Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

среда, 2 ноября 2016 г.

Погребения с навершиями булав эпохи бронзы

Е.Н. Мельников (Липецк), студент IV курса исторического факультета Липецкого ГПИ.

Подкурганные погребения эпохи бронзы с каменными или металлическими навершиями булав рассматриваются исследователями как захоронения военных вождей, так как для этих погребений характерна воинская атрибутика, да и сами булавы интерпретируются и как оружие и как символ власти. Но в эпоху поздней бронзы погребения с булавами не являются самыми социально значимыми. По особенностям погребального обряда, конструкции могил и престижности инвентаря на первое место следует поставить погребения колесничих с наконечниками копий.
Большую часть могил с навершиями булав, по этим признакам, следует отнести на второе место. Третье место займут захоронения рядовых воинов с кинжалами и стрелами (Малов П.М., 1991). Что интересно, кремневые наконечники стрел и ножи-кинжалы встречаются во всех трёх типах воинских погребений, но известен только один факт взаимовстречаемости в могиле копья и булавы (Синташта: С II погр.7). В остальных случаях булавы никогда не находятся в одном погребении с копьями. То есть, обладатели булав занимали при жизни определённое место в социальной структуре общества, отличное от места вождей-колесничих, вооружённых копьями Традиционно они считаются родоплеменной знатью или верхушкой касты «кшатриев» (Малов Н.М., 1991). А.Т. Синюк высказал мнение о совмещении вождями светской и жреческой власти (Синюк А.Т., 1996). Погребения с булавами имеют ряд черт, свидетельствующих о достаточно высоком прижизненном социальном статусе умерших. Это основные погребения, с глубиной могильной ямы от материка до 1,5 м, прямоугольной или квадратной формы от 2,5 до 4 м в длину, со следами перекрытия. Погребенные лежат на растительной или органической подстилке. Захоронениям сопутствуют жертвоприношения животных, и почти всегда наблюдается посыпка охрой, золой, мелом. Иногда погребения являются кенотафами. В инвентаре навершия булав сопровождаются сосудами, ножами, бронзовыми и медными шильями, часто — наконечниками стрел, берестяной и деревянной посудой.
О выполнении умершими при жизни военной функции, свидетельствуют стрелы, кинжалы, сами булавы как оружие. О связи с войной, смертью и кровью свидетельствует присыпка охрой. С другой стороны, несомненно, отношение умерших к жречеству, о чём говорит присутствие в инвентаре сочетания «шило-нож» (Синюк А.Т., 1991), берестяной и деревянной посуды (Отрощенко В.В., 1984), присыпка мелом и золой. То есть умершие совмещали военные и жреческие функции. Вероятно, погребенные с булавами люди являлись жрецами Индры — бога войны и грома, который в индоарийской мифологической традиции изображался скачущим на колеснице с булавой в руке. Это самый популярный персонаж «Ригведы», которому посвящено 250 гимнов. Он обладает многочисленными эпитетами: «царь богов», «полководец», «стоящий на колеснице», «пьющий сому» и др. Индра с помощью своей палицы (ваджры), лука и стрел сражается против змея — повелителя загробного мира, воды и лугов. Булава бога грома сделана из камня или металла, с четырьмя или более (до 100) углами, иногда имеющая дисковидную или крестообразную форму (Мифы народов мира, 1980, с. 207, 533).
Черты культа этого божества в наибольшей степени присутствуют в погребениях с навершиями: булавы, наконечники стрел, давильные камни (плитки и пестики) для приготовления сомы, деревянная посуда для её питья. Именно в могилах жрецов Индры, гораздо чаще, чем в других, в орнаментации глинных сосудов встречается волна или зигзаг, непременно с «бахромой». Это изображение змея, повелителя мира мертвых, главного врага Индры. Интересные параллели можно провести с изобразительным искусством хеттской державы, где на одном из рельефов есть картина поединка бога грома и войны со змеем. На рельефе бог вооружен булавой с грушевидным навершием с рукоятью длиной примерно по локоть и петлёй на конце, которая надета на руку; в той же руке бог сжимает копьё. Змей изображен в виде волны, над туловищем — штрихи, похожие на бахрому (Всемирная история в 24-х т., т.2, 1996, с. 279).
На других наскальных рельефах хеттов (Язылы-Кая: XIV—XIII вв. до н.э.) есть изображение процессий жрецов с шаровидными булавами, а так же процессий жриц и жрецов, которые возглавляются людьми в высоких шапках с булавами на плечах (Всемирная история в 24-х т., т. 2., 1996, с. 239).
Таким образом, не приходится сомневаться в связи погребений сопровождаемых навершиями булав с культом бога войны. Именно в них этот культ отражен в наибольшей степени.
О существовании веры в воинственного бога-змееборца, вооружённого булавой, в более раннее время, могут свидетельствовать погребения служителей этого культа с навершиями булав в катакомбной культуре. Особенно интересно в этом смысле захоронение с булавой, набором мастера по изготовлению наконечников стрел, бронзовым шилом и ножом из Барановки I, которое сопровождалось костями крупной змеи (Синюк А.Т., 1996).
Любопытно, что навершия булав встречаются в погребениях катакомбной и срубной культур, в захоронениях Покровского типа, но неизвестны в «чистых» погребениях «абашевской» культуры. Вероятно, это связано с отсутствием булавы как атрибута культа бога войны, который в «абашевской» традиции мог быть вооружен копьём, а не булавой. Эта традиция нашла отражение в синкретических памятниках срубно-абашевского типа, заняв в покровском обществе главенствующее положение в лице абашевских вождей-жрецов, вооруженных копьями.
Скорее всего, жрецы бога войны не только просили его об удаче в бою и богатой добыче, но и возглавляли воинские отряды, участвуя в боевых действиях. Об этом свидетельствует возраст большинства погребенных с булавами (от 20 до 40 лет), которые погибли в расцвете сил. Нестабильность политической обстановки и постоянные военные конфликты способствовали возвышению культа бога войны и усилению власти жрецов-посредников между ним и людьми. Значимость культа бога войны в это время (XVII—XVI вв. до н.э.) выразилась не только в распространении погребений жрецов с булавами и усложнении обряда их похорон, но и в принятии военной знатью жреческих функций. Сакрализация воинской власти отражена в совершении пышных и сложных погребальных обрядов, присутствии богатого инвентаря в могилах вождей-колесничих, куда стали укладывать и булавы (I Власовский могильник (16/3 и 16/4); Песочное, курган 7; Селезни (2/1); Каменный Амбар (5/8), ножи и шилья, деревянную посуду.
Вероятно, булавы являлись в большей степени символом служителя культа бога войны, нежели оружием. В бою на колеснице, гораздо удобнее пользоваться луком со стрелами и копьём с дротиками, чем булавой с короткой рукоятью.
В пользу того, что булавы являлись символом, знаком сакральной власти, говорят размеры и материал некоторых из них. Так навершие из кургана 7 у с. Песочное было изготовлено из кости и имело небольшие размеры: длина 2,5 см, диаметр большего основания — 4,1 см, меньшего — 1,8 см. Яма этого кургана имела ступеньки, перекрытие из плах. Погребение, вероятно, принадлежало колесничему, так как в нём были найдены два костяка молодых коней, обращённых ногами друг к другу (Зудин В.Н., Скарбовенко В.А., 1985). Другое навершие булавы (Осиновки 1/2) — крестовидной формы, было изготовлено из известняка (САИ, вып. B1-10, 1993). Навершие булавы из Каменного Врага (2/25) было выполнено из нефрита (Васильев И.Б., 1976), а булава из могильника близ пос. Фурманово из белого мрамора (Малов Н.М., 1991, с. 33). В захоронении подростка из Лузановских курганов (Поволжье) была найдена маленькая костяная модель навершия с четырьмя выступами (Васильев И.Б., Кузьмина О.В., Семёнова А.П., 1985). Большинство найденных наверший не имеют следок использования и тщательно заполированы.
Таким образом, в эпоху поздней бронзы происходит процесс сакрализации власти воинской знати, возвышение культа бога войны. Именно этот период бронзового века отразился в ведийской религии, закрепив Индру в качестве главного божества индоарийского пантеона богов и наделив его чертами военного аристократа-царя, полководца и колесничего.
Если в XVII—XVI вв. до н.э. распространяются погребения с атрибутами власти и предметами вооружения, то в период срубной культурно-исторической общности, когда наступает стабилизация, погребения воинской знати полностью исчезают. Но культ бога войны продолжает существовать, т.к. изредка в погребениях встречаются каменные булавы, бронзовые ножи и шилья (Мамонтов В.И., 1996).


Археология Центрального Черноземья и сопредельных территорий. Липецк, 1999