Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 21 ноября 2016 г.

Костромской олень


Историк Татьяна Рябкова о скифо-сибирском зверином стиле и украшениях горита

Золотая бляха с изображением оленя из Костромского кургана.
Что это: Искусство кочевых племен Евразии I тысячелетия до нашей эры получило название «звериный стиль» (или, точнее, «скифо-сибирский звериный стиль»), поскольку в нем преобладают образы животных. Исполненные внутреннего динамизма и чрезвычайно выразительные, эти образы служили не только и не столько для украшения сакральных и бытовых предметов, но представляли собой изобразительные идеограммы, наполненные важной символической и мифологической информацией. Эта информация, безусловно, была понятна кочевникам, в мире которых бытовали предметы, декорированные изображениями в скифо-сибирском зверином стиле.
В наше время можно лишь пытаться расшифровать эти загадочные символы, опираясь на сообщения древних авторов, дошедшие до наших дней фрагменты древних мифов и так далее. Постижение смыслов чужой и к тому же давно ушедшей культуры — занятие сложное, и вряд ли можно рассчитывать на окончательное и однозначное решение этой проблемы. Тем не менее это совсем не мешает современному человеку воспринимать звериный стиль как великолепное и совершенное во всех своих проявлениях искусство.
Крупная рельефная пластина-бляха с изображением оленя из Костромского кургана по праву считается одним из наиболее выдающихся произведений скифо-сибирского звериного стиля. Выразительный профильный силуэт оленя с подогнутыми под туловище ногами моделирован в технике высокого рельефа. Приподнятая голова на длинной шее, увенчанная гигантскими рогами, сообщает изображению внутреннюю динамичность, несмотря на статичность позы. Такое изображение позы оленя — настолько популярный мотив в творчестве скифо-сибирских племен, что он стал своего рода эмблемой искусства звериного стиля. Глаз и ухо оленя некогда были декорированы вставками из цветного стекла.
Чем это интересно для науки: Бляха была обнаружена в 1897 году во время раскопок 1-го Разменного (Костромского) кургана. Старший член Императорской археологической комиссии, профессор Петербургского университета Н. И. Веселовский руководил масштабными археологическими работами в Кубанской области по поручению ИАК. За время полевого сезона 1897 года им было исследовано, помимо 1-го Разменного, еще 48 курганов. Бляха была обнаружена на площадке под насыпью кургана. По сообщению Н. И. Веселовского, «…рядом с копьями, у западного края, лежал круглый тонкий железный щит, на котором был укреплен превосходный литой золотой олень, длиною в 0,33 м» [1 ]. Долгое время сообщение о «железном щите» служило основанием для того, чтобы считать бляху центральным украшением, своего рода эмблемой щита. Тем не менее в результате исследования, предпринятого А. Ю. Алексеевым, с большой долей вероятности удалось установить, что эта крупная бляха была украшением горита (футляра для лука и стрел) [2 ]. Главными аргументами в пользу атрибуции бляхи как украшения горита являются: абсолютная уникальность круглого железного щита, «настолько хрупкого, что даже кусочка снять не удалось», наличие кожи на том месте, где находилась бляха, наличие изображений горитов, украшенных бляхами в виде животных на скифских каменных изваяниях.
Зачем мне это знать: Возвращаясь к изображению на бляхе, необходимо отметить, что его стилистика полностью соответствует канонам кочевнического искусства: канонична поза оленя, стилизация его рогов. Моделирование тела крупными плоскостями с резкими гранями явно имитирует технику резьбы по дереву — это наиболее распространенный в скифском мире способ обработки материала. Считается, что скифские мастера резали не только кость и дерево, но даже и воск, а не лепили его, что было бы оправдано, учитывая пластичность материала [3 ]. Но если стилистика бляхи полностью скифская, то техника изготовления (она сделана из толстого листового золота способом выколотки с дополнительной отделкой посредством чекана) указывает на то, что над ее созданием работал мастер, хорошо знакомый с передневосточными технологиями ювелирного производства [4 ].
Татьяна Рябкова
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа