Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 1 ноября 2016 г.

Чередниченко Н.Н., Пустовалов С.Ж. Боевые колесницы и колесничие в обществе катакомбной культуры (по материалам раскопок в нижнем Поднепровье)

Советская археология,
1991, № 1, стр. 206-216

Проблеме социологической интерпретации погребений эпохи бронзы, содержавших в качестве деталей погребального ритуала или сопровождающего инвентаря повозки или их модели, изображения, посвящена значительная литература. Вместе с тем каждая новая такая находка добавляет новые нюансы и помогает освещать иные вопросы социальной истории древних обществ. Среди различных дискуссионных аспектов проблемы довольно сложными являются вопросы времени появления в степной полосе Восточной Европы древнейших боевых колесниц, а также общественное положение умерших, сопровождавшихся колесницами.

С этой точки зрения заслуживает особого внимания катакомбное погребение, раскопанное недалеко от г. Запорожья на правом берегу р. Днепр (с. Марьевка, кург. 11, погр. 27) [1, с. 58-60]. Погребение было впущено в юго-западную полу кургана, получившего у местного населения название «Тягунова Могила». Высота его составляла ~7 м, диаметр — до 80 м.
Погребальное сооружение — катакомба с двумя камерами (рис. 1,2). Входная яма — подпрямоугольной формы, размеры ее 2,45*2,0 м; глубина дна составляла 4,4 м от уровня впуска (8,35 м от «0»). Ориентирована входная яма по линии восток — юго-восток — запад — северо-запад. В восточной части входной ямы располагался наклонный пандус длиной 1,8 м, наибольшей глубиной 0,45 м от дна входной ямы, шириной у входа в первую камеру 1,3 м. В противоположной, западной части входной ямы вырыт неглубокий (0,2-0,15 м) ровик для заслона, содержавший остатки деревянных плашек, поставленных вертикально. Плашки шириной до 0,06 м, длина не устанавливается. Плашки были прикрыты глиняной заглушкой, оплывшей частично в дромос второй камеры.
Вход в первую камеру находился в восточной стенке входной ямы. Ширина входа — 1,3 м, высота 1,0-1,1 м, форма — арочная. В камеру вел дромос длиной 0,8, шириной у камеры 1,55 м. Камера ниже дна дромоса на 1,1 м (5,8 м от уровня впуска; 9,75 м от «0»). Форма камеры — подпрямоугольная. Прилегающая ко входу стенка вогнута внутрь, противоположная имеет небольшой угол посередине. Размеры камеры 4,2*2,3 м (сохранившаяся высота у западной стенки — 1,2, у северной — 1,25 м). Реконструируемая высота камеры у входа — 2,2 м. Потолок, судя по сохранившимся остаткам, был уплощенным. Камера ориентирована по линии северо-восток — юго-запад. На ее стенках хорошо заметны следы орудий с лезвием шириной 0,06 м. В камере погребены четыре человека.
В северо-восточной части камеры лежал скелет мужчины 35-40 лет, скорченно на левом боку, головой на юг; ноги поджаты к тазу; левая рука вытянута вдоль туловища, правая согнута в локте, кисть ее лежит на бедренной кости левой ноги. У ног погребенного находились три овечьих астрагала. Кости скелета несколько потревожены: череп откатился в сторону, левая ключица находилась на груди. Под головой погребенного обнаружена растительная подстилка, а под ней меловая подсыпка. Рядом, у восточной стенки в северной части камеры, лежали расчлененными два скелета. Их кости были уложены в следующем порядке. Наиболее северными были бедренные, берцовые и плечевые кости; под ними и ближе к центру камеры находились локтевые и лучевые, там же были кости таза и ребра. С востока кучкой лежали: фаланги пальцев рук и ног, плюсневые и пястные кости, коленные чашечки. С юга основными отверстиями вверх помещены два черепа. На них были положены нижние челюсти. На некоторых костях таза и под ними прослежена охра. Под погребенными находилась растительная подстилка, под которой шла меловая посыпка. Череп, находившийся ближе к стенке, принадлежал женщине 45-50 лет, другой — мужчине 30-35 лет.[1]

Рис. 1. План и разрез погр. 27 кург. 11 (Тягунова Могила) у с. Марьевка. 1 — дерево; 2 — камни; 3 — погребальное ложе; 4 — прокаленный грунт; 5 — угли; 6 — материк
В центральной части камеры у останков повозки находились кости ребенка 7-8 лет. Он лежал скорченно на левом боку, руки согнуты в локтях, кисти их находились перед лицом. Ноги согнуты в коленях, пятки — у таза. Череп ребенка помещался перед входом в камеру, причем это не могло произойти по причине обвала потолка, поскольку череп был защищен мягким затеком из входной ямы и лежал непосредственно на дне камеры. У ног и рук ребенка отмечены пятна охры.

Рис. 2. Разрезы погр. 27, круг. 11
В южной части камеры в слоях затека находились повозка и бронзовое острие с остатками деревянного стержня.
Вторая камера. В западной части входной ямы располагался второй вход, овальной формы, размеры его: ширина — 1,35 м, высота — 0,75 м. Дно камеры ниже дна дромоса на 1.2 м (5,5 м от уровня впуска, 9,45 м от «0»). Она подпрямоугольной формы, размеры ее: 3,6*1,65 м, высота уплощенного потолка — 1,55 м. Камера ориентирована по линии север — северо-восток — юг — юго-запад. В заполнении камеры встречались фрагменты деревянных изделий, располагавшиеся по периметру камеры. На дне обнаружена растительная подстилка, под которой в центре камеры находились древесные угли и слой прокала диаметром 0,3 м. В северной части камеры обнаружены три половинки козьих или овечьих копытец, еще одна половинка лежала ближе ко входу в камеру.
Над погребением в южной трети кургана прослежена досыпка из светлого суглинка с включениями чернозема. Мощность досыпки — 0,5 м.
Форма погребальной камеры, шахты, положение скелетов, стратиграфическое положение погребения в кургане позволяют отнести данный комплекс к наиболее раннему этапу существования катакомбной общности в Северном Причерноморье. Данный тип погребений датируется в Нижнем Поднепровье рубежом III—II тыс. до н. э., а по последним данным, — даже последними веками III тыс. до н. э. [2, с. 91, 92].
Остановимся теперь на описании и реконструкции повозки. Она находилась в центре южной части первой камеры. Верхняя часть кузова и одно из колес были сильно повреждены или частично уничтожены обвалом потолка камеры уже в процессе раскопок, тогда как нижняя часть повозки уцелела благодаря тому, что покрывалась слоями затека из входной ямы (рис. 3, а). Здесь лежала нижняя часть кузова в виде цельной плахи, выдолбленной наподобие корыта, размеры ее: 1,2*0,74 м, высота — 0,15 м. Продольные и задняя стенки кузова — прямые, а передняя — заоваленная. Толщина днища — 0,25 м. Таким образом, передняя часть кузова была овальной.
Судя по сохранившимся остаткам, для основы кузова, как и остальных деталей, была использована лиственная кольцесосудистая порода дерева. Борта повозки состояли из нескольких легких деревянных планок; они развалились под воздействием времени и обвала. Так, с юго-востока прослежены три планки левого борта: у самого кузова — планка размерами 0,6*0,06 м, вторая — 0,55*0,03 м, третья — 0,75*0,03 м. Планки подпрямоугольные в разрезе. Там же, между планками левого борта, лежала часть дышла с характерным для него изгибом. Очевидно, что был лишь обломок; его размеры: 0,95*0,06 м. Под кузовом лежала ось длиной 1,15 м, диаметром 0,06 м.

Рис. 3. Колесница из погр. 27, кург. 11 у с. Марьевка. а — план и разрезы; б — реконструкция внешнего вида колесницы (вариант 1)
У северо-восточной стенки находились три планки правого борта: размеры первой — 0,3*0,06 м, второй — 0,35*0,06, третьей — 0,25*0,04 м.
У западного угла находилась планка переднего борта длиной 0,4 м, шириной 0,04 м, севернее нее была еще одна (0,3*0,03 м). В юго-западном углу лежало бронзовое острие длиной 1,1 см, шириной 0,4 см, квадратное в сечении; длина сохранившейся части рукояти — 2,2 см, толщина рукояти — 1,8 см, сечение круглое.
У восточной стенки стояло первое колесо, диаметром 0,6 м, шириной обода 0,05 м. В средней части колеса выступала на 0,1 м ступица диаметром 0,15 м. Второе колесо находилось в углу у южной стенки камеры. Оно сильно повреждено и не поддается реконструкции.
За исключением упряжи и дышла, повозка была помещена в камеру целиком, возможно, части ее доставлены в камеру и собраны на месте.
Двухколесная повозка восстанавливается на основе сохранившихся остатков и привлекаемых аналогий в следующем виде. Это одноосная колесница с относительно высокими бортами, с мощной, изготовленной из цельного куска дерева нижней частью кузова и смещенной к задней стенке осью (рис. 3, б; 4). Ось. вероятно, неподвижно крепилась к нижнему краю кузова. На ней вращались сплошные цельные колеса с выступающими втулками. Колеса удерживались на оси с помощью чек.

Рис. 4. Реконструкция внешнего вида колесницы из погр. 27, кург. 11 (вариант 2)

Рис. 5. Бронзовая модель боевой колесницы из Гохеби-Руставского карьера (конец II тыс. до н. э.)
О конструкции бортов по остаткам в камере погребения у с. Марьевка можно сказать, что они не были сплошными, а состояли из планок. Верхняя их часть, возможно, была мягких, овальных очертаний, как это видно на различных изображениях боевых колесниц (рис. 5-7). Не исключено, что борта состояли из трех параллельных планок, крепившихся к стойке у задней стенки и к стойке передка (рис. 5).
Передний борт восстанавливается нами на основе аналогий несколько выше остальных бортов. Так как нижняя часть кузова имела заоваленную переднюю стенку, передок в целом можно считать овальным. Как свидетельствуют ближневосточные параллели, решетчатые борта могли обтягиваться кожей, войлоком, зашиваться досками.
Длинная ось колесницы играла роль амортизатора. Аналогичную функцию выполняло и дышло, жестко соединенное с кузовом. Смещенная назад ось увеличивала рычаг амортизации при движении.
К сожалению, нет возможности достоверно говорить об упряжном животном. Населением эпохи ранней бронзы кроме лошадей в качестве упряжного животного использовались различные эвкиды: онагры, ослы, о чем свидетельствуют костные остатки на знаменитом Михайловском поселении [3, с. 55-67]. Странно, что М. В. Горелик отрицает возможность использования населением евразийских степей эвкидов для запряжки повозок и колесниц [4, с. 188, 191].

Рис. 6. 1 — первая колесница из ущелья Бичигтын-ам; 2 — четвертая колесница из ущелья Яманы-ус; 3 — вторая ховдсомонская колесница, гора Тэвин-ул; 4— рельефное изображение колесницы на известняковой плите из Ура (конец IV — III тыс. до н. э.).; 5 — колесница времени XVIII династии из Египта
Найденное бронзовое острие является не чем иным, как остатком стрекала. Отличия наконечников стрекал в катакомбных захоронениях состоят в том, что рабочая часть острия короткая и выпуклая, а черенок, вставляющийся в стержень, длинный и тонкий, часто с едва вогнутыми гранями. Такое острие вставлялось в древко длиной до 1,4 м, как это было прослежено в погребении 2, курган 5 у с. Заможное. В заможнинском могильнике были найдены и более короткие стрекала, длиной 1 м [5, с. 84]. Наличие стрекала предполагает и наличие у упряжных животных недоуздка с поводьями, крепившимися к кольцу, продетому в ноздри животного [6, с. 147].

Рис. 7. Малоазийские и египетские изображения колесниц
{1-4 в журнале не надписаны. OCR}
Погребения с повозками достаточно широко известны в катакомбней общности. Для материалов до середины 70-х годов их сводку привела Е. Е. Кузьмина [7, с. 68-87]. За прошедшее время накопился новый значительный материал по данной проблеме. Однако большинство новых находок содержат либо лишь части повозок, либо экипажи находятся во входных ямах погребений, часто будучи использованы в качестве закладов. Обычай использовать колеса или их части в закладе входа в камеру широко бытовал у населения катакомбной общности.
Целые повозки, находящиеся в камере погребения, в Нижнем Поднепровье известны нам лишь в двух случаях: в погребении 23, курган 2 у с. Екатериновка на Криворожье, где погребенный находился непосредственно в самой повозке [8, с. 42], и в Северном Крыму (кург. 14, погр. 28 у с. Болотное) [9]. Оба погребения близки публикуемому в настоящей статье в культурно-хронологическом плане. Камера криворожского погребения имела огромные размеры (5,0*3,1 м), обильный инвентарь: два бронзовых «шила», бронзовый нож, 2 серебряных подвески, 300 мелких бус из ракушек, а также горшок и фрагмент курильницы (жаровни?). Северо-Крымское погребение более скромно. Размеры камеры всего 2,45*1,85 м; среди инвентаря бронзовые нож и пластина от боевого пояса, «шило», горшок, кремневый отщеп, рогожа, мешок с зерном, украшение из клыка животного.
По нашему мнению, здесь похоронены воины, занимавшие в катакомбном обществе достаточно высокое положение, возможно военные вожди, а находившиеся в этих могилах четырехколесные повозки, наверное, следует рассматривать как боевые колесницы. Как известно, использование четырехколесных боевых колесниц на Дневном Востоке прекрасно документируется различными находками из комплексов III—II тыс. до н. э. [10], а так как появление в степи колесного транспорта большинством исследователей связывается с влиянием Востока [11], то впзлне допустимо, что идея использования четырехколесных боевых повозок могла быть воспринята как ямными, так и катакомбными племенами, хотя это предположение нуждается в дополнительной аргументации.
О назначении колесницы, найденной в погребении у с. Марьевка, можно сказать следующее. Конечно, помещение колесницы в могилу как будто свидетельствует о ее культовом назначении, как и все, что сопровождает покойника. В религиозных системах индоевропейских народов колесница является атрибутом целого ряда богов [11-13]. Однако она вряд ли была изготовлена специально для проведения погребальной церемонии. Одними из аргументов в пользу ее хозяйственного назначения могли бы служить сплошная конструкция колеса и отсутствие лошадей в запряжке [14, с. 176]. Однако мощная основа кузова в сочетании с небольшими его размерами, наклонный передок, асимметрично расположенная в задней части кузова ось, аналогии с переднеазиатскими боевыми колесницами позволяет авторам уверенно предполагать боевое назначение марьевской колесницы, ее военное использование.
Таким образом, в Северопричерноморских степях в катакомбном погребении впервые обнаружена древнейшая пока в степях Восточной Европы одноосная боевая колесница на сплошных колесах. Поскольку она обнаружена в раннекатакомбном погребении, то ее можно датировать, самое позднее, рубежом III—II тыс. до н. э.
В технико-типологическом аспекте она является тем переходным звеном, которое связывает массивные ямные повозки и развитые колесницы эпохи средней и поздней бронзы. Наиболее древние из них относятся ко второй четверти II тыс. до н. э. [12, 15].
Не менее важен и интерпретационный, социологический аспект рассматриваемой проблемы. Традиционно со времени Г. Чайлда [16] наличие повозок связывалось с самым высоким социальным статусом погребенного, хотя имелись попытки считать повозки только показателем имущественного достатка [17].
Результативным критерием, позволяющим проверить справедливость той или иной точки зрения на роль повозки в качестве детали погребального обряда, является мера трудовых затрат, с помощью которых комплексно анализируется погребение.
В среднем погребения с повозками характеризуются обширными, намного больше обычных погребальными сооружениями, металлическими изделиями, сложными погребальными ложами, наличием досыпки или даже насыпи над погребениями, наличием оружия и некоторыми другими признаками. К тому же, как правило, эти признаки встречаются в комплексе [18, с. 146-149]. Если с указанных позиций рассматривать марьевское захоронение, то окажется, что объем извлеченного при его сооружении грунта в 11 раз превышает объем ординарного погребения катакомбной общности (4 м3). Над погребением сооружена мощная досыпка — 0,5 м, занимавшая 1/3 кургана с южной стороны. При совершении погребальной церемонии были устроены глиняный и деревянный заслоны, пандус — те признаки, на социальный характер которых мы указывали и раньше [19, с. 136].
Исходя из расположения скелетов в камере, можно полагать, что погребение, и колесница в том числе, предназначалось лишь одному из четырех человек — а именно зрелому мужчине (35-40 лет), лежавшему в центре северной части первой камеры. Расчлененные костяки — это погребенные при нем, так же как и скелет ребенка, обращенный лицом к главному покойнику. Ребенок положен таким образом вопреки нормам катакомбного общества — поперек длинной оси камеры, руки его лежали кистями перед лицом, что также нехарактерно для катакомбного обряда. Его место у колесницы может быть истолковано как определенная связь с его обязанностями по содержанию колесницы или упряжных животных. Другими словами, он такой же погребальный инвентарь, как и экипаж. Если допустить, что имело место насильственное умерщвление ребенка, то помещение его головы у входа в камеру теми, кто проводил захоронение, также представляется неслучайным. Как известно, человеческие жертвоприношения, вероятность которых допускал еще М. И. Артамонов [20, с. 108-125], рядовым общинникам не полагались. На неординарное положение умершего мужчины 35-40 лет указывает и сложное погребальное ложе, состоявшее из подушки, подстилки и меловой посыпки. Под расчлененными скелетами — просто подстилка, под ребенком ничего нет. Наконец, в погребении обнаружено изделие из бронзы — наконечник стрекала. Для Поднепрозья, где металл встречается в среднем в 5% погребений, этот признак свидетельствует о неординарности погребенного. Более того, стрекало, семантически близкое посоху, могло также выступать и символом власти [21, с. 36-38].
Таким образом, погребение с колесницей из кургана «Тягунова Могила» в социальном плане сочетает в себе ряд признаков высокого социального ранга умершего: а) значительный объем грунта (следует отметить, что весьма экономное в отношении умерших катакомбное общество в данном случае устраивает полностью отдельную пустую камеру без погребенных; остатки, найденные в ней, позволяют говорить о культовом назначении последней); б) досыпку; в) боевую колесницу; г) металл; д) сложное погребальное ложе; е) человеческое жертвоприношение?
Авторам предстазляется, что к проблеме определения социального статуса погребенных с повозками следует подходить с одной стороны комплексно, а с другой — дифференцированно. Если весь комплекс признаков, как в данном случае, свидетельствует о высоком социальном статусе погребенного, то это, действительно, представитель высшего эшелона власти катакомбного общества (аналогичная картина наблюдается и в погребении из кургана на Криворожье).
Если же погребение ничем иным, кроме повозки, не выделяется или перечень этих признаков неполон, такое захоронение занимает промежуточное положение между высшим общественным слоем и рядовыми общинниками. При этом чем полнее комплекс признаков, тем выше социальный статус погребенного, и наоборот.
Разделение социального и имущественного аспектов для позднепервобытных и раннеклассовых обществ представляется неправомерным, ибо имущественное положение индивида в таких обществах определялось прежде всего социальным статусом [22]. Конкретизируя понятие «высший эшелон власти» в связи с появлением в степи в ямно-катакомбное время боевых колесниц, следует отметить следующее. Тесная связь колесниц с родоплеменной знатью, выдвинувшейся в результате военных действии, позволяет полагать, что погребение в Тягуновой Могиле и аналогичные ему — это воины-колесничие. Видимо, только для знати оказалось возможно использование этого новейшего, бесспорно, дорогого для того времени достижения военной техники. Именно поэтому так немногочисленны рассматриваемые погребения. В связи с этим думается, что в процессе выделения родоплеменной знати в отдельных родах в ходе частых военных столкновений на первый план выдвигались воины с незаурядными физическими данными, которые и становились во главе воинских отрядов, вначале родовых, а затем благодаря все тем же качествам и во главе более крупных: племенных, межплеменного войска; наконец, они могли сохранить свое приобретенное социальное положение в мирное время, т. е. становились во главе общины, всего племени, союза племен. Вероятно, такое «продвижение» одного или нескольких военачальников в пределах племенной иерархической лестницы одновременно приводило к усилению могущества рода или родов, из которых происходили эти военные вожди. «Как известно, в ранних варварских обществах аристократические роды удерживали власть и влияние в течение многих поколений. Точно так же и в Микенах знатный род, выдвигавший басилеев из своей среды, сохранял господствующее положение на протяжении длительного времени» [23. с. 56].
Конечно, наши рассуждения не лишены определенного схематизма и тем не менее как один из возможных вариантов объяснения такого явления, как наличие рассматриваемых в больших могилах в степной полосе колесниц, могут быть приняты. Любопытно, что в греческом героическом эпосе, например, аристократические роды, удерживавшие власть в своих руках, утверждали свое право властвовать в обществе ссылками на своих могущественных и сильных предков [23, с. 56], получивших ее некогда, очевидно, благодаря своим незаурядным физическим данным. Таким же образом могла укреплять свое могущество и родоплеменная знать в степях Восточной Европы в первой половине II тыс. до н. э.; среди этой знати, в значительной степени еще первобытной, своеобразной элитой являлись в это время, безусловно, «сражающиеся с колесницы», для которых совершенно необходимы были наряду с другими качествами и большая физическая сила, и выносливость, и мужество, и стойкость и т. д.
Итак, с нашей точки зрения, мы имеем все основания считать погребенных в рассматриваемых могилах степной полосы представителями родоплеменной знати, а конкретнее — своеобразной военной аристократии, которой для того, чтобы сохранять свое привилегированное положение в обществе, как и микенским басилеям, еще приходилось, видимо, сражаться во время войны в первых рядах войска.
Наконец, следует сказать о той большой роли колесниц, которую они играли в социальной организации индоарийского общества, об обособленной прослойке колесничих в этом обществе, в том числе и о правителях-колесничих, о чем писалось уже достаточно много [24, с. 51]. Дело в том, что в отечественной науке всеобщее признание получила точка зрения об индоиранской принадлежности носителей ямной и катакомбной культурно-исторических общностей [25, с. 149-151]. Следовательно, погребения Причерноморских степей с остатками колесниц можно интерпретировать в свете представлений индоарийского общества как погребения колесничих.
Далее, общепризнанным в науке стал тот факт, что на Древнем Востоке одновременно с распространением колесниц и колесннчей тактики боя происходило и проникновение индоариев, что выразилось в появлении правящей династии и господствующей верхушки индоариев в хеттском государстве и в Миттани, в индоевропейской принадлежности даже гиксосов к касстиской династии в Вавилоне [26, с. 163, 164]. Вследствие этого появление в степях Евразии погребений колесничих представляется нам звеньями одной цепи распространения колесниц и связанных с ними явлений социального характера на всей территории Старого Света.
При таком подходе к проблеме степных колесниц, т. е. рассматривая ее как часть единого процесса, протекавшего в пределах очерченного региона, перед нами предстают в ином свете многие вопросы, еше недавно казавшиеся непонятными. Мы можем увереннее предполагать использование катакомбными племенами колесниц в военном деле и высокий социальный ранг умершего, который подчеркивался помещением в его могилу колесницы.
Разумеется, в данном случае нами подразумевается не просто механическое перенесение социальной структуры древневосточных обществ на образования эпохи бронзы в степи, а имеется в виду тот факт, что на основе возросшего уровня экономического развития в первой половине II тыс. до н. э. происходит дальнейшая социальная дифференциация в степном обществе, результатом чего явилось возвышение верхушки родоплеменной знати настолько, что она оказалась в состоянии использовать в военных целях новейшее техническое достижение того времени — боевые колесницы, а также стала, как и на Древнем Востоке, подчеркивать свое могущество и превосходство над рядовыми общинниками посредством идеологии, в частности, погребального обряда — сооружением обширных могил и помещением в них колесниц.
Итак, по нашему мнению, имеются все основания считать, что погребенный в Тягуновой Могиле колесничий-воин был не просто представителем родоплеменной верхушки, а вождем крупного потестарного объединения, который тем не менее для подтверждения своего привилегированного положения во время войны сражался на колеснице в первых рядах войска.

Список литературы

1. Чередниченко Н. Н., Пустовалов С. Ж. и др. Отчет о работе Верхнетарасовской экспедиции в 1976 г. // Архив ИА АН УССР. Ф. Е. 1976/2.
2. Чмихов М. А., Черняков I. Т. Хронологія археологічних пам'яток епохи міді-бронзи на территорії України. Київ, 1988.
3. Бібікова В. І. До історії доместикації коня на південному сході Европи //Археологія, 1969. Т. XXII.
4. Горелик М. В. Боевые колесницы Переднего Востока III—II тыс. до н. э. // Древняя Анатолия. М.: Наука, 1985.
5. Отрощенко В. В.. Рассамакин Ю. Я., Пустовалов С. Ж. Отчет Запорожской экспедиции за 1981 г. // Архив ИА АН УССР. Ф. Е. 1981/10.
6. Ковалевская В. Б. Конь и всадник. М.: Наука, 1976.
7. Кузьмина Е. Е. Колесный транспорт и проблема этнической и социальной истории древнего населения южнорусских степей // ВДИ 1974. № 4.
8. Крылова Л. П. Отчет о раскопках Днепропетровского исторического музея в 1969—1970 гг. // Архив ИА АН УССР. Ф. Е. 1969—70/106.
9. Корпусова В. Н. и др. Отчет о раскопках Северо-Крымской экспедиции в 1978 г. // Архив НА АН УССР. Ф. Е. 1978/12.
10. Nagel Wolfgang der mesopotamische straitwagin mid seine Entwickl Wicklung im ostmediterremen. Bereich. В., 1966.
11. Кузьмина E. E. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических данных // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. М.: Наука, 1981.
12. Кузьмина Е. Е. Еще раз о дисковидных псалиях евразийских степей // КСИА. 1980. Вып. 161.
13 Чередниченко Н. Н. Колесницы Евразии эпохи поздней бронзы // Энеолит и бронзовый век Украины. Киев: Наук, думка, 1976.
14. Кожин П. М. К проблеме происхождения колесного транспорта // Древняя Анатолия. М.: Наука, 1985.
15. Генинг В. Ф. Могильник Синташта и проблемы ранних иранских племен // CA. 1977. № 4.
16 Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. Пер. с англ. М.: Иностр. лит., 1956.
17. Hausier А. Zur ältesten Geschichte von Rad und Rad im nordpontischen Raum // EAZ. 1981. № 4.
18. Отрощенко В. В., Пустовалов С. Ж. Моделировка лица по черепу у племен катакомбной общности // Религиозные представления в первобытном обществе: Тез. докл. М., 1987.
19. Пустовалов С. Ж., Черных Л. А. Опыт применения формализованно-статистических методов для половозрастного анализа погребений катакомбной культуры // Методологические и методические вопросы археологии. Киев, 1982.
20. Артамонов М. И. Совместные погребения в курганах со скорченными и окрашенными костяками // ПИДО. 1934. № 7, 8.
21. Отрощенко В. В., Пустовалов С. Ж. Портреты прошлого // Знание — сила. 1983. № 8.
22. Антонова Е. В., Раевский Д. С. «Богатство» древних захоронений (к вопросу о роли идеологического фактора в формировании облика погребального комплекса) // Ф. Энгельс и проблемы истории древних обществ. Киев, 1984.
23. Блаватская Т. В. Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. М.: Наука, 1966.
24. Смирнов К. Ф., Кузьмина Е. Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. М.: Наука, 1977.
25. Мерперт Н. Я. Этногенез в эпоху энеолита и бронзового века // История СССР. Т. 1. М., 1966.
26. Maxwell-Hyscop К. R. Western Asiatic Jewellery from 3000—612 В. С. L., 1971.


[1] Определение пола и возраста погребенных было проведено Р. А. Старовойтовой и С. И. Круц, любезно предоставивших авторам свои материалы.