Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 4 ноября 2016 г.

Условия прогресса: обезьяны и орудия


Карликовый шимпанзе
Nathan Rupert/Flickr
Обезьяны начинают использовать орудия труда не тогда, когда это очень надо, а тогда, когда это легко и выгода не заставляет себя ждать. К такому выводу исследователи пришли в ходе анализа результатов нескольких групп ученых, работавших с разными видами обезьян в разных местах земного шара. Статья об этом опубликована в журнале Biology Letters.

Из нее следует, что распространенное ранее представление о том, будто голод и дефицит еды стимулируют приматов использовать орудия для добывания еды неверны. Все совсем наоборот. Вероятность обнаружить в данной популяции навык использования орудий растет с доступностью вокруг этих самых орудий (например, камней) и с количеством еды, добываемой этим орудием.
Очень небольшое число видов стабильно использует орудия труда. К таким видам относятся, например, дельфины-афалины, которые надевают на нос морские губки, предохраняясь от ранений, когда охотятся на рыб, спрятавшихся в придонных отложениях. Другой пример – новокаледонские вороны (Corvus moneduloides). Они изготавливают различного типа крючки и палочки, добывая жуков.
Среди нечеловекообразных обезьян этим навыком обладают шимпанзе, орангутанги, чернополосые капуцины и, в меньшей степени, макаки-крабоеды. Это не значит, что, например, все шимпанзе умеют использовать палки для выкапывания из земли клубней или все орангутанги умеют разбивать орехи камнями. Навыки изготовления и использования орудий труда передаются социально, в ходе обучения.
Известен пример из жизни афалин, обитающих у побережья Австралии. Еще в 80-х годах один дельфин лечился в местном дельфинарии и наблюдал там трюки, выполняемые дрессированными дельфинами. Его никто ничему специально не учил, но он запомнил, как ходить на хвосте. Попав назад в дикую природу, он обучил этому нескольких товарищей. Примерно так же происходит и у обезьян обучение изготовлению и использованию орудий труда. Это социальный навык. Генетический компонент, если он и есть, предельно мал и влияет на то, что какой-то обезьяне проще научиться, а какой-то сложнее. Никаких врожденных навыков использовалия орудий труда у них не существует.
Получается примерно такая картина освоения конкретного навыка в конкретной группе приматов. Кто-то один при благоприятных условиях его «изобретает», если навык оказывается полезным, его перенимают другие члены группы, и дальше он передается из поколения в поколение при помощи обучения. Между живущими рядом группами может происходить обмен навыками. Все это очень напоминает ранние этапы эволюции материальной культуры у людей и потому вызывает повышенный интерес у ученых.
Как мы уже сказали, генетический вклад в использование орудий труда крайне мал и современные ученые редко пытаются его оценивать. Также до сих пор редко пытались оценивать экологические факторы, их-то оценке и посвящена обсуждаемая работа. Было бы логично предположить, что дефицит еды должен заставлять животных идти на хитрости и чаще использовать орудия труда. Однако этой гипотезы анализ не подтвердил. Зато оказалось, что рост количества соответствующей еды способствует формированию культуры использования орудий труда.
Вопрос освоения орудий труда и новых технологий тесно связан с вопросом эволюции человека и человеческих сообществ, успеха одних сообществ и гибели других.
В книге Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь» рассматривается вопрос о том, как экологическая ситуация в разных местах земного шара создала первичное неравенство между человеческими популяциями и обусловила разную начальную скорость эволюции. Эта небольшая первоначальная разница, а вовсе не принципиальные различия между людьми, по мнению Даймонда, лавинообразно усиливалась и привела к существующему на сегодняшний день в мире научно-техническо-социально-экономическому расслоению. Джаред Даймонд по роду своей научной деятельности орнитолог, и в своем научно-популярном труде излагает свою собственную теорию, иллюстрируя ее фактами. Строго говоря, такая иллюстрация доказательством теории не является. Зато описанное выше исследование можно считать подтверждением влияния экологической ситуации на эволюцию, в первую очередь, эволюцию материальной культуры.