Любопытно, но история военных действий русских на Кавказе насчитывает более 1000 лет. Были и просто набеги с целью захвата добычи, были и походы по просьбе тамошних правителей, которые заключали с русскими союз. Ратное дело у русских всегда было на высоте.
В «Истории Дербента» упоминается, что эмир Дербента Маймун в борьбе с местной торговой знатью – раисами, привлек на свою сторону наемный русский отряд. В 987 году 18 русских кораблей подошли к Дербенту чтобы освободить эмира из тюрьмы, куда его заточили раисы. Часть русов, как называет их «История Дербента» высадились на берег и вызволили эмира из неволи. В 989 году против эмира Маймуна выступил мусульманский проповедник из Гиляна Мусса ат-Таузи. Он обвинил дербентского правителя в недостойном для мусульманина поведении и потребовал выдать русских воинов для обращения в магометанство (не совсем понятно, кто были эти русы язычники или христиане). Маймун отказался это сделать (читай, отказалась его русская дружина) и ушел в соседнюю дагестанскую область Табасаран.
В 1030-1031 гг. русы в союзе с аланами и дагестанскими горцами выступили против Ширванского правителя Минучихра (Ширван – это нынешний Азербайджан). Неподалеку от Баку войска Ширваншаха были русскими разгромлены. Затем русские отряды поднялись вверх по Куре, перешли на р. Аракс и добрались до города Байлакана, где правил преданный Минучихру владетель Аскуя. Этот Аскуя был сыном эмира Аррана, по имени Фадлан (Арран – это современный Карабах). Он поднял мятеж против отца и родного брата Мусы. Муса пригласил русов оказать ему помощь, русские «гулямы» взяли Байлакан, а Муса убил своего мятежного брата.
После победы над ширвашахом и взятия Байлакана русы, разделившись на две части, отправились домой. Часть отправилась в Византию и благополучно добрались на Русь, другие вместе с аланами возвращались домой через Дагестан, и были истреблены людьми дербентского эмира Мансура.
Придворный поэт Ширваншахов Хакани (1120-1199) пишет, что около 1174 г. 73 русских корабля поднялись по Куре до Лемберана. На сей раз русы выступили заодно с половцами, которые осадили Дербент. Ширваншаху Асхитану пришлось очень несладко, только совместными усилиями с грузинским царем Георгием III, ему удалось отбиться от русских и половцев.
То, что русские в 10-12 вв. не были в диковинку на Кавказе, говорят и сообщения других местных источников. В начале «Истории Дагестана» приводятся сообщение о совместной вооруженной борьбе русов и дагестанских горцев против нашествия мусульман. А «История Ирхана» упоминает даже о существовании в Дагестане русских селений, например сел Авар и Хадар. Последнее ничто иное, как совр. Кадар Буйнакского района Дагестана, тот самый рассадник вахабизма по которому названа «Кадарская зона» с такими селами как Карамахи и Чабанмахи. По «Истории Ирхана» жители села Хадар – чистые русы и христиане, жители села Авар – чистые русы. В «Истории Дагестана» содержатся такие сведения: «... все правители горных районов происходят из рода детей Хамзы и Аббаса, исключая только султанов Авара, которые из рода султанов урус...».
Отсюда: «Древняя Русь в свете зарубежных источников», М, «Логос», 2003 г.
Если быть точным, то набеги русов восточные историки описывают начиная с 9-го века, но в такую раннюю пору, скорее всего, речь идет о скандинавах. Напротив, в 10-12 вв. можно уже определенно говорить о том, что в кавказские дела вмешивались отряды русских, в современном смысле этого слова. Так что можно утверждать, что русские «казаковали» по ту сторону Кавказа еще до появления самого слова «казаки».
В «Истории Дербента» упоминается, что эмир Дербента Маймун в борьбе с местной торговой знатью – раисами, привлек на свою сторону наемный русский отряд. В 987 году 18 русских кораблей подошли к Дербенту чтобы освободить эмира из тюрьмы, куда его заточили раисы. Часть русов, как называет их «История Дербента» высадились на берег и вызволили эмира из неволи. В 989 году против эмира Маймуна выступил мусульманский проповедник из Гиляна Мусса ат-Таузи. Он обвинил дербентского правителя в недостойном для мусульманина поведении и потребовал выдать русских воинов для обращения в магометанство (не совсем понятно, кто были эти русы язычники или христиане). Маймун отказался это сделать (читай, отказалась его русская дружина) и ушел в соседнюю дагестанскую область Табасаран.
В 1030-1031 гг. русы в союзе с аланами и дагестанскими горцами выступили против Ширванского правителя Минучихра (Ширван – это нынешний Азербайджан). Неподалеку от Баку войска Ширваншаха были русскими разгромлены. Затем русские отряды поднялись вверх по Куре, перешли на р. Аракс и добрались до города Байлакана, где правил преданный Минучихру владетель Аскуя. Этот Аскуя был сыном эмира Аррана, по имени Фадлан (Арран – это современный Карабах). Он поднял мятеж против отца и родного брата Мусы. Муса пригласил русов оказать ему помощь, русские «гулямы» взяли Байлакан, а Муса убил своего мятежного брата.
После победы над ширвашахом и взятия Байлакана русы, разделившись на две части, отправились домой. Часть отправилась в Византию и благополучно добрались на Русь, другие вместе с аланами возвращались домой через Дагестан, и были истреблены людьми дербентского эмира Мансура.
Придворный поэт Ширваншахов Хакани (1120-1199) пишет, что около 1174 г. 73 русских корабля поднялись по Куре до Лемберана. На сей раз русы выступили заодно с половцами, которые осадили Дербент. Ширваншаху Асхитану пришлось очень несладко, только совместными усилиями с грузинским царем Георгием III, ему удалось отбиться от русских и половцев.
То, что русские в 10-12 вв. не были в диковинку на Кавказе, говорят и сообщения других местных источников. В начале «Истории Дагестана» приводятся сообщение о совместной вооруженной борьбе русов и дагестанских горцев против нашествия мусульман. А «История Ирхана» упоминает даже о существовании в Дагестане русских селений, например сел Авар и Хадар. Последнее ничто иное, как совр. Кадар Буйнакского района Дагестана, тот самый рассадник вахабизма по которому названа «Кадарская зона» с такими селами как Карамахи и Чабанмахи. По «Истории Ирхана» жители села Хадар – чистые русы и христиане, жители села Авар – чистые русы. В «Истории Дагестана» содержатся такие сведения: «... все правители горных районов происходят из рода детей Хамзы и Аббаса, исключая только султанов Авара, которые из рода султанов урус...».
Отсюда: «Древняя Русь в свете зарубежных источников», М, «Логос», 2003 г.
Если быть точным, то набеги русов восточные историки описывают начиная с 9-го века, но в такую раннюю пору, скорее всего, речь идет о скандинавах. Напротив, в 10-12 вв. можно уже определенно говорить о том, что в кавказские дела вмешивались отряды русских, в современном смысле этого слова. Так что можно утверждать, что русские «казаковали» по ту сторону Кавказа еще до появления самого слова «казаки».