7 фактов о сакральных местах Кавказа языческого периода, об их археологическом исследовании и связи с христианскими церквями
Бронзовые
антропоморфные фигурки на Кавказе находили чаще случайно, реже – в
погребениях различных эпох, но самая большая редкость – находки
статуэток в святилищах. И это самое интересное, потому что, когда мы
находим вещи в археологическом слое, куда их положили создатели этих
вещей, мы можем приблизиться к пониманию их назначения, можем понять,
для чего вообще эту вещь использовали. Всего известно не более десятка
святилищ с бронзовой антропоморфной пластикой.
Все они сосредоточены на Южном Кавказе, в Восточной Грузии и в сопредельном Дагестане.
Все они сосредоточены на Южном Кавказе, в Восточной Грузии и в сопредельном Дагестане.
1
Первая бронзовая антропоморфная пластика фиксируется в 16-14 вв. до н.э. на территории Армении в окрестностях озера Севан и связана с лчашенской культурой. Удивительно, что найденные там фигурки созданы в сложной технике с уникальной стилистикой. Позже происходит странная вещь: спустя два-три века мы находим фигурки, отражающие ту же самую идею, но выполненные уже гораздо хуже. Однако нам известно, что любые технологии развиваются от простого к сложному. Следовательно, идея изображения бога в образе человека, отлитого в бронзе, пришла на Кавказ, вероятно, с Ближнего Востока, здесь прижилась и получила свое дальнейшее развитие уже на основе местных традиций металлообработки.2
Когда и как это происходило? Примерно в 13-12 вв. до н.э. в святилищах Восточной Грузии появляются первые бронзовые антропоморфные фигурки. Что это были за святилища? Одно из них – самое раннее – чрезвычайно интересно. Это круглоплановое святилище Мели-Геле I, огороженное камнями по кругу, а в центре в земле вырезаны фигуры различных животных, заполненные углем и пережженными костями животных. Археологи узнали в вырезанных животных лосей, оленей, баранов, лошадей, собак. На территории святилища в ямках лежали сосуды, в которых находились фигурки. Иногда в одном сосуде лежали только фигурки, однако встречались сосуды, в которых лежали вперемешку топоры, мечи и маленькие бронзовые фигурки животных и людей. Все они небольшого размера, от 5 до 15 см.3
Ни одно святилище, к сожалению, не было исследовано полностью. Чаще всего святилища находили при распашке поля плугом под виноградники. Такой плуг вспахивает землю на глубину до 80 см. В результате культурный слой оказывается перемешан, и археологи могут изучить лишь то, что лежало глубже 80 см от современной поверхности. В святилище Мели-Геле I, самом раннем, справа от входа в ограду было найдено несколько бронзовых антропоморфных фигурок. В центре, огороженном рвом, находилась округлая площадка, вырезанные в земле фигуры животных, в ямах лежали кувшины, полные вещей, где находились в том числе и бронзовые человеческие скульптуры. Там же находят глиняные печати. Позже ни в одном святилище подобного типа вырезанные в земле фигуры животных в сочетании с бронзовыми антропоморфными фигурами не встречались. Но в соседнем регионе, в святилищах другого типа встречаются вырезанные в земле фигуры животных, которые сочетаются с керамическими печатями, а также с глиняными фигурками животных и людей. Отметим, что керамические антропоморфные фигуры известны на Кавказе с эпохи энеолита и связаны с раннеземледельческими культурами (шулавери-шомутепинская археологическая культура). В одном из таких святилищ, известном в археологии под названием Катналихеви, найдено керамическое изображение женской головы, глаза которой инкрустированы обсидианом. А обсидиановые «глаза» и вообще инкрустация глаз у статуэток – это древняя ближневосточная традиция, уходящая своими корнями в 4 тысячелетие до н.э. и связанная с шумерами. Вероятно, Южный Кавказ входил в культурный ареал этой культурной традиции. В.Г. Ардзинба, описывая ритуалы и мифы Анатолии, отмечал, что «становление статуи завершалось вставлением в нее глаз, символизирующих собой «рождение» (статуи и отождествленного с ней существа – бога, человека, космоса)» (Ардзинба, 1982. С. 109). Описанные два типа святилищ существовали одновременно.4
На карте отмечены места святилищ. Выделенные два типа святилищ находятся в соседних регионах и образуют западную и восточную группы. Их соединяет первое святилище Мели-Геле I, объединяющее в себе признаки обоих типов святилищ. Здесь бронзовые фигурки изготовлены в более сложной технике, чем на поздних святилищах восточной группы. В поселениях, например, 12-10 вв. мы видим более примитивные формы. И эти примитивные формы потом начинают постепенно усложняться, развивается новая кавказская традиция изображения бронзовой скульптуры. Любопытно, что эта традиция не стала узколокальной, характерной только для одного региона Кавказа, а получила общекавказское распространение. Позже, уже в развитой форме, эти фигурки попадают в святилища на территории Дагестана, в его высокогорных районах. И не исключено, что знаменитый Казбекский клад тоже связан с каким-то из таких святилищ.5
Если археологический материал из раскопанных святилищ совместить с известным этнографическим материалом, то нам удастся его «оживить», узнать, что же происходило в таких святилищах, какие обряды здесь справлялись и для чего. Археологически исследованные святилища относятся к периоду 14-13 – 6-4 вв. до н.э., а описанные этнографами святилища относятся к началу 20 в., периоду, предшествовавшему коллективизации. Несмотря на хронологический разрыв между ними в 2 тысячелетия, такое сопоставление может помочь нам восстановить хозяйственно-культурный тип жизни населения в регионе, который мало поменялся там с тех пор. В Грузии все это время был натуральный уклад хозяйства. Святилища с божествами, похожими на человека, появлялись на Ближнем Востоке и других регионах на определенном этапе развития человеческого общества. Как правило, это было связано с появлением ирригации и необходимостью вести обширное коллективное хозяйство, потребности которого выходили за рамки одной семьи, одного рода, одного поселения. То есть святилища с антропоморфными божествами появлялись в тот момент, когда большим сообществам нужно было объединяться для решения какой-то одной общей задачи, которую можно было решить только коллективно. Как объединить между собой непохожих людей, возможно, даже раньше враждовавших членов разных общин в один рабочий коллектив? Для этого нужен лидер и особая идеология, поддерживающая его первенствующую роль. Возможно, сеть святилищ, которая появляется в эпоху поздней бронзы и раннего железа на Кавказе, как раз свидетельствует о таком процессе объединения для получения в конечном итоге грандиозного результата вроде ирригационной системы. Люди должны были объединиться, строить вместе ирригационные системы и выполнять какие-то общие обязанности, строго распределенные между членами разных общин. Соответственно, отсюда возникали различные общие празднества и общие ритуалы, которые объединяли все эти группы людей. Видимо, в обществе появилась потребность в создании новых богов. Этот бог должен был быть похож на человека и при этом вести за собой, объединять. И объединять он должен был людей для того, чтобы они трудились вместе, воевали вместе и жили сплоченными коллективами. Как правило, вокруг святилищ находят несколько поселений, объединенных в единый коллектив посредством культового центра.6
Очень похожая система из нескольких поселений и объединяющего их святилища сохранилась в горных районах Грузии и в 19 – начале 20 вв. Есть фотографии, на которых видны обряды, проводившиеся в святилищах. На одной из них запечатлены священники, пришедшие в языческое святилище справить обряд вместе с членами своей общины. Многие этнографы отмечают, что церковь, как правило, в этих высокогорных районах принимала структуру святилища. У церкви, как и у святилища, могли быть свои пахотные угодья и свои земли. Также было священное дерево, например, возле каждой церкви должно было расти дерево, за которым нужно было обязательно ухаживать. А в святилищах считалось, что принести в жертву богу барашка – это самое простое, что может сделать член общины, а вот взять на себя обязанность ухаживать за деревом (или за целой рощей) – это был гораздо больший труд и дар богам.7
Когда мы сопоставляем реальные археологические святилища с зафиксированными этнографами святилищами на Кавказе в горных районах Грузии, то у нас оживают события тысячелетней давности. Конечно, за два тысячелетия детали обрядов могли многократно видоизменяться, но общая канва обрядов и праздников, связанных со святилищем, сохранилась сквозь века. Всегда был пивовар, всегда был жрец, всегда были люди, которые отвечали за священную рощу. Земли вокруг святилища были четко разделены на зоны влияния, и за каждым членом общины были зафиксированы его обязанности. Благодаря отсутствию письменных источников, но наличию этнографии и археологии, у нас получается новая объемная картинка о том, как жили люди в эпоху поздней бронзы и раннего железа на Кавказе, в кого верили и какие обряды справляли. Кстати, этнограф В.В. Бардавелидзе писала в своих работах, что языческие общинные святилища прекратили свое существование с приходом в Грузию коллективизации. Однако этнограф Евгения Захарова уточнила эту информацию, сообщив, что святилища функционируют в наши дни.Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.
Бардавелидзе В.В. Древнейшие религиозные верования и обрядово-графическое искусство грузинских племен. Тбилиси, 1957.
Бардавелидзе В.В. Земельные владения древнегрузинских святилищ // Советская этнография. 1949. №1.
Хахуйташвили Д.А. Уплисцихе. Результаты археологических изысканий 1957-1963 гг. Т.1. Тбилиси, 1964.
Брилева О.А. Древняя бронзовая антропоморфная пластика Кавказа (XV в. до н.э. – X в. н.э.).М., 2012.
Пицхелаури К.Н. Восточная Грузия в конце бронзового века // Труды Кахетской археологической экспедиции. Т. 3. Тбилиси, 1973.