Вестник древней истории.
1939, № 1, стр. 256-257.
OCR OlIva.
1939, № 1, стр. 256-257.
OCR OlIva.
Предпринятые в 1938 г. по инициативе и на средства Комитета по охране и изучению памятников материальной культуры при СНК Узбекской ССР исследования в южной части Узбекистана доказали, что и здесь имеются следы каменного века, к тому же очень ранние.
Наибольшее и решающее значение имеют сейчас результаты раскопок, произведенных во вновь открытом нами гроте Тешик-Таш, который находится в Байсунском районе Узбекской ССР, около кишлака Мачай, вблизи реки Турган-Дарьи1).
Раскопки в Тешик-Таше показали, что под слоем глины и камней здесь залегали пять культурных слоев, хранивших бесспорные следы деятельности людей каменного века.
Культурные слои грота Тешик-Таш содержали много раздробленных костей животных: оленя, дикой лошади, горного козла, кабана, сурка, пищухи, и птиц. Больше всего было найдено костей козла. Некоторые кости имели царапины и надрезы; другие служили «наковаленками».
Вместе с костями животных найдено большое количество обработанных человеком камней: отщепы (в том числе пластинчатые), дисковидные нуклеусы, грубые рубящие орудия, массивные скребки и небольшие скребки на отщепах, изящные остроконечники на треугольных пластинах — сколах с дисковидного нуклеуса. Большая часть находок была связана с очагами, имевшими вид площадок, покрытых золой и углистой массой, подстилавшейся сильно обожженной глиной. Древние обитатели грота располагались, следовательно, около очагов, под прикрытием скалистого свода. Их основным занятием была охота, преимущественно на горных козлов.
Каменный инвентарь Тешик-Таша указывает на глубокую древность этого памятника. По форме и технике изготовления каменные изделия относятся к очень раннему времени древнекаменного века, к мустьерской стадии. Кроме костей животных, в гроте удалось обнаружить и остатки человеческого скелета: череп, а также некоторые другие кости (ребра, позвонки, кости конечностей).
Кости человека залегали под первым сверху культурным слоем (мустьерского времени) и находились почти у самой стены грота. Уже на месте раскопок стратиграфические данные и характерные признаки найденных костей человека позволили сделать вывод, что они относятся к той же эпохе, что и прочие находки в наслоениях грота, т. е. к мустьерскому времени.
Предположение, что найдены остатки одного из первобытных обитателей грота, вполне подтвердилось, когда кости были переданы для изучения в крупнейшее антропологическое учреждение Союза — Институт антропологии МГУ. Предварительное изучение костей, и в особенности исключительно хорошо сохранившегося черепа, показало, что, несмотря на свою значительную величину, череп принадлежал ребенку. Возраст последнего точно определяется состоянием зубов. В челюстях имелись одновременно постоянные и молочные зубы. Смерть застала младенца из Тешик-Таша, следовательно, в процессе смены зубов, когда ему было всего 6-7 лет. Значительные размеры этого черепа позволяют сравнивать его с черепом мальчика-неандертальца, обнаруженного под Гибралтаром. Антропологи предполагают, что дети людей мустьерского времени — неандертальцев, вообще росли быстрее, чем современные.
Череп имеет ряд характерных признаков, сближающих его с черепами неандертальцев. Кости черепа отличаются значительной толщиной, вполне отчетливо намечается сплошной надглазничный валик, с характерным желобком позади него.
Особенно характерна нижняя челюсть. Она очень толста и массивна, носит исключительно резкие следы жевательных мускулов — такие, каких нет не только на современных детских челюстях, но и на челюстях взрослых людей нашего времени. На ней совершенно отсутствует подбородочный выступ; этот признак свойственен только остаткам древнейших человеческих челюстей, сохраняющих еще множество обезьяньих признаков.
Неандертальские черты костей ребенка из грота Тешик-Таш, таким образом, целиком подтверждают общую датировку сделанных в нем находок мустьерским временем.
1) Из данного района еще в 1934 г. поступили от директора Термезского (Сухан-Дарьинского) краеведческого музея Г. В. Парфенова сведения о наличии около кишлака Мачай пещеры (грота) «Катта-Курган», в которой (как удалось установить позднее) местные жители издавна находили обработанные человеком кремни для огнива. Тов. Парфенов доставил керамику и кремни, часть которых носила следы обработки. В силу сложившихся обстоятельств вместо предположенного исследования грота Катта-Курган нами были предприняты детальное обследование окрестностей Мачая и поиски новых пещерных памятников, которые также дали культурные остатки. Одним из вновь найденных гротов с культурными отложениями каменного века и явился грот Тешик-Таш.