Антрополог Анна Соколова о подготовке души покойного, услугах похоронных агентств и коммерциализации обряда
Каковы
основные элементы традиционного обряда похорон в русской культуре?
Менялась ли структура обряда в советский период? Как влияют коммерческие
похоронные агентства на традиционный обряд? Об этом рассказывает
кандидат исторических наук Анна Соколова.
Традиционный похоронный обряд в русской культуре, помимо элементов христианского похоронного обряда (то, что происходит в церкви при отпевании), включает в себя также ряд элементов народной культуры, некоторые дохристианские пласты. Традиционный похоронный обряд гораздо длиннее и объемнее того, что происходит в церкви во время отпевания и на кладбище. Он начинается с того момента, когда человек еще не умер, с первых признаков смерти, с первых ее предвестников. Значительная его часть в традиции проходит в доме.
Интересно, что монолитная структура обряда, которая выдержала прямое давление атеистической пропаганды, прямую агрессию, направленную на религиозный обряд, в последние 10-15 лет оказывается сломлена крайне незначительными событиями. Это связано с появлением в стране, особенно в регионах, в сельской местности, похоронных агентств, которые оказывают услуги по подготовке тела к погребению на коммерческой основе. Это доступно всем желающим, поскольку стоимость этих услуг коррелирует с пособием, выплаченным в связи со смертью члена семьи. Такое коммерческое предложение по подготовке покойного в морге, а не в доме, оказывается для родственников более привлекательным, чем традиционный ритуал. С одной стороны, это понятно, так как подготовка покойного — тяжелая вещь. С другой стороны, отказываясь от подготовки покойного дома, семья отказывается от ряда важных ритуалов. Например, от чтения Псалтири в течение трех дней перед похоронами. С точки зрения традиционной культуры в этот период душа очень уязвима, ей необходима максимальная поддержка. Именно эту поддержку оказывают члены семьи или приглашенные чтецы Псалтири.
Одним из аспектов работы коммерческих похоронных служб являются изменения в памятниках на кладбищах. Если раньше большая часть памятных знаков на сельских кладбищах представляла собой деревянные кресты, которые вручную изготовлялись родственниками или на работе умершего, то сегодня это типовые памятники — каменные массивные плиты. Это довольно серьезный отход от традиционной похоронной культуры, поскольку для нее не просто крайне важен деревянный крест с точки зрения христианства, но и совершенно неприемлема огромная плита.