Что читать об индейских культурах Нового Cвета, рекомендует кандидат исторических наук Дмитрий Беляев
История
доколумбовой Америки интересна всякому, кто увлекается всемирной
историей, потому что она представляет собой историю альтернативного
человечества. На примере индейских культур Нового Света мы видим, как
развивались общества, не находясь в контакте с великими цивилизациями
Старого Света. Это позволяет лучше увидеть закономерности и специфику
развития человеческой истории. Рекомендованная подборка книг позволяет
ознакомиться с современным состоянием исследований в разных областях
изучения доколумбовой Америки: проблема заселения Нового Света, эволюция политических структур,
трансформации общества в результате европейского завоевания. Также в
данных книгах рассказывается о том, каким образом развивалось изучение
доколумбовой Америки, как сменяли друг друга различные научные
концепции, как накапливался фактический материал и как общемировая
традиция соотносилась с изучением доколумбовой Америки в России.
Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. 2-е изд. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011
Каким образом и когда предки коренных американцев попали в Новый Свет? Кто является ближайшим родственником индейцев в Старом Свете? На каком фундаменте строилась дальнейшая история американских обществ? Новаторская работа коллектива петербургских ученых отвечает на эти вопросы с позиции трех наук: археологии (Сергей Васильев), физической антропологии и генетики (Александр Козинцев), а также сравнительной мифологии (Юрий Березкин). Авторы склоняются к консервативной датировке времени проникновения человека в Новый Свет (13,5–14 тыс. лет назад). Они полагают, что главный путь первых мигрантов лежал вдоль морского побережья. Палеоиндейцы нисколько не отставали в культурном развитии от своих современников в Старом Свете, обладая развитой технологией, богатым искусством и мифологией.
Березкин Ю.Е. Между общиной и государством. Среднемасштабные
общества Нуклеарной Америки и Передней Азии в исторической динамике.
СПб.: МАЭ РАН, 2013
Из доколумбовых культур Южной Америки российским читателям известны в основном инки, создавшие во второй половине XVI века в Центральных Андах крупнейшую доколумбовую империю Тауантинсуйю. Книга Юрия Березкина дает великолепный очерк доинкской истории: от позднеплейстоценовых общин охотников и собирателей до формирования первых империй Уари и Тиуанаку в I тыс. н. э. Однако помимо Центральных Анд — очага «высокой цивилизации» — в книге анализируется история и социально-политическая эволюция обществ Промежуточной области (юг Центральной Америки, север Южной Америки), Амазонии и Южных Анд. В центре внимания автора стоит проблема вариативности и исторической динамики среднемасштабных обществ — социумов, объединяющих сотни и тысячи человек. Основываясь на материалах последних археологических исследований, он показывает, что путь к сложным обществам был тернистым и сопровождался срывами, откатами и кризисами. Эта уникальная по богатству фактического материала работа позволяет увидеть историю южноамериканского континента как единое целое.
Гуляев В. И. История мезоамериканской археологии. М.: ИА РАН, 2010
Валерий Иванович Гуляев — один из патриархов мезоамериканских исследований в нашей стране. Он начал заниматься индейскими цивилизациями, еще когда никто не мог и мечтать, что можно будет свободно поехать в Мексику и Гватемалу и увидеть древние города своими глазами. Все работы В.И. Гуляева отличает компаративный подход, поскольку параллельно он занимался скифо-сарматской археологией, много лет возглавляя Среднедонскую экспедицию Института археологии, и раскапывал раннеземледельческие культуры Ближнего Востока, работая в Иракской, а затем Сирийской экспедиции Института археологии. В «Истории мезоамериканской археологии» он подводит итог полуторавекового развития археологического изучения доколумбовых обществ европейскими, американскими и латиноамериканскими археологами. Специальная глава посвящена истории отечественной мезоамериканистики.
Калюта А.В. Ацтеки: родство, гендер, возраст. Опыт
историко-социологического исследования мезоамериканского общества
ХV–ХVII веков. СПб.: Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН,
2006
Ацтекская держава (также известная как «Тройственный альянс») была крупнейшим из политических образований, существовавших на территории Мексики в конце ХV — начале XVI века. Начиная со второй половины ХIХ века социальная структура этого общества науа была предметом ожесточенных дискуссий. Петербуржская исследовательница Анастасия Калюта основное внимание уделяет тому, какую роль в обществе науа играли институты родства и такие категории, как гендер и возраст, а также то, как половозрастные и родственные институты трансформировались под европейским влиянием в раннеколониальный период (XVI–ХVII века). Автор ставит под сомнение имперский характер общества науа накануне конкисты и видит в нем множество архаичных черт, сближающих его с догосударственными социумами.
Ершова Г.Г., Беляев Д.Д. Взбивая пену шоколада: Какао в Древней Америке. М.: Этерна, 2012
Когда в начале XVI века испанцы попали в Мезоамерику, они увидели страну, где деньги прямом смысле слова росли на деревьях. Основной обменной единицей, использовавшейся в торговле, были бобы какао, сохранившие свою ценность и на протяжении десятилетий после конкисты. Но у какао была и ритуальная значимость — из него готовили ритуальный напиток какау (у майя), или чоколатль (у ацтеков), символизировавший человеческую кровь. В книге рассматриваются различные аспекты использования какао в культурах Мезоамерики на протяжении почти трех с половиной тысяч лет.
1
Каким образом и когда предки коренных американцев попали в Новый Свет? Кто является ближайшим родственником индейцев в Старом Свете? На каком фундаменте строилась дальнейшая история американских обществ? Новаторская работа коллектива петербургских ученых отвечает на эти вопросы с позиции трех наук: археологии (Сергей Васильев), физической антропологии и генетики (Александр Козинцев), а также сравнительной мифологии (Юрий Березкин). Авторы склоняются к консервативной датировке времени проникновения человека в Новый Свет (13,5–14 тыс. лет назад). Они полагают, что главный путь первых мигрантов лежал вдоль морского побережья. Палеоиндейцы нисколько не отставали в культурном развитии от своих современников в Старом Свете, обладая развитой технологией, богатым искусством и мифологией.
2
Из доколумбовых культур Южной Америки российским читателям известны в основном инки, создавшие во второй половине XVI века в Центральных Андах крупнейшую доколумбовую империю Тауантинсуйю. Книга Юрия Березкина дает великолепный очерк доинкской истории: от позднеплейстоценовых общин охотников и собирателей до формирования первых империй Уари и Тиуанаку в I тыс. н. э. Однако помимо Центральных Анд — очага «высокой цивилизации» — в книге анализируется история и социально-политическая эволюция обществ Промежуточной области (юг Центральной Америки, север Южной Америки), Амазонии и Южных Анд. В центре внимания автора стоит проблема вариативности и исторической динамики среднемасштабных обществ — социумов, объединяющих сотни и тысячи человек. Основываясь на материалах последних археологических исследований, он показывает, что путь к сложным обществам был тернистым и сопровождался срывами, откатами и кризисами. Эта уникальная по богатству фактического материала работа позволяет увидеть историю южноамериканского континента как единое целое.
3
Валерий Иванович Гуляев — один из патриархов мезоамериканских исследований в нашей стране. Он начал заниматься индейскими цивилизациями, еще когда никто не мог и мечтать, что можно будет свободно поехать в Мексику и Гватемалу и увидеть древние города своими глазами. Все работы В.И. Гуляева отличает компаративный подход, поскольку параллельно он занимался скифо-сарматской археологией, много лет возглавляя Среднедонскую экспедицию Института археологии, и раскапывал раннеземледельческие культуры Ближнего Востока, работая в Иракской, а затем Сирийской экспедиции Института археологии. В «Истории мезоамериканской археологии» он подводит итог полуторавекового развития археологического изучения доколумбовых обществ европейскими, американскими и латиноамериканскими археологами. Специальная глава посвящена истории отечественной мезоамериканистики.
4
Ацтекская держава (также известная как «Тройственный альянс») была крупнейшим из политических образований, существовавших на территории Мексики в конце ХV — начале XVI века. Начиная со второй половины ХIХ века социальная структура этого общества науа была предметом ожесточенных дискуссий. Петербуржская исследовательница Анастасия Калюта основное внимание уделяет тому, какую роль в обществе науа играли институты родства и такие категории, как гендер и возраст, а также то, как половозрастные и родственные институты трансформировались под европейским влиянием в раннеколониальный период (XVI–ХVII века). Автор ставит под сомнение имперский характер общества науа накануне конкисты и видит в нем множество архаичных черт, сближающих его с догосударственными социумами.
5
Когда в начале XVI века испанцы попали в Мезоамерику, они увидели страну, где деньги прямом смысле слова росли на деревьях. Основной обменной единицей, использовавшейся в торговле, были бобы какао, сохранившие свою ценность и на протяжении десятилетий после конкисты. Но у какао была и ритуальная значимость — из него готовили ритуальный напиток какау (у майя), или чоколатль (у ацтеков), символизировавший человеческую кровь. В книге рассматриваются различные аспекты использования какао в культурах Мезоамерики на протяжении почти трех с половиной тысяч лет.