Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 5 ноября 2016 г.

Похоронный обряд в русской культуре

Антрополог Анна Соколова о подготовке души покойного, услугах похоронных агентств и коммерциализации обряда

Каковы основные элементы традиционного обряда похорон в русской культуре? Менялась ли структура обряда в советский период? Как влияют коммерческие похоронные агентства на традиционный обряд? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Анна Соколова.

Традиционный похоронный обряд в русской культуре, помимо элементов христианского похоронного обряда (то, что происходит в церкви при отпевании), включает в себя также ряд элементов народной культуры, некоторые дохристианские пласты. Традиционный похоронный обряд гораздо длиннее и объемнее того, что происходит в церкви во время отпевания и на кладбище. Он начинается с того момента, когда человек еще не умер, с первых признаков смерти, с первых ее предвестников. Значительная его часть в традиции проходит в доме.

Интересно, что монолитная структура обряда, которая выдержала прямое давление атеистической пропаганды, прямую агрессию, направленную на религиозный обряд, в последние 10-15 лет оказывается сломлена крайне незначительными событиями. Это связано с появлением в стране, особенно в регионах, в сельской местности, похоронных агентств, которые оказывают услуги по подготовке тела к погребению на коммерческой основе. Это доступно всем желающим, поскольку стоимость этих услуг коррелирует с пособием, выплаченным в связи со смертью члена семьи. Такое коммерческое предложение по подготовке покойного в морге, а не в доме, оказывается для родственников более привлекательным, чем традиционный ритуал. С одной стороны, это понятно, так как подготовка покойного — тяжелая вещь. С другой стороны, отказываясь от подготовки покойного дома, семья отказывается от ряда важных ритуалов. Например, от чтения Псалтири в течение трех дней перед похоронами. С точки зрения традиционной культуры в этот период душа очень уязвима, ей необходима максимальная поддержка. Именно эту поддержку оказывают члены семьи или приглашенные чтецы Псалтири.
Одним из аспектов работы коммерческих похоронных служб являются изменения в памятниках на кладбищах. Если раньше большая часть памятных знаков на сельских кладбищах представляла собой деревянные кресты, которые вручную изготовлялись родственниками или на работе умершего, то сегодня это типовые памятники — каменные массивные плиты. Это довольно серьезный отход от традиционной похоронной культуры, поскольку для нее не просто крайне важен деревянный крест с точки зрения христианства, но и совершенно неприемлема огромная плита.
Анна Соколова
кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН