Историк Алексей Муравьёв о цивилизациях Ближнего Востока, арамейском языке и сирийских исследованиях
Как
в русском языке появилось слово «сирийский»? Почему некоторые языки
распространяются быстрее других? Как происходил процесс появления
письменности в цивилизациях Христианского Востока? На эти и другие
вопросы ответил Алексей Муравьев в ходе лекции, прочитанной 14 марта
2013 года в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру».
На Западе сирология сначала развивалась как некая миссионерская дисциплина на службе католической церкви, а затем в университетах она начинает развиваться как некая научная область, начиная с середины 19 века. С самого начала сирийцы были активными миссионерами. Это было связано с тем, что церковь Востока, находившаяся на территории социанистского Ирана, а потом арабского халифата, была искусственно закапсулирована, оторвана от остальных восточных церквей.
В результате политики иранских шахов, которые не хотели контактов со своим врагом Римом, а также в результате споров, которые возникли в конце первой трети V века относительно терминологии и моделей разговоров о Христе, в Антиохийской богословской школе, которая была греческой, возникла традиция рассказывать о божестве и о человечестве, как о двух отдельных вещах. Эту традицию выразил сириец Нисторий, приехавший в Константинополь.
Тот язык, на котором говорят в государстве Сирия, называется «сирийский диалект арабского языка». Это один из ближневосточных диалектов. Существует некоторая прослойка сирийцев, которые и сейчас в разговорной речи возвращаются к классическому сирийскому языку.В рубрике «Лекции» мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.