Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 18 ноября 2016 г.

Святилища Кавказа

7 фактов о сакральных местах Кавказа языческого периода, об их археологическом исследовании и связи с христианскими церквями

Xevi V



Бронзовые антропоморфные фигурки на Кавказе находили чаще случайно, реже – в погребениях различных эпох, но самая большая редкость – находки статуэток в святилищах. И это самое интересное, потому что, когда мы находим вещи в археологическом слое, куда их положили создатели этих вещей, мы можем приблизиться к пониманию их назначения, можем понять, для чего вообще эту вещь использовали. Всего известно не более десятка святилищ с бронзовой антропоморфной пластикой.
Все они сосредоточены на Южном Кавказе, в Восточной Грузии и в сопредельном Дагестане.
1
Первая бронзовая антропоморфная пластика фиксируется в 16-14 вв. до н.э. на территории Армении в окрестностях озера Севан и связана с лчашенской культурой. Удивительно, что найденные там фигурки созданы в сложной технике с уникальной стилистикой. Позже происходит странная вещь: спустя два-три века мы находим фигурки, отражающие ту же самую идею, но выполненные уже гораздо хуже. Однако нам известно, что любые технологии развиваются от простого к сложному. Следовательно, идея изображения бога в образе человека, отлитого в бронзе, пришла на Кавказ, вероятно, с Ближнего Востока, здесь прижилась и получила свое дальнейшее развитие уже на основе местных традиций металлообработки.
2
Когда и как это происходило? Примерно в 13-12 вв. до н.э. в святилищах Восточной Грузии появляются первые бронзовые антропоморфные фигурки. Что это были за святилища? Одно из них – самое раннее – чрезвычайно интересно. Это круглоплановое святилище Мели-Геле I, огороженное камнями по кругу, а в центре в земле вырезаны фигуры различных животных, заполненные углем и пережженными костями животных. Археологи узнали в вырезанных животных лосей, оленей, баранов, лошадей, собак. На территории святилища в ямках лежали сосуды, в которых находились фигурки. Иногда в одном сосуде лежали только фигурки, однако встречались сосуды, в которых лежали вперемешку топоры, мечи и маленькие бронзовые фигурки животных и людей. Все они небольшого размера, от 5 до 15 см.
Вырезанные в земле фигуры животных из святилища Мели-Геле I.
3
Ни одно святилище, к сожалению, не было исследовано полностью. Чаще всего святилища находили при распашке поля плугом под виноградники. Такой плуг вспахивает землю на глубину до 80 см. В результате культурный слой оказывается перемешан, и археологи могут изучить лишь то, что лежало глубже 80 см от современной поверхности. В святилище Мели-Геле I, самом раннем, справа от входа в ограду было найдено несколько бронзовых антропоморфных фигурок. В центре, огороженном рвом, находилась округлая площадка, вырезанные в земле фигуры животных, в ямах лежали кувшины, полные вещей, где находились в том числе и бронзовые человеческие скульптуры. Там же находят глиняные печати. Позже ни в одном святилище подобного типа вырезанные в земле фигуры животных в сочетании с бронзовыми антропоморфными фигурами не встречались. Но в соседнем регионе, в святилищах другого типа встречаются вырезанные в земле фигуры животных, которые сочетаются с керамическими печатями, а также с глиняными фигурками животных и людей. Отметим, что керамические антропоморфные фигуры известны на Кавказе с эпохи энеолита и связаны с раннеземледельческими культурами (шулавери-шомутепинская археологическая культура). В одном из таких святилищ, известном в археологии под названием Катналихеви, найдено керамическое изображение женской головы, глаза которой инкрустированы обсидианом. А обсидиановые «глаза» и вообще инкрустация глаз у статуэток – это древняя ближневосточная традиция, уходящая своими корнями в 4 тысячелетие до н.э. и связанная с шумерами. Вероятно, Южный Кавказ входил в культурный ареал этой культурной традиции. В.Г. Ардзинба, описывая ритуалы и мифы Анатолии, отмечал, что «становление статуи завершалось вставлением в нее глаз, символизирующих собой «рождение» (статуи и отождествленного с ней существа – бога, человека, космоса)» (Ардзинба, 1982. С. 109). Описанные два типа святилищ существовали одновременно.
Рельефное изображение человеческого лица с глазами, инкрустированными обсидианом, из святилища Катналихеви.
4
На карте отмечены места святилищ. Выделенные два типа святилищ находятся в соседних регионах и образуют западную и восточную группы. Их соединяет первое святилище Мели-Геле I, объединяющее в себе признаки обоих типов святилищ. Здесь бронзовые фигурки изготовлены в более сложной технике, чем на поздних святилищах восточной группы. В поселениях, например, 12-10 вв. мы видим более примитивные формы. И эти примитивные формы потом начинают постепенно усложняться, развивается новая кавказская традиция изображения бронзовой скульптуры. Любопытно, что эта традиция не стала узколокальной, характерной только для одного региона Кавказа, а получила общекавказское распространение. Позже, уже в развитой форме, эти фигурки попадают в святилища на территории Дагестана, в его высокогорных районах. И не исключено, что знаменитый Казбекский клад тоже связан с каким-то из таких святилищ.
Карта святилищ Кавказа.
5
Если археологический материал из раскопанных святилищ совместить с известным этнографическим материалом, то нам удастся его «оживить», узнать, что же происходило в таких святилищах, какие обряды здесь справлялись и для чего. Археологически исследованные святилища относятся к периоду 14-13 – 6-4 вв. до н.э., а описанные этнографами святилища относятся к началу 20 в., периоду, предшествовавшему коллективизации. Несмотря на хронологический разрыв между ними в 2 тысячелетия, такое сопоставление может помочь нам восстановить хозяйственно-культурный тип жизни населения в регионе, который мало поменялся там с тех пор. В Грузии все это время был натуральный уклад хозяйства. Святилища с божествами, похожими на человека, появлялись на Ближнем Востоке и других регионах на определенном этапе развития человеческого общества. Как правило, это было связано с появлением ирригации и необходимостью вести обширное коллективное хозяйство, потребности которого выходили за рамки одной семьи, одного рода, одного поселения. То есть святилища с антропоморфными божествами появлялись в тот момент, когда большим сообществам нужно было объединяться для решения какой-то одной общей задачи, которую можно было решить только коллективно. Как объединить между собой непохожих людей, возможно, даже раньше враждовавших членов разных общин в один рабочий коллектив? Для этого нужен лидер и особая идеология, поддерживающая его первенствующую роль. Возможно, сеть святилищ, которая появляется в эпоху поздней бронзы и раннего железа на Кавказе, как раз свидетельствует о таком процессе объединения для получения в конечном итоге грандиозного результата вроде ирригационной системы. Люди должны были объединиться, строить вместе ирригационные системы и выполнять какие-то общие обязанности, строго распределенные между членами разных общин. Соответственно, отсюда возникали различные общие празднества и общие ритуалы, которые объединяли все эти группы людей. Видимо, в обществе появилась потребность в создании новых богов. Этот бог должен был быть похож на человека и при этом вести за собой, объединять. И объединять он должен был людей для того, чтобы они трудились вместе, воевали вместе и жили сплоченными коллективами. Как правило, вокруг святилищ находят несколько поселений, объединенных в единый коллектив посредством культового центра.
6
Очень похожая система из нескольких поселений и объединяющего их святилища сохранилась в горных районах Грузии и в 19 – начале 20 вв. Есть фотографии, на которых видны обряды, проводившиеся в святилищах. На одной из них запечатлены священники, пришедшие в языческое святилище справить обряд вместе с членами своей общины. Многие этнографы отмечают, что церковь, как правило, в этих высокогорных районах принимала структуру святилища. У церкви, как и у святилища, могли быть свои пахотные угодья и свои земли. Также было священное дерево, например, возле каждой церкви должно было расти дерево, за которым нужно было обязательно ухаживать. А в святилищах считалось, что принести в жертву богу барашка – это самое простое, что может сделать член общины, а вот взять на себя обязанность ухаживать за деревом (или за целой рощей) – это был гораздо больший труд и дар богам.
Фотография, сделанная во время языческого праздника на территории святилища в местечке Ломис-Джвари, Пшав-Хевсуретия. Вторая половина XIX в.
7
Когда мы сопоставляем реальные археологические святилища с зафиксированными этнографами святилищами на Кавказе в горных районах Грузии, то у нас оживают события тысячелетней давности. Конечно, за два тысячелетия детали обрядов могли многократно видоизменяться, но общая канва обрядов и праздников, связанных со святилищем, сохранилась сквозь века. Всегда был пивовар, всегда был жрец, всегда были люди, которые отвечали за священную рощу. Земли вокруг святилища были четко разделены на зоны влияния, и за каждым членом общины были зафиксированы его обязанности. Благодаря отсутствию письменных источников, но наличию этнографии и археологии, у нас получается новая объемная картинка о том, как жили люди в эпоху поздней бронзы и раннего железа на Кавказе, в кого верили и какие обряды справляли. Кстати, этнограф В.В. Бардавелидзе писала в своих работах, что языческие общинные святилища прекратили свое существование с приходом в Грузию коллективизации. Однако этнограф Евгения Захарова уточнила эту информацию, сообщив, что святилища функционируют в наши дни.
Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.
Бардавелидзе В.В. Древнейшие религиозные верования и обрядово-графическое искусство грузинских племен. Тбилиси, 1957.
Бардавелидзе В.В. Земельные владения древнегрузинских святилищ // Советская этнография. 1949. №1.
Хахуйташвили Д.А. Уплисцихе. Результаты археологических изысканий 1957-1963 гг. Т.1. Тбилиси, 1964.
Брилева О.А. Древняя бронзовая антропоморфная пластика Кавказа (XV в. до н.э. – X в. н.э.).М., 2012.
Пицхелаури К.Н. Восточная Грузия в конце бронзового века // Труды Кахетской археологической экспедиции. Т. 3. Тбилиси, 1973.
Ольга Брилева
кандидат исторических наук, научный сотрудник истории материальной культуры и древнего искусства народов Кавказа отдела археологии Государственного музея искусства народов Востока