Материалы XXXVI Урало-Поволжской археологической студенческой конференции
(2-5 февраля 2004 года). Пенза, 2004. стр. 85-87.
(2-5 февраля 2004 года). Пенза, 2004. стр. 85-87.
Псалии являются средством управления именно запряженной парой, т.е. колесничными лошадьми, поскольку для управлением верховой лошадью применяются более простые средства. Псалии возникли как средство управления съезженной парой, которая должна была адекватно реагировать на действия возничего даже на быстрых аллюрах.
Каким же образом происходило накопление знаний, необходимых для создания колесницы и управления ею? В синташтинской культуре колесница известна уже как сложившееся явление, прототипы которой не найдены. Если верен тезис о генетической связи Синташты с ямно-катакомбным миром, то можно предположить, что параллельно с применением тяжелого колесного транспорта (телег с монолитными колесами, запряженных волами) происходило одомашнивание лошади и изобретение средств управления ею. Быстрое и управляемое животное гораздо эффективнее использовать не для запряжки в тихоходные телеги, а в нечто более легкое и подвижное — качества, которые столь необходимы в бою. Появление большой дистанции между возницей и лошадьми и связанное с этим использование длинных вожжей, потребовало выработки особого "механизма" управления. Поскольку псалии являлись второстепенной деталью, обеспечивающей более жесткое управление лошадьми, логично предположить, что их появление в составе оголовья связано с использованием легrой пароконной колесницы. В пределах Синташты мы имеем дело со стремительно сложившимся комплексным обществом (Массон, 1996), для которого характерна сакрализация власти вождя-колесничего, не обладающего реальными экономическими и политическими рычагами управления (Епимахов, 1998; Зданович, 1997). Для "стоящих на колесницах" единственной возможностью дистанцироваться от коллектива и закрепить свое положение было приобретение престижных, сакрально значимых предметов. Колесницы широко известны лишь в погребальных памятниках синташтинской культуры, однако в более поздних, генетически связанных с ними памятниках петровско-алакульского круга их находки очень редки. Видимо, это связано с тем, что насколько быстро произошел взлет социальной роли колесничих, настолько же быстро их значимость утратилась.