Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 31 октября 2016 г.

М. В. Воеводский. Памятники каменного века на Десне

Краткие сообщения института истории материальной культуры.
Вып. 26. Стр. 22-26. 1949 г.
Нумерация рисунков сквозная по сборнику.
OCR Владимир Чухно.

Работы Деснинской археологической экспедиции ИИМК в области изучения каменного века до Великой Отечественной войны сосредоточивались по преимуществу на палеолитических памятниках.
Изучение палеолита дало ценнейший материал почти по всем эпохам — от мустьерской до позднемадленской. Одним из важнейших результатов было установление четкого соотношения между стадиями развития палеолита и стадиями четвертичного периода, особенно с ледниковыми явлениями.

В результате этих работ удалось окончательно подтвердить гораздо более древний (дорисский) возраст раннего и (рисс-вюрмский и вюрмский) позднего палеолита, чем это принималось большинством прежних исследователей. В связи с этим оказалось невозможным рассчитывать на нахождение в пределах ледниковой области рисского оледенения позднемустьерских и ориньякских памятников, совпадающих по времени с максимумом развития оледенения. Для поисков остатков культуры этого времени работы экспедиции по изучению палеолита в 1946 и 1947 гг. были перенесены на Среднерусскую возвышенность, расположенную между днепровским и донским ледниковыми языками и никогда не покрывавшуюся оледенением.
Разведки, начатые по левому притоку Десны — Сейму — привели к открытию в 1946 г. Авдеевской стоянки, в 40 км от г. Курска. Она оказалась расположенной в совершенно необычных для палеолита условиях — на пойменной террасе, на высоте всего 1-2 м над уровнем реки. Тогда было сделано предположение, что поселение, располагавшееся некогда выше, было размыто и материал вынесен и отложен на пойме.
Исследование 1947 г. показало, что дело обстоит гораздо сложнее. Никаких остатков стоянки на верхней террасе не было обнаружено, она целиком расположена на пойме, на глубине 1,5-2,0 м и занимает площадь около 5000 м2.
Значительная часть культурного слоя, особенно верхних частей, оказалась размытой, но много участков сохранило первоначальный, ненарушенный характер. Об этом свидетельствуют скопления неотсортированных водой костей и кремневых изделий, сохранение в вертикальном положении крупных костей, по-видимому — остатки конструкций жилищ и находки частей скелетов животных, лежавших в анатомическом порядке. По всей вероятности, здесь произошло погружение высокой террасы — вопрос, который будет окончательно решен геологами.

Рис. 6. Кремневые орудия.
1 — топор кремневый ("Мыс Очкинский"); 2 — кривой нож ("Мыс Очкинский"); 3 — скребок (Боровичи V); 4 — скребок (Боровичи I);
5 — нож ("Мыс Очкннский"); 6 — клин кремневый ("Мыс Очкинский"); 7 — наконечник дротика (Городцы Пейменные); 8 — резец (Боровичн VI).
На вскрытой площади в 150 м2 нами было обнаружено большое количество костей мамонта, несколько черепов и конечностей песца, около 1500 кремневых изделий, несколько десятков костяных предметов и много красной краски.
По характеру кремня и формам изделий Авдеевская стоянка аналогична известной Констенковской 1-й стоянке на Дону и является прекрасным памятником солютрейской эпохи в Восточной Европе. Об этом свидетельствуют большие ножевидные пластины, крупные кремневые наконечники дротиков — листовидные и с боковой выемкой, пластинки со стесанными концами, лощила из расколотых вдоль ребер мамонта и тонко орнаментированные костяные лопаточки с прорезными отверстиями. Последние до сих пор были известны лишь в 1-й Костенковской стоянке.
Об этом же сходстве говорит и такая деталь, как почти полное отсутствие среди материала Авдеевской стоянки нуклеусов. Эта черта, говорящая о том, что первичная обработка кремня производилась вне поселения, была характерна лишь для Костенковской стоянки и отличала ее от всех других позднепалеолитических памятников, для которых типично значительное преобладание отбросов кремня, в том числе и нуклеусов, над готовыми изделиями.
Таким образом, Авдеевская стоянка является одной из интереснейших на Русской равнине, и ее дальнейшее исследование обещает важнейшие результаты. Необходимо срочно произвести раскопки на максимальной площади до ее застройки.
На правом берегу Десны, в районе с. Пушкари, в 1947 г. экспедиция продолжала раскопки мезолитической стоянки «Песочный Ров». Эти раскопки и обследование нескольких других местонахождений подтвердили прошлогодние предположения о своеобразии деснинского (а возможно, и среднеднепровского) мезолита. Здесь пока совершенно неизвестны памятники свидерского типа, широко распространенные севернее — на Оке, Верхней Волге, в Белоруссии, Литве и центральной и северной Польше. Это своеобразие охватывает все стадии деснинского мезолита от стоянок типа Покровщина и Смячка XIV, имеющих еще много позднепалеолитических черт, до «Песочного Рва» с его элементами перехода к неолиту.
Было произведено обследование нескольких неолитических стоянок на Десне и на Сейме и раскопки на стоянке «Мыс Очкинский», расположенной на левом берегу Десны у с. Очкино, против с. Пушкари Черниговской области.
На последней было вскрыто около 200 м2. Ранненеолитических памятников пока нами не было обнаружено, но стоянки развитого и позднего неолита известны в большом числе — от Бежицы (Орджоникидзеград) на севере и до Курска на юго-востоке. Неолит здесь по керамике отличается достаточно резко от ямочно-гребенчатого, характерного для Волго-Окского междуречья, и образует вместе с Белорусским, известным по исследованиям Поликарповича на Соже, особую культурную провинцию.
Особенно интересны найденные в культурном слое Очкинской стоянки тонкостенные шаровидные сосуды с геометрическим шнуровым орнаментом на прямой шейке и плечиках. Этого рода сосуды, аналогичные брасовским, были до сих пор известны лишь в виде изолированных находок.1) Сейчас возможно поставить вопрос об их связи с местным поздним неолитом. Эта связь подчеркивается нахождением на некоторых стоянках черепков от сосудов той же формы, но не со шнуровым, а с гребенчатым орнаментом.

Рис. 7. Фрагменты сосудов.
1, 2 — Боровичи VI; 3, 4, 5 — "Мыс Очкинский"; 6—8 — Боровичи V; 7 — Холм.
Поздний неолит, как это видно по группе боровичских стоянок, совершенно явно переходит в культуру бронзового века, выделяющуюся плоскодонными сосудами, покрытыми геометрическим гребенчатым и прочерченным орнаментом. Форма и орнамент этих сосудов лишь отдаленно напоминают культуры южной степной бронзы, а в основном имеют своеобразный местный характер.

Рис. 8. Сосуд со стоянки "Мыс Очкинский".

1) Т. С. Пассек. К вопросу о Среднеднепровской культуре. КСИИМК, вып. XVI, 1947 г.