Антрополог Станислав Дробышевский о многомерном анализе ДНК, различиях между современными и древними людьми и замещении генов неандертальцев
ПостНаука
и РВК реализовали проект, позволяющий журналистам ориентироваться в
процессах современной науки. ПостНаука организовала лекции в редакциях
ключевых для России медиа.
Их темы были выбраны по результатам исследования самых популярных и значимых тем 2014 года.
Их темы были выбраны по результатам исследования самых популярных и значимых тем 2014 года.
Проблема классических методов исследования заключается в том, что стандартные измерения не дают большой точности, поскольку одно дело, когда у нас горилла и человек — разница будет очевидная, а когда у нас разные люди, то, как бы нам ни казалось, что они друг от друга отличаются в измерениях, это не совсем так. И классический пример этого — многомерный анализ черепов разных рас.
Если мы возьмем человека, жившего 200 тысяч лет назад, он, конечно, будет выделяться на общем фоне, если мы поставим в ряд 20 таких человек, то отличия будут очевидны, а если одного, его причесать и побрить, то может оказаться, что он будет выглядеть нормальнее меня в итоге. В то время тоже была индивидуальная изменчивость. И, соответственно, морфологический критерий сталкивается с такой проблемой, что есть изменчивость и внутри группы на протяжении одного какого-то периода времени, а также плавная, постепенная изменчивость во времени.
У индейцев ДНК в общем и целом почти монголоидная, но встречаются и европейские варианты, причем они были выделены и из доколумбовых костей, то есть это не послеколумбовая примесь. Было много предположений, как она там могла оказаться. Например, что они приплыли из Европы через Гренландию, но в итоге оказывается, что они происходят из Восточной Сибири. Получается, что заселение Америки имело сложный характер: основная часть переселенцев шла из Азии, с территории Китая, то есть это предки монголоидов, хотя тогда они еще не были монголоидами, плюс туда примешались варианты, похожие на австралийских аборигенов и меланезийцев, а также с севера, из Сибири, пришли еще люди, часть из которых осталась в Западной Сибири и стала кетами, ненцами и так далее, но часть из них ушла на восток, в Америку, а часть ушла на запад и смешалась с европейцами — собственно, поэтому у европейцев обнаружилось неожиданное родство с индейцами.