывать на керамике раковины моллюска сердцевидки, Cardium edulis. Некоторые археологи используют альтернативное название — «тиснёная (кардиальная) керамика» (англ. Printed-Cardium Pottery, Impressed Ware, поскольку среди отпечатков встречается не только Cardium.[2]
Следует отметить, что кардиальная керамика имела существенно более широкое распространение, чем культура кардиальной керамики[3].
По мере развития культуры она начала практиковать новые виды отпечатков, однако сохранялся общий стиль керамики — необработанная, неокрашенная, единственным украшением служили отпечатки раковин.
Культура была распространена от побережья Адриатического моря до атлантического побережья Португалии[4] и Марокко[5].

Содержание

Происхождение

Устаревшая гипотеза о распространении кардиальной керамики с Ближнего Востока в Европу (в Библосе обнаружены наиболее ранние образцы штампованной керамики). Согласно другой гипотезе, находки в Сескло относились к крайней восточной границе распространения импрессо[6].
В настоящее время происхождение культуры кардиальной керамики (ККК) является предметом дискуссий. Древнейшие образцы керамики с оттиском раковин кардиума найдены в Библосе (Ливан) и датируются 9 тыс. до н. э. Между этими памятниками и кардиальной керамикой на западе Греции (пре-Сескло в Фессалии) — хронологический разрыв в 2,5 тыс. лет.
Первые известные памятники собственно ККК найдены на восточном побережье Адриатики и относятся к первым векам 6 тыс. до н. э. Представители этой культуры проживали тогда в пещерах и из всех технологий неолита были знакомы лишь с керамикой. Это характерно для людей субнеолита: охотники-собиратели контактировали с сельскохозяйственными культурами, но не отказывались от своего образа жизни.
Далее кардиальная керамика распространяется вдоль побережья Италии, причём на западном и восточном побережье существовали её различные варианты.
Украинский археолог Д. Л. Гаскевич полагает, что хронологический разрыв между керамикой Библоса и более поздними памятниками Адриатики можно объяснить тем, что области миграции кардиалов в 8—7 тыс. до н. э. были затоплены повышением уровня моря (см. теория черноморского потопа). Он рассматривает как одно из ответвлений кардиальной керамики самчинскую керамику 7—6 тыс. до н. э., найденную в северном Причерноморье и далее вглубь побережья[7].

Основные группы

  • Импресса (импрессо) — (начиная с 6200-6000) большая часть Италии, Адриатика, Сицилия
  • Классическая кардиальная керамика — (начиная с 5900-5400) крайний северо-запад Италии (Лигурия), Сардиния, Корсика, большая часть побережья Испании/Португалии, Марокко, Аквитания
  • Эпикардиальная керамика — (начиная с 5200) внутренняя часть Испании (в том числе северное побережье), юг Франции (кроме Аквитании и прибрежных территорий)
  • Ла-Огетт — группа на северной периферии эпикардиальной керамики в центральной Франции, испытавшая сильное влияние западной культуры линейно-ленточной керамики.
Считается, что импрессо связано с распространением нового типа населения, вытеснившего аборигенов, тогда как прочие группы связаны с аккультурацией мезолитических аборигенов и усвоением ими новых культурных традиций.

Характеристика

Экспансия культуры кардиальной керамики (синий цвет) и балканских неолитических культур (зелёный цвет) в VII—V тыс. до н. э.
Лишь много лет спустя после появления кардиальной керамики жители Адриатики восприняли неолитический образ жизни в полном объёме: стали строить деревни, выращивать злаки, разводить коз, овец и коров. Так во второй половине VI тысячелетия до н. э. наступает второй этап развития ККК. В эту эпоху кардиальный рисунок на керамике вырождается, возникают украшения в виде вихревых узоров.
Наиболее заметной характеристикой данной культуры являются их развитые навыки навигации, что доказывают находки видов морепродуктов, которые можно добыть только в открытом море. Эта способность позволила им колонизировать обширные регионы вдоль средиземноморского побережья. При этом культура кардиальной керамики никак не связана с Критом, где в минойский период также были развиты мореходные традиции (исследователи XIX века предполагали такую связь через посредство бутмирской культуры).
Поначалу ККК колонизировала юг Италии — начиная с Апулии и далее в другие регионы на юге полуострова и в Сицилии. Почти во всех случаях представители культуры селились в пещерах. Постепенно колонизация охватила Лаций, Тоскану, Сардинию, Корсику и Лигурию; отдельные поселения были основаны на побережье Прованса.
В V тысячелетии до н. э. ККК распространилась на юго-восток Франции и восток Испании. За редкими исключениями, археологические данные говорят скорее о процессе культурной адаптации местного населения (пост-тарденуазских культур — кастельновской, рукадурской и др.), чем о массовой миграции из Адриатики. Вдали от прибрежных земель данная культура распространилась на север вдоль долины Роны (традиция Ла-Огетт) и на запад по реке Эбро. Продвижение её далее на запад было чем-то ограничено, хотя она и сыграла роль в (обычно медленном) развитии первых неолитических культур Атлантического региона. Длинные курганы и прочие мегалитические монументы на северо-западе Европы нередко содержат остатки керамики и другие артефакты данной культуры.
В этот же период данная культура колонизировала Северную Италию, куда она пришла по суше с Балкан. Продвижение ККК на территорию северной Греции оказалось безуспешным.
Как отмечает А. Л. Монгайт, в ряде мест Франции шассейская культура сосуществует с культурой кардиальной керамики, в других местах шассейские слои лежат выше слоёв с кардиальной керамикой[8].
Когда экспансия закончилась, началось локальное развитие местных средиземноморских культур. Западные потомки данной культуры обозначаются как «эпикардиальная керамика», тогда как на севере Италии данная культура дала начало культуре сосудов с квадратным горлом (будущим лигурам), а на адриатических Балканах — трём родственным культурам, хварской, лисичичской и бутмирской. Не исключается связь с культурой Хаманджия[9].

Потомки ККК в исторический период

По мнению видных лингвистов XIX века — А. д’Арбуа де Жубэнвиля, Ю. Покорного и П. Кречмера, предполагаемыми потомками культуры кардиальной керамики в исторический период являются иберы в Испании и лигуры в Италии (оба данных народа были позднее ассимилированы римлянами). Об этом, по их мнению, свидетельствует выделяемые в топонимике Лигурии, юга Франции и восточного побережья Испании топонимы с характерными суффиксами.
Гипотеза о родстве басков с иберами, которую разделяет ряд современных лингвистов[10], также позволяет связать и басков с культурой кардиальной керамики (через Артенакскую культуру — с культурой Ла-Огетт на юге Франции).

Генетика

У представителя культуры кардиальной керамики из пещеры Avellaner в Каталонии (Испания), жившего ок. 7000 лет назад, был обнаружен субклад E-V13 (E1b1b1a1b) Y-хромосомной гаплогруппы E[11][12].
Учёными исследован полный геном представительницы культуры кардиальной керамики из Cova Bonica в Vallirana (Барселона), жившей 7400 лет назад (CB13), а также частично геном останков из Cova de l'Or (Аликанте), Cova de la Sarsa (Валенсия) и локуса Galeria da Cisterna карстовой системы Almonda (Португалия). Были определены митохондриальные гаплогруппы K1a2a, K1a4a, H3, H4a1, X2c. Ранее у представителей кардиальной керамики были определены митохондриальные гаплогруппы N*, K (K1a), H (H3), U5, T2b, X1 (Brandt et al. 2013; Gamba et al. 2014)[13].

Гаплогруппа E3b Y-хромосомы встречается в незначительном количестве в местах распространения данной культуры. Ввиду широких морских контактов данной культуры, однако, данная группа может встречаться и среди тех современных народов, предки которых не относились к данной культуре — в частности, у басков и пасьего. Кроме того, во 2 тысячелетии до н. э. потомки данной культуры активно смешивались с представителями балканских и малоазиатских культур, а позднее — с индоевропейскими пришельцами.
Согласно альтернативной гипотезе, кардиальная керамика связана с гаплогруппой J2, распространение которой в Европе охватывает практически весь регион кардиальной керамики. Максимальная концентрация J2 в Европе, однако, наблюдается на Крите, где кардиальная керамика никогда не встречалась.

См. также

Галерея изображений

Примечания

  1. Матюшин Г. Археологический словарь
  2. Impressed Ware Culture (html). The Concise Oxford Dictionary of Archaeology(недоступная ссылка — история). Проверено 11 мая 2008. Архивировано из первоисточника 27 мая 2011.
  3. Impressed Ware (html). The Concise Oxford Dictionary of Archaeology(недоступная ссылка — история). Проверено 11 мая 2008. Архивировано из первоисточника 27 мая 2011.
  4. Zilhão (2001), "Radiocarbon evidence for maritime pioneer colonization at the origins of farming in west Mediterranean Europe", PNAS Т. 98 (24): 14180–14185
  5. Manen et al. (2007), Le Néolithique ancient de la péninsule Ibérique: vers une nouvelle evaluation du mirage africain?, сс. 133-151
  6. The Neolithic Cultures of Thessaly, Crete, and the Cyclades. Early Neolithic (ca. 6000-5300 b.c.) Pre-Sesklo
  7. Северо-понтийское импрессо: происхождение неолитической керамики с гребенчатым орнаментом на юге Восточной Европы (Dmytro Gaskevych) - Academia.edu
  8. Археология России || Библиотека
  9. Хамаджия — Мир словарей
  10. Searcher of regular expressions in Iberian texts by Eduardo Orduña Aznar
  11. Lacan et al. (October 31, 2011). «Ancient DNA suggests the leading role played by men in the Neolithic dissemination»
  12. Haplogroup E1b1b (Y-DNA) - Eupedia
  13. A common genetic origin for early farmers from Mediterranean Cardial and Central European LBK cultures

Литература

  • Jean Guilaine, La mer partagée — La Méditerranée avant l'écriture, 7000-2000 avant Jésus-Christ, Hachette Littératures, 2005.

Ссылки