Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 1 ноября 2016 г.

Чечушков И. В. К вопросу о функциональности колесниц эпохи средней бронзы

Материалы XXXVI Урало-Поволжской археологической студенческой конференции
(2-5 февраля 2004 года). Пенза, 2004. стр. 85-87.

Со времен открытия в Южном Зауралье "колесниц" не утихают споры о назначении древнейшего колесного транспорта (Генинг, Зданович, Генинг, 1992; Новоженов, 1994; Littauer & Crowell, 1995 и др.) и конкретном его применении (Anthony, публикация в Сети), а также дискутируется вопрос о правомерности называть "колесные ямки" следами установки в могилу функциональной колесницы (Виноградов, 2003). Следами чего же являются "колесные ямки"? В 43% (в 9 из 21) учтенных нами случаев они сопровождаются находками в могилах псалиев. Их совместное помещение в могилу свидетельствует о применении колесниц в реальной жизни, а в погребальной практике ее нахождение могло быть обозначено колесными ямками и деталями сбруи лошадей.
Псалии являются средством управления именно запряженной парой, т.е. колесничными лошадьми, поскольку для управлением верховой лошадью применяются более простые средства. Псалии возникли как средство управления съезженной парой, которая должна была адекватно реагировать на действия возничего даже на быстрых аллюрах.
Каким же образом происходило накопление знаний, необходимых для создания колесницы и управления ею? В синташтинской культуре колесница известна уже как сложившееся явление, прототипы которой не найдены. Если верен тезис о генетической связи Синташты с ямно-катакомбным миром, то можно предположить, что параллельно с применением тяжелого колесного транспорта (телег с монолитными колесами, запряженных волами) происходило одомашнивание лошади и изобретение средств управления ею. Быстрое и управляемое животное гораздо эффективнее использовать не для запряжки в тихоходные телеги, а в нечто более легкое и подвижное — качества, которые столь необходимы в бою. Появление большой дистанции между возницей и лошадьми и связанное с этим использование длинных вожжей, потребовало выработки особого "механизма" управления. Поскольку псалии являлись второстепенной деталью, обеспечивающей более жесткое управление лошадьми, логично предположить, что их появление в составе оголовья связано с использованием легrой пароконной колесницы. В пределах Синташты мы имеем дело со стремительно сложившимся комплексным обществом (Массон, 1996), для которого характерна сакрализация власти вождя-колесничего, не обладающего реальными экономическими и политическими рычагами управления (Епимахов, 1998; Зданович, 1997). Для "стоящих на колесницах" единственной возможностью дистанцироваться от коллектива и закрепить свое положение было приобретение престижных, сакрально значимых предметов. Колесницы широко известны лишь в погребальных памятниках синташтинской культуры, однако в более поздних, генетически связанных с ними памятниках петровско-алакульского круга их находки очень редки. Видимо, это связано с тем, что насколько быстро произошел взлет социальной роли колесничих, настолько же быстро их значимость утратилась.