Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Пазырыкская культура Железный век | ||||
Древнейший из обнаруженных ворсовых ковров — Пазырыкский ковёр (около V в. до н. э.). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия) |
||||
Локализация |
Горный Алтай , Республика Казахстан |
|||
---|---|---|---|---|
Датировка |
VI—II вв. до н. э. |
|||
Носители |
индо-иранцы |
|||
Тип хозяйства |
скотоводство |
|||
Исследователи |
С. И. Руденко, Н. В.Полосьмак, Грязнов М. П. |
|||
Преемственность: | ||||
|
Выявлена в 1865 году В. В. Радловым при раскопках Берельского и Катандинского курганов[1]. Своё название культура получила по памятнику в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган близ села Балыктуюль (Улаганский район), где экспедицией академика С. И. Руденко были в 1929 году раскопаны усыпальницы пазырыкской племенной знати (англ.).
Этнически ирано-самодийская пазырыкская культура появилась в результате тесного контакта самодийской каракольской культуры с иранской бегазы-дандыбаевской или близкой ей культурой. Далее сосуществовала с раннескифской усть-куюмской группой, а затем с кара-кобинской культурой. Под натиском гуннов, двигавшихся из Центральной Азии на север, конце III — начале II века до н. э. часть пазырыкцев была вынуждена мигрировать с территории Горного Алтая на север через зоны обитания самодийского населения большереченцев и кижировцев[2].
Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Знатных людей хоронили в деревянных срубах. Знатные пазырыкцы носили шёлковые рубахи, имевшие один покрой как для мужчин, так и для женщин[3], в погребениях же рядовых членов общества рубах обнаружено не было. Мужским элементом одежды были штаны, тогда как женщины носили трёхцветные юбки[3]. Общей деталью гардероба для женщин и мужчин пазырыкцев были войлочные чулки, которые были удобны для верховой езды[3]. Также пазырыкцы носили меховые шубы, зачастую сделанные мехом и вовнутрь, и наружу. Такие шубы имели войлочные аппликации-украшения, а также украшались ценными мехами, выкрашенными в синий цвет[3].
Предположительно пазырыкская культура — продукт развития афанасьевской культуры[4]. В антропологическом составе населения пазырыкской культуры выявляются три базовых компонента (долихокранный европеоидный с высоким и широким лицом, брахикранный монголоидный с невысоким лицом и мезодолихокранный монголоидный с высоким лицом)[5]. Вместе с родственными племенами тагарской культуры подверглись атакам прото-хунну[6].
В силу климатических условий в захоронениях прекрасно сохранились мумии[7]. На их кожу нанесена сложная татуировка — это наиболее древние уцелевшие образцы татуировки в мире. Кроме того, в отдельных курганах сохранились погребальная повозка высотой в три метра, многочисленные реалистичные фигурки зверей и птиц (в том числе из войлока), образцы текстиля, включая древнейший в мире ворсовый ковёр. Находки руденковских экспедиций, большинство из которых датируется V в. до н. э., экспонируются в Государственном Эрмитаже. Исследование волос мумий, проведённое в Оксфордском университете показало, что основным продуктом в пищевом рационе носителей пазырыкской культуры Укока была рыба[8].
Несмотря на неодобрительное отношение местного населения, исследования пазырыкских курганов не прекратились и с распадом СССР. Время от времени учёные находят и мумифицированные тела. Так, в 1993 году была обнаружена так называемая «принцесса Укока».
Содержание
Палеогенетика
Представители пазырыкцев из Монголии и Республики Алтай оказались обладателями митохондриальных гаплогрупп A, A4, C, F2a, G2, HV2, HV6, J, K, T1, U5, U5a1[9][10].Палеогенетическое исследование носителей двух представителей пазырыкской культуры из могильника знатных войнов Ак-Алаха-1 в Горном Алтае показало их принадлежность к Y-хромосомной гаплогруппе N и митохондриальной гаплогруппе C[11].
См. также
Примечания
- ↑ Радлов В. В. Сибирские древности: Из путевых заметок по Сибири // Зап. Рус. археол. об-ва. Нов. сер. СПб., 1895. Т. 7, вып. 3/4
- ↑ Молодин В. И., Ромащенко А. Г. Население Горного Алтая в эпоху раннего железного века как этнокультурный феномен. Происхождение, генезис и исторические судьбы (по данным археологии, антропологии, генетики)
- Полосьмак Н. В. Всадники Укока / Бонгард-Левин Г. М.. — Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001. — С. 127-132. — 336 с. — ISBN 5-89590-037-2.
- ↑ Археология Алтайского края.
- ↑ Тур С. С., Рыкун М. П. Краниологические материалы пазырыкской культуры из могильников в урочище Кызыл-Джар
- ↑ Доклад председателя Отделения академика Добрецова Н. Л.
- ↑ Мумифицированный труп вождя с набедренной повязкой // Государственный Эрмитаж
- ↑ Молодин В.И., Парцингер Г., Цэвээндорж Д. Замёрзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). // М.: Триумф принт. 2012. 566 с.
- ↑ Mitochondrial and Y-chromosome haplogroups extracted from historic and prehistoric human remains in Europe and related remains in Asia, arranged chronologically
- ↑ А. С. Пилипенко, Р. О. Трапезов, Н. В. Полосьмак. Молекулярно-генетический анализ останков людей из погребения 1 кургана 1 могильника Ак-Алаха-3, 2015
- ↑ Pilipenko A. S., Trapezov R. O., Polosmak N. V. A PALEOGENETIC STUDY OF PAZYRYK PEOPLE BURIED AT AK-ALAKHA-1, THE ALTAI MOUNTAINS in Russian. — 2015-12-21.