Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 3 ноября 2016 г.

А. М. Карасик. К вопросу о третьем центре древней Руси

В исторической науке уже около 100 лет обсуждался вопрос о «третьем» центре древней Руси в IX в.
Еще не везде изжитый племенной строй и начатки государственной организации восточного славянства дают основание предполагать существование не трех, а многих центров для той эпохи, что находит подтверждение и в материалах первых русских летописей.
Возникновение же вопроса о трех центрах древней Руси восходит непосредственно к арабским рукописям X в. и ими обусловлено. О трех центрах Руси сообщают Аль-Балхи (около 920 г.), Аль-Истахри (около 930 г.), Ибн-Хаукаль (конец X в.) а затем в середине XII в. повторяет Идриси. Можно предполагать, что существовал какой-то рукописный первоисточник этих сообщений, до нас не дошедший.
Наиболее ранний по времени автор, Аль-Балхи, сообщает следующее: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, [живущее] дальше первого, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу; что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтоб кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, путешествующего по их земле. Только они отправляются по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец».1)
В Куябе большинство историков видит Киев, а в Славии — Новгородскую землю. Вопрос же об Артании до сих пор не разрешен и вызвал самые противоречивые предположения. Среди этих предположений наибольшее внимание привлекли видевшие в Артании: 1) Арзамас (Френ. д'Оссан, П. Савельев); 2) Рязань (А. Шахматов, Д. Щеглов); 3) Пермь (Рено, Д. Хвольсон); 4) Тмутаракань (В. Пархоменко, Д. Иловайский, С. Юшков, В. Мавродин); 5) город в Крыму (А. Соболевский); 6) скандинавский или датский город (Ф. Вестберг), 7) город на Волге выше устья Оки (П. Смирнов) и, наконец, 8) видевшие в Артании имя антов (Л. Нидерле, Б. Рыбаков).
Арабские сообщения не дают почти никаких сведений о местонахождении Артании, что позволяет поместить ее в любом месте Восточной Европы. Одни историки в своем объяснении загадочной Артании следовали за весьма неясными указаниями арабов о ее географическом расположении, другие также шли путем догадок, исходя из фонетики самого слова. [305]
Для объяснения сообщения арабов не был использован третий метод — изучения смыслового содержания слов Артания и Арту и выяснения их языкового происхождения.
Тания (tanya) на угрском наречии означает местоположение, логово, местожительство, что могло иметь значение, также и «страны», «родины».
Ар (ör) означает «защищенный», «огражденный». Нет уверенности в том, что Артания в первоисточнике читалось, как одно слово. Ведь некоторые рукописи дают чтение «Тания», опустив  «ар».
Арту (ört) значит «крепость», «сторож».
Как видно, эти слова имеют определенное смысловое содержание и относятся к одному из наречий угрского языка. По своему содержанию эти слова вполне отвечают тому, что говорят арабские рукописи: «мы не припоминаем, чтоб кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, путешествующего по их земле».
«Артания» — не собственное имя, не географическое понятие. «Артания» означает — «страна на запоре», «туда никого не пускают». Артания не могла быть определенным термином у арабов. Практически пользоваться этим географическим обозначением нельзя было. Это слово попало в арабские рукописи случайно от какого-либо купца — эрзи, мордвина, буртаса или другого представителя одного из угрских племен, обитавших на средней Волге или на Оке. В этом широком районе жили народности, говорившие на угрских наречиях, а названия их городов носили явные следы угрских корней. Но ни города Артания, ни такой страны история не знает. Артания — нарицательное слово. По нему нет возможности определить страну или город, которую смутно предполагали арабы,  не понимая этого слона и не зная, о  какой стране идет речь.
Вопрос о племенных и государственных центрах древней Руси в IX—X вв.— большой исторический вопрос, для разрешения которого арабские рукописи почти ничего не дают. Во всяком случае проблема «третьего» центра Руси не может опираться на арабские рукописи.


[1]           А. Я. Гаркави. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских, СПб., 1870, стр. 276-277.