Древнеегипетская Книга мёртвых — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, кладущийся в гробницу чтобы помочь умершему справиться с опасностями потустороннего мира и обрести благополучие в загробном мире
Книга Мертвых Древнего Египта — это не книга о смерти. Это книга о жизни, которая победила смерть. Удивительно, но столь эффектное название, ставшее почти таким же знаменитым символом Древнего Египта как пирамиды, мумии и папирус, совсем не соответствует содержанию и идее самого творения. Наоборот — оно прямо противоположно по смыслу истинному его названию. Но дело не только в Книге Мертвых — проблема гораздо шире.
Уже давным-давно Древний Египет совершенно неправильно представляется европейцами страной смерти, в которой жили люди, поклонявшиеся ей и всю свою жизнь собирающиеся умереть. Отчасти, это логичное следствие источников наших знаний — вероятно, больше 95% памятников Древнего Египта найдены в гробницах
Гор и Анубис взвешивают сердце покойного
Название «Книга Мертвых» тесно связано с погребальными текстами, хотя египтологи прекрасно знают, что оно условно. Истинное название произведения переводится: «Изречения выхода в день». В нем отражается главная суть этого глубокомысленного текста — помочь умершему преодолеть все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с богом Ра снова возвратится на землю, ожить, воскреснуть — «обновиться», как говорили египтяне. Эта книга о преодолении смерти, о победе над ней — она рассказывает о том, как это сделать. Здесь важно подчеркнуть, что в одной из центральных по значению Глав Книги Мертвых нашла выражение одна из величайших идей человечества — идея загробного воздаяния. В гробницах Древнего царства покойный говорит в своей «автобиографии»: «Я давал хлеб голодному, воду — жаждущему, одежду — нагому… чтобы было хорошо мне у бога великого».
Фрагмент книги мертвых
"Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист”
Древнеегипетская Книга Мертвых играла важную роль в духовной и религиозной жизни древних египтян. Она не являлась погребальным ритуалом в чистом виде, не являлась молитвенником, ни сборником мифов. В религиозной литературе христианства, буддизма и ислама, т. е. великих мировых религий нет ничего, что можно было бы сравнить с этим удивительным произведением высочайшей древней языческой культуры. Получается, что Книга Мертвых была сборником духовных, религиозных и мировоззренческих понятий тысячелетней культуры
Определяя свою письменность как «меду нечер» — «божественная речь», египтяне относили ее изобретение к великому богу мудрости и знания Тоту, а свитки священных книг называли «Бау Ра» — «Душами Ра». Божественное происхождение Книги Мертвых нельзя было отрицать и, как все божественное, ей сопутствовала загадка: «Сделай книгу так, чтобы не видел человеческий глаз — она расширяет шаги на небе, на земле, в преисподней. Она полезнее церемоний отныне и вовеки»
Озирис в Книге мертвых
Взвешивание души
Эти последние слова прекрасным образом отображают отношение самих древних египтян к этому произведению. Без представления о том, чем же была для них Книга Мертвых, невозможно понять сути и духа их загадочной культуры — уж очень много представлений о мировом порядке в ней находится. Так что возможно и правы те, кто называл Книгу Мертвых Библией Древнего Египта. Что можно утверждать наверняка — это первая в истории книга с иллюстрациями