Что читать о начале изучения археологии Кавказа в России, важнейших находках и экспедициях, рекомендует кандидат исторических наук Ольга Брилева
Рекомендованная
подборка книг поможет узнать о становлении археологической традиции на
Кавказе, первых раскопках, экспедициях и найденных артефактах,
раскрывающих особенности исторического и культурного развития Чечни,
Дагестана и Грузии.
Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века: неолит, энеолит, ранняя бронза. М.: Наука, 1975.
Книга давно стала легендой, достаточно лишь сказать, что по этой монографии мои японские коллеги изучали русский язык. Из исследования можно узнать, как жили люди на Кавказе в те далекие времена, когда шумеры изобретали письменность и строили первые города. Оригинальные археологические культуры эпохи ранней бронзы на Кавказе не привели к образованию классов и первых государственных образований, как в Месопотамии, но были близки к этому, находясь на предцивилизационной ступени развития. Автор пытается ответ на вопрос, на каких языках говорили народы, населявшие Кавказ в III тыс. до н.э., рассказывает об оригинальном металлургическом производстве и природных катаклизмах, приведших к повсеместному упадку интереснейших культур.
Куфтин Б.А. Археологические раскопки в Триалети. Опыт
периодизации памятников. Т. 1. Тбилиси: Издательство АН Грузинской ССР,
1941.
Борис Алексеевич Куфтин личность неординарная. В школьные годы, собирая ботанические коллекции, пешком прошел от Аральского моря до Ташкента. Позже увлекся этнографией. К 1929 г. стал одним из ведущих этнографов, создав специальную методологию для совместной работы этнографов и археологов, но был признан "буржуазным специалистом" и официально отнесен к "группе идеологов либеральной буржуазии", которым ставилось в вину "некритическое восприятие буржуазного наследства". Ученый был обвинен в контрреволюционной деятельности и выслан на Север (г. Вологда) сроком на 3 года. В 1933 г. Б.А. Куфтин был восстановлен в правах, но продолжать работу в Москве он уже не мог. Профессор Г.К. Ниорадзе предложил перебраться Борису Алексеевичу на постоянное место жительства в Тбилиси и устроил его на работу ученым-консультантом по археологии в Государственном музее Грузии. В 1936 – 1940 гг. Куфтин руководит раскопками на Цалкинском плато в Триалети, результаты которых «коренным образом изменили наши представления о далеком прошлом Грузии и Кавказа в целом». Здесь Борис Алексеевич открыл множество памятников от палеолита до раннего средневековья. На основе этого материала он выделил куро-аракскую и триалетскую культуры, восстановил процесс развития бронзолитейного дела в Кавказе, выделил тесные связи между Кавказом и Переднеазиатсуким миром. По результатам этих раскопок в 1941 г. он издает предложенную к прочтению монографию. В 1942 году за эту работу он получил Государственную премию СССР. Монография считается одной из ключевых для археологии Кавказа.
Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Издательство АН СССР, 1960.
Монография в 1963 году была удостоена Ленинской премии. Е.И. Крупнов пришел к выводу, что история Кавказа эпохи раннего железа – это часть обширной истории юго-восточной Европы. На книгу приходится ссылаться каждому специалисту, ведь она стала фундаментом для современной археологической науки. Анализ предметов материальной культуры и письменных источников позволил воссоздать автору быт, материальную и духовную культуру населения Северного Кавказа с конца II тысячелетия до н.э. до III в. до н.э. В работе выделены три археологические культуры: кобанская, каякенто-хорочоевская и прикубанская, каждая из которых отражала местные особенности однородного общекавказского этнического массива. Е.И. Крупнов пришел к выводу, что основными ведущими формами хозяйства были экстенсивное скотоводство яйлажного типа, развитое земледелие и высокопродуктивное металлургическое дело. Он считает, что аборигенное население раннежелезного века может считаться родоначальником современного коренного населения Осетии, Кабардино-Балкарии, Черкессии, Адыгеи, Чечено-Ингушетии и Дагестана.
Марковин В.И., Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. Тула, 2003, 340 с.
В научно-популярной, но от этого не теряющей своей академичности форме патриархи археологического кавказоведения рассказывают об общих и специфических проявлениях в развитии древней культуры населения Северного Кавказа в сравнении с ходом культурного процесса на территории Ближнего Востока, Средиземноморья и Юго-Восточной Европы. «Далекие от повседневной жизни и, казалось бы, составляющие лишь академический интерес знания о древности оказываются особенно остро востребованными в периоды социальных и политических потрясений. Это в полной мере проявилось в последнее десятилетие и в освещении исторического прошлого Северного Кавказа», так в предисловии о книге отзывается академик Х.А. Амирханов. В монографии показано, что Кавказ – это не только транзитный мост между Европой и Передней Азией, но в большей степени территория взаимодействия элементов культуры ближневосточного, средиземноморского и юго-восточно-европейского регионов. Накладываясь в различных вариациях на местный историко-культурный субстрат, эти элементы повлияли на формирование уникальной палеоэтнической картины Северного Кавказа.
Козенкова В.И. У истоков горского менталитета: Могильник
эпохи поздней бронзы – раннего железа у аула Сержень-Юрт, Чечня //
Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа.
Вып.3. – М.,2002.
Полностью исследовав поселение и примыкающий к нему могильник в окрестностях сел. Сержень-Юрт (Шалинский район Чечни), существовавший на протяжении XI-VII вв. до н.э., автор раскопок предпринимает попытку понять истоки горского менталитета. На поселении исследовано множество домов, бронзолитейные и гончарные мастерские, булыжные мостовые и жертвенники. В погребальном обряде могильника отражена история местного населения и важные вехи ее развития. Памятники материальной культуры свидетельствуют о том, что жители затерянного в горах Чечни поселения контактировали с народами Европы. Оригинальные бронзовые манжетовидные браслеты из тонкого гладкого листа своим цилиндрическим контуром с острыми отогнутыми наружу краями находят аналогии с европейскими браслетами из ранних памятников унетицкого круга. Это самые поздние отзвуки связей Северного Кавказа с культурами средней бронзы Центральной Европы. Перстни с двойными спиралями – одно из проявлений влияния ранней культуры Средиземноморья на Северный Кавказ через Центральную Европу. Обширные материалы памятника позволили В.И. Козенковой выдвинуть версию о путях формирования горского менталитета в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Жившие три тысячи лет назад в горах Кавказа люди были открыты для контактов с внешним миром, но, принимая новые веяния, они всегда их творчески перерабатывали и вводили в свою культуру, сохраняя понравившиеся им элементы в веках.
1
Книга давно стала легендой, достаточно лишь сказать, что по этой монографии мои японские коллеги изучали русский язык. Из исследования можно узнать, как жили люди на Кавказе в те далекие времена, когда шумеры изобретали письменность и строили первые города. Оригинальные археологические культуры эпохи ранней бронзы на Кавказе не привели к образованию классов и первых государственных образований, как в Месопотамии, но были близки к этому, находясь на предцивилизационной ступени развития. Автор пытается ответ на вопрос, на каких языках говорили народы, населявшие Кавказ в III тыс. до н.э., рассказывает об оригинальном металлургическом производстве и природных катаклизмах, приведших к повсеместному упадку интереснейших культур.
2
Борис Алексеевич Куфтин личность неординарная. В школьные годы, собирая ботанические коллекции, пешком прошел от Аральского моря до Ташкента. Позже увлекся этнографией. К 1929 г. стал одним из ведущих этнографов, создав специальную методологию для совместной работы этнографов и археологов, но был признан "буржуазным специалистом" и официально отнесен к "группе идеологов либеральной буржуазии", которым ставилось в вину "некритическое восприятие буржуазного наследства". Ученый был обвинен в контрреволюционной деятельности и выслан на Север (г. Вологда) сроком на 3 года. В 1933 г. Б.А. Куфтин был восстановлен в правах, но продолжать работу в Москве он уже не мог. Профессор Г.К. Ниорадзе предложил перебраться Борису Алексеевичу на постоянное место жительства в Тбилиси и устроил его на работу ученым-консультантом по археологии в Государственном музее Грузии. В 1936 – 1940 гг. Куфтин руководит раскопками на Цалкинском плато в Триалети, результаты которых «коренным образом изменили наши представления о далеком прошлом Грузии и Кавказа в целом». Здесь Борис Алексеевич открыл множество памятников от палеолита до раннего средневековья. На основе этого материала он выделил куро-аракскую и триалетскую культуры, восстановил процесс развития бронзолитейного дела в Кавказе, выделил тесные связи между Кавказом и Переднеазиатсуким миром. По результатам этих раскопок в 1941 г. он издает предложенную к прочтению монографию. В 1942 году за эту работу он получил Государственную премию СССР. Монография считается одной из ключевых для археологии Кавказа.
3
Монография в 1963 году была удостоена Ленинской премии. Е.И. Крупнов пришел к выводу, что история Кавказа эпохи раннего железа – это часть обширной истории юго-восточной Европы. На книгу приходится ссылаться каждому специалисту, ведь она стала фундаментом для современной археологической науки. Анализ предметов материальной культуры и письменных источников позволил воссоздать автору быт, материальную и духовную культуру населения Северного Кавказа с конца II тысячелетия до н.э. до III в. до н.э. В работе выделены три археологические культуры: кобанская, каякенто-хорочоевская и прикубанская, каждая из которых отражала местные особенности однородного общекавказского этнического массива. Е.И. Крупнов пришел к выводу, что основными ведущими формами хозяйства были экстенсивное скотоводство яйлажного типа, развитое земледелие и высокопродуктивное металлургическое дело. Он считает, что аборигенное население раннежелезного века может считаться родоначальником современного коренного населения Осетии, Кабардино-Балкарии, Черкессии, Адыгеи, Чечено-Ингушетии и Дагестана.
4
В научно-популярной, но от этого не теряющей своей академичности форме патриархи археологического кавказоведения рассказывают об общих и специфических проявлениях в развитии древней культуры населения Северного Кавказа в сравнении с ходом культурного процесса на территории Ближнего Востока, Средиземноморья и Юго-Восточной Европы. «Далекие от повседневной жизни и, казалось бы, составляющие лишь академический интерес знания о древности оказываются особенно остро востребованными в периоды социальных и политических потрясений. Это в полной мере проявилось в последнее десятилетие и в освещении исторического прошлого Северного Кавказа», так в предисловии о книге отзывается академик Х.А. Амирханов. В монографии показано, что Кавказ – это не только транзитный мост между Европой и Передней Азией, но в большей степени территория взаимодействия элементов культуры ближневосточного, средиземноморского и юго-восточно-европейского регионов. Накладываясь в различных вариациях на местный историко-культурный субстрат, эти элементы повлияли на формирование уникальной палеоэтнической картины Северного Кавказа.
5
Полностью исследовав поселение и примыкающий к нему могильник в окрестностях сел. Сержень-Юрт (Шалинский район Чечни), существовавший на протяжении XI-VII вв. до н.э., автор раскопок предпринимает попытку понять истоки горского менталитета. На поселении исследовано множество домов, бронзолитейные и гончарные мастерские, булыжные мостовые и жертвенники. В погребальном обряде могильника отражена история местного населения и важные вехи ее развития. Памятники материальной культуры свидетельствуют о том, что жители затерянного в горах Чечни поселения контактировали с народами Европы. Оригинальные бронзовые манжетовидные браслеты из тонкого гладкого листа своим цилиндрическим контуром с острыми отогнутыми наружу краями находят аналогии с европейскими браслетами из ранних памятников унетицкого круга. Это самые поздние отзвуки связей Северного Кавказа с культурами средней бронзы Центральной Европы. Перстни с двойными спиралями – одно из проявлений влияния ранней культуры Средиземноморья на Северный Кавказ через Центральную Европу. Обширные материалы памятника позволили В.И. Козенковой выдвинуть версию о путях формирования горского менталитета в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Жившие три тысячи лет назад в горах Кавказа люди были открыты для контактов с внешним миром, но, принимая новые веяния, они всегда их творчески перерабатывали и вводили в свою культуру, сохраняя понравившиеся им элементы в веках.