Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

вторник, 29 марта 2011 г.

Африканские берберы, которые сами себя называют amazigh (свободные)

Оригинал взят у bvsv в Африканские берберы, которые сами себя называют amazigh (свободные)
Кто такие берберы? Родственники бедуинов на верблюдах? Нет, так называемые берберы испокон веков называют себя amazigh, (может звучать как амазигх, амазир и даже амазай), и означает это слово «вольные, свободные люди (племя)». Амазаи же легко превращаются в амазонок для иностранных, в нашем случае греческих, ушей. Итак, машина времени Яги прибыла на конечную станцию, через 50 столетий обнаружив потомков воинственных красавиц со среднерусских степей в Ливии, Алжире, Тунисе и Марокко. Опять не верится? Думаете, очередная новая хронология? Тогда перейдите в галерею ниже и посмотрите сами на то, какими вы, да-да, вы, могли бы быть, и где бы жили, если бы ваши пра-пра…предки оказались бы большИми непоседами и отправились бы в дальнее путешествие к последнему морю. Жаль, что много «бы», но результат все равно впечатляющий. И какая сохранность фенотипа, несмотря на многочисленные войны, завоевания и смешение с другими народами!



Среди «свободных людей», или более привычно, берберов, выделяют несколько групп: шлехи, кавилы, туареги, рифаи. Есть и другие, помельче. В наибольшей степени сохранили свою скифскую идентичность, язык и культурные традиции кавилы. На территории исламского Алжира, где они компактно проживают, это очень-очень непросто. Вообще, как говорил в свое время Киплинг, осознавать бремя белого человека очень непросто. А еще сложнее нести его, будучи не путешественником-миссионером среди туземцев, а коренным жителем, с течением истории ставшим иностранцем в своей стране. Только не простым иностранцем, а укорененным, белой, в прямом смысле, вороной в темной стае нового кочевья.

Внешний облик «чистых» берберов, орнамент, символика, традиционная одежда и мелодика древнейших песнопений мало чем отличаются от южно– и среднерусской. Берберы все еще говорят на своем языке, не берберском, конечно же, а на языке тифинар, в азбуке которого все буквы начинаются с «я». Буква Ж у них не только пишется, как у нас, но и произносится так же. Есть и буква Y, и читается она как Yag. Родной брат, получается, с целый алфавитом родственников. В культурном наследии амазиров есть и схожее русскому предание о Царь-девице, королеве Тин Хина, защищавшей страну от арабских завоевателей. И эта воинственная царь-девица куда более реальна, чем Король Артур, живший примерно в то же время. Ее могила известна, а мумия высокой женщины выставлена в местном музее. Именно ей в прошлом сезоне была посвящена коллекция модельера Тодда Линна. Кстати, ливийские красотки модничали не только до Линна, но и до первых царских династий Египта, что явствует из наскальных рисунков плато Тассили в Алжире.

ГЛАЗАМИ ЛИНГВИСТА: ГАРАМАНТИДА В КОНТЕКСТЕ Североафриканской истории,
А. Милитарев:


"Коснемся еще нескольких научных «микромифов» вокруг самоназвания берберов. «Самоназвание, которое они (берберы.— А. М.) чаще всего себе дают, это amasiγen, что значит "люди". Язык же свой они называют людским, в чем не меньше гордости и презрения к неберберам, чем у римлян, которые называли их варварами»(13). И у другого автора: «Самоназвание туарегов — имохаг (или имаджирхен), что значит «свободные» («независимые»)»(14). И в другом месте: «Свободолюбие туарегов, отраженное уже в их самоназвании — «имохаг»... напоминает о гарамантах, отстаивавших свою независимость» (15). На самом деле, imaziγean— самоназвание берберов (и его варианты у южных берберов — туарегов) — не переводится ни как «люди», ни как «свободные». Термин этот существует не менее 2,5 тысячелетия — он довольно надежно идентифицируется с Maksyes Геродота и Mazikes, Mazices других античных источников и действительно, как предполагает Ю. К. Поплинский, сопоставим с этнонимом msws «ливиец» египетских текстов XIX и XX династий (второе š здесь может передавать h , как это часто происходит в египетском языке этого периода, т. е. mšwš<*mšw h ; - h соответствует здесь ливио-берберскому у), обозначая одно из ливийских племен и ничего более. Самая правдоподобная этимология для amaziy, мн. ч. imaziyan, была предложена Т. Сарнелли: он реконструировал его как прилагательное «красный» с обычным префиксом m- из общеберберского глагола *i-zway «быть красным». Название народа по цвету (волос, кожи или традиционной одежды) — явление не уникальное(16). Развившееся в туарегских диалектах дополнительное значение этого этнонима — «свободные» — указывает не на свободолюбие туарегов или их стремление к независимости от каких-то внешних «угнетателей», а, напротив, на их собственный статус свободных, господ по отношению к зависимым от них этническим группам неевропеоидного типа и неберберского происхождения.
------------
14. Поплинский. Из истории этнокультурных контактов, с. 160.
15. Там же, с. 169.
16. Другая, значительно менее вероятная этимология, предложенная Ф. Никола, производит amaziγ, imaziγean от глагола ežžeγ «шествовать надменно, с гордым видом», засвидетельствованного в туарегском диалекте восточный тауллеммет.

------------

М. Айюб называет «коренной ливийкой» женское божество Тиннит, которому, по-видимому, поклонялись гараманты. Рядом исследователей эта ливийско-пуническая богиня сопоставляется или прямо отождествляется с египетской богиней Нейт. Оставляя в стороне сравнительные характеристики обоих персонажей, отмечу, что с лингвистической точки зрения имя Нейт затруднительно произвести из имени Тиннит; напротив, Тиннит может закономерно производиться от Нейт на любом берберском (а значит, и на праберберо-ливийском) языке с вероятным значением «та, которая Нейт». Это, конечно, не исключает изначального неегипетского происхождения имени Нейт, означая лишь то, что, если два эти имени связаны, имя Нейт первично по отношению к имени Тиннит, а не наоборот(25).
----------
25. Если же принять предположение, что Тиннит — производное имя от общеберберского глагола * inni «сказать, говорить», то ее следует считать исконным ливио-берберским божеством, и тогда связь с Нейт становится весьма проблематичной. "



Ливийские амазонки происходили с острова Вечерней зари (возможно, имеется в виду остров Гран-Канария). Они были белокурыми и голубоглазыми. Их царство якобы простиралось по всей Северной Африке и Малой Азии. В «Илиаде» Гомер упоминает могилу их царицы — Мирины.
Согласно Диодору Сицилийскому, ливийские амазонки жили на тысячу лет раньше черноморских. Эти древние амазонки обитали в Ливии, той части Африки, которая с востока ограничена Египтом и Эфиопией, с запада - Атлантическим океаном, с севера - узкой полоской классического Срелиземноморья, а с юга - воображаемой рекой Океан, - в земле, населенной множеством разнообразных чудес и народов. Эти края, в соответствии с "древними повестями", к несчастью не названными, одно время славились "воинственными и могучими женщинами" Геродот побывал в Северной Африке в V в, до н.э. Он упоминает, что на озере Тритонида (в Тунисе) застал племя, жившее еще по обычаям амазонок: на ежегодном празднике местные девушки, «разделившись на две партии, сражаются друг с другом камнями и палками».

  
A SOUTH ARABIAN BRONZE FEMALE FIGURE CIRCA 1ST CENTURY B.C.-1ST CENTURY A.D.
.
Энциклопедия «Мифологический словарь» сообщает, чем кончилась жизнь Гекубы: «либо она была перенесена Аполлоном в Ливию, либо была превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт. Обе версии указывают на связь образа Гекубы с образом Гекаты: в Ливии было главное место культа этой малоазийской богини, а собака считалась ее священным животным. Мыс Киноссема («песий курган») в Геллеспонте, где древние локализовали могилу Гекубы, назывался также памятником Гекаты»6-144. Элемент отождествления Гекубы и Гекаты наводит на мысль, что в роли супруги Аполлона когда-то выступала Геката . В греческой мифологии с Гекатой иногда сближается Артемида, сестра Аполлона6, 61, и можно думать поэтому, что Аполлон и Геката несут в себе черты героев языческой четы из «купальского» мифа.
Интересно сопоставить с фактом существования камней «Кум и Кума», воплощающих эту чету, приведенное А.Ф. Лосевым сообщение о парности фетишей, когда-то изображавших Аполлона и Гекату:
«Во время одного празднества в Диди-мах водружали два обелиска, именно в честь Гекаты и Аполлона, причем тут характерно уже само объединение Аполлона из одним из самых хтонических демонов всей античной мифологии»


История Ливии - Введение от gordeevandrew