Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 31 октября 2016 г.

Быковский В.В. Огненный череп мамонта и его возможная интерпретация

Рериховские чтения. 1979 год.
К 50-летию института «Урусвати».
Материалы конференции.
Новосибирск, 1980.
{54} – конец страницы.
OCR OlIva.

Н.К. Рерих обладал широким кругозором художника. Его искусство охватывало не только то, что подвластно зрению, но и то, что уже забыто, исчезло или стало достоянием сказок. Его видение прошлого столь реалистично, что может в художественной форме дополнять научный поиск. Реализм сказки, к жанру которой обращался Н.К. Рерих, связь последней с забытым и исчезнувшим миром, могут быть показаны на специфическом археологическом материале.
На Украине, в результате раскопок позднепалеолитических жилищ, был обнаружен череп мамонта с характерным рисунком.
Согласно описанию И.Г. Пидопличко, рисунок выполнен красной охрой и представляет собой сплошные "ломаные линии, выходящие из одного места и располагающиеся кустообразно"1). Древний художник, по его мнению, изобразил "полуреалистический рисунок огня с языками пламени"2) (рис. 1). Эту же мысль, что рисунок — это символ огня, он изложил также и в более поздней работе3). Учитывая, что его суждения не претерпели изменений, и пока нет им альтернативы, попытаемся интерпретировать семантику "огненного" черепа мамонта с помощью культа другого животного — огненного {54}

Рис. 1. Череп мамонта с рисунком огня (по И.Г. Пидопличко).
коня Сивки-бурки русских волшебных сказок. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что сказки сборника А.Н. Афанасьева4) восходят к русскому средневековью, некоторые же тексты к IX—ХIII вв.5) В них отразилась не только христианская, но, что особенно важно, языческая религия, представленная, в частности, заупокойным конем Сивкой-буркой. Кроме того, прослеживается связь между временем исчезновения мамонта и началом доместикации лошади в южно-русских степях 6). Поэтому можно предположить, что с исчезновением вида тотемного животного представления, порожденные его культом, были перенесены на другое — лошадь, и закрепились {55} в русской культуре. Идентичность представлений различных эпох может быть подтверждена сравнительным исследованием головы коня Сивки-бурки (анатомия огненности) с расположением рисунка огня на черепе мамонта. Уже то, что огненными оказываются головы животных, само по себе знаменательно.
Не менее важен признак — сходство рисунка огня с внешним видом полыхавшего из головы заупокойного Сивки огня. Так, в сказках на зов человека бежит конь: ..."Бурко бежит, ... из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом" (№ 179). Аналогично "полыхает огнем" и Воронко. Несколько иначе горит огонь у коня сивой масти. У него "из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом". Очевидно, особенности горящего огня (пламя, искры) как раз и изобразил на черепе мамонта древний художник. Он, говоря словами И.Г. Пидопличко, нарисовал "полуреалистический рисунок огня с языками пламени и искрами".
Совпадают в деталях не только внешние признаки, но и внутренние, связанные с анатомией. С этой точки зрения необходимо обратить внимание на локализацию источников открытого огня на черепе коня. При детальном анализе оказывается, что огонь и дым "перемещаются" внутри конского черепа по его каналам. В сказке № 179 источник огня находится на глазных впадинах, продукты же горения, огонь и дым, выводятся через ноздри наружу. В сказке № 181 источник открытого огня расположен "во рту", продукты горения направляются через "уши" наружу. В третьей сказке (№ 180) источники огня находятся в отверстиях лицевого черепа: в "ноздрях" и "ушах".
Проведенный анализ со всей очевидностью показывает, что так называемая "голова" коня есть не что иное, как конский череп, в котором разрушены мягкие ткани и органы, вследствие чего горячие огненные массы могут в нем свободно перемещаться по каналам, ибо в противном случае это перемещение было бы попросту {56} невозможно. Из изложенного также следует, что открытый источник огня расположен в лицевой части черепа лошади. Аналогичная локализация рисунка огня как раз и отмечается И.Г. Подопличко при описании черепа мамонта "на лобной части"7). Позже он уточнил локализацию рисунка, отметив его расположение в "лобно-теменной части"8). Высказанные суждения требуют, разумеется, некоторого уточнения. В частности, "кустообразный пучок", источник огня, расположен на лбу лицевого черепа, а языки пламени выходят за пределы его.
Отмеченные совпадения композиции рисунка и соответствующих описаний не могут быть случайными и поэтому представляют определенный интерес. {57}

1) И.Г. Пидопличко. Позднепалеолитические жилища из черепов мамонта на Украине. Киев, 1969, с. 133.
2) Там же, с. 134.
3) И.Г. Пндопличко. Межиричские жилица из черепов мамонта. Киев, 1976.
4) Народные русские сказки А.H. Афанасьева, т. 1-3. М., 1957. Далее в тексте указываются порядковые номера сказок.
5) Е. Тудоровская. О классификации волшебных сказок. "Советская этнография", 1965, № 2, с. 59.
6) Е. Кузьмина. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света. — В кн.: Средняя Азия в древности и средневековье. М. 1977, с. 31.
7) И.Г. Подопличко. 1969, с. 133.
8) Там же, 1976, с. 214.