Общеизвестно, что готы разрушили Рим, основали на обломках Западной Римской империи свои королевства, те в свою очередь пали под ударами других варваров. В то же время, на другом краю Европы готы стали не врагом, а союзником Римской империи и этот союз позволил им сохраниться как этносу еще тысячу с лишним лет. Речь, конечно же, идёт о Восточной Римской империи.
Когда гунны разрушили готскую державу в северном Причерноморье, часть готов нашла убежище в Таврике. Там они поселились в Юго-западной части полуострова, известной по источникам как Дорос, и верой и правдой служили Империи в качестве федератов-союзников, защищая границы её владений от многочисленных кочевых варваров.
Прокопий Кесарийский (VI в. ): «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с давних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в моё ещё время были в союзе с римлянами, отправляясь с ними в поход, когда римляне шли на своих врагов, всякий раз, когда императору это было угодно. Они достигают численностью до трех тысяч отменных бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны; гостеприимны они более всех людей. Сама страна Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит лучшие плоды. В этой стране император не построил нигде ни города, ни крепости, так как эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но более всего они любили жить всегда в полях. Так как казалось, что их местность легко доступна для нападения врагов, то император решил укрепить все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от богов беспокойство о вторжении в их страну врагов»
В Таврике готы повергаются сильному влиянию византийской культуры, принимают православие и смешиваются с другим североевропеоидным народом, правда не германской, а иранской ветви – аланами.
Иосафато Барбаро (XV в.): « «Далее за Каффой по изгибу берега на Великом море, находится Готия, за ней Алания, которая тянется по острову в направлении Монкастро. ... благодаря соседству готов с аланами произошло название готаланы. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы, они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем алан. Таким образом, в виду смешения одного племени с другим, они и называют себя готаланами. И те, и другие следуют обрядам греческой церкви».
Готы продержались даже дольше чем Константинополь, и были единственным народом в Крыму, который смог оказать достойное сопротивление туркам. Их главная твердыня – крепость Феодоро (Мангуп) была захвачена войсками султана только в 1475 году, через 22 года после падения Царьграда. Феодоро, ослабленный междоусобной распрей царевичей, продердался три месяца. Несмотря на то, что у османов были пушки, город они смогли взять только благодаря военной хитрости, выманив осожденных на вылазку притворным отступлением.
Матвей Меховский: «Завладев также замком Манкуп к западу от Каффы, вышеназванный турок Магомет убил мечом двух братьев князей, государей замка Манкуп и, как говорят, последних представителей готов» .
Однако это был еще не конец, а скорее начало конца. Под турецкой властью готы просуществовали еще несколько столетий. По мнению некоторых исследователей, определённые отличия от греков готы сохраняли вплоть до начала XVIII века. По-крайней мере к XVI веку относятся свидетельства о готском языке в Таврике.
«Единственным прямым свидетельством, зафиксировавшим следы крымско-готского языка, является четвёртое «Турецкое письмо» австрийского дипломата фламандца Огира Гиселина фон Бузбека (1560-1562). Переводчики дипломата «случайно» встретил в Константинополе двух крымских жителей, гота и грека, отрекомендовавшихся как посланцы с жалобами к турецкому султану. Один из них, готского происхождения, выглядевший по свидетельству Бузбека как фламандец или голландец, увы, утратил знание родного языка и говорил только по-гречески. Грек же, напротив, из-за тесного общения с готами, освоил готский язык. Именно он был основным информатором Бузбека, сообщившим о том, что готы и в XVI веке, по-прежнему проживали во многих крымских селениях, а также в городах Mancup и Scivarin, (то есть Мангуп и Сюрень), поставляя при необходимости татарскому хану 800 стрелков-пехотинцев. Бузбек также записал 101 готское слово (включая числительные, короткие фразы и даже начало не поддающемуся адекватному переводу песни-кантилены)»
( «От киммерийцев до крымчаков», под ред. Храпунова И. Н и Герцена А. Г. – Симферополь, 2007).
Можно было бы сказать, что готы исчезли бесследно с лица земли, но следы всё же кое-какие остались. Потомки готов влились в состав крымских греков, и именно этим, по мнению многих, объясняется у последних заметная североевропеоидная примесь. Среди них нередко встречаются светловолосые и голубоглазые люди.
Современные крымские греки в большинстве живут не в Крыму, а в Донецкой области. Во время русско-турецкой войны, в 1778 году все крымские христиане по были переселены в Приазовье, где им было выделено по 30 десятин земли. Там до сих пор можно встретить и этих греков, и названия сёл вроде Ялта и Старый Крым. За столетия османского владычества вТаврике, греки забыли родную речь и стали пользоваться тюркским языком, но твёрдо держались православия. При этом они имели самоназвание «урумы», то есть не что иное, как искаженное греческое «ромеос» - римляне. Своего рода насмешка истории, потомки народа, разграбившего вечный город, стали называть себя именем его жителей.
Из крымских греков живописец Куинджи, летчик-испытатель Бахчиванджи, и кажется, московский городской голова Гавриил Попов. Но тот уж точно, на потомка гота никак не тянет.
Когда гунны разрушили готскую державу в северном Причерноморье, часть готов нашла убежище в Таврике. Там они поселились в Юго-западной части полуострова, известной по источникам как Дорос, и верой и правдой служили Империи в качестве федератов-союзников, защищая границы её владений от многочисленных кочевых варваров.
Прокопий Кесарийский (VI в. ): «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с давних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в моё ещё время были в союзе с римлянами, отправляясь с ними в поход, когда римляне шли на своих врагов, всякий раз, когда императору это было угодно. Они достигают численностью до трех тысяч отменных бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны; гостеприимны они более всех людей. Сама страна Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит лучшие плоды. В этой стране император не построил нигде ни города, ни крепости, так как эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но более всего они любили жить всегда в полях. Так как казалось, что их местность легко доступна для нападения врагов, то император решил укрепить все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от богов беспокойство о вторжении в их страну врагов»
В Таврике готы повергаются сильному влиянию византийской культуры, принимают православие и смешиваются с другим североевропеоидным народом, правда не германской, а иранской ветви – аланами.
Иосафато Барбаро (XV в.): « «Далее за Каффой по изгибу берега на Великом море, находится Готия, за ней Алания, которая тянется по острову в направлении Монкастро. ... благодаря соседству готов с аланами произошло название готаланы. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы, они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем алан. Таким образом, в виду смешения одного племени с другим, они и называют себя готаланами. И те, и другие следуют обрядам греческой церкви».
Готы продержались даже дольше чем Константинополь, и были единственным народом в Крыму, который смог оказать достойное сопротивление туркам. Их главная твердыня – крепость Феодоро (Мангуп) была захвачена войсками султана только в 1475 году, через 22 года после падения Царьграда. Феодоро, ослабленный междоусобной распрей царевичей, продердался три месяца. Несмотря на то, что у османов были пушки, город они смогли взять только благодаря военной хитрости, выманив осожденных на вылазку притворным отступлением.
Матвей Меховский: «Завладев также замком Манкуп к западу от Каффы, вышеназванный турок Магомет убил мечом двух братьев князей, государей замка Манкуп и, как говорят, последних представителей готов» .
Однако это был еще не конец, а скорее начало конца. Под турецкой властью готы просуществовали еще несколько столетий. По мнению некоторых исследователей, определённые отличия от греков готы сохраняли вплоть до начала XVIII века. По-крайней мере к XVI веку относятся свидетельства о готском языке в Таврике.
«Единственным прямым свидетельством, зафиксировавшим следы крымско-готского языка, является четвёртое «Турецкое письмо» австрийского дипломата фламандца Огира Гиселина фон Бузбека (1560-1562). Переводчики дипломата «случайно» встретил в Константинополе двух крымских жителей, гота и грека, отрекомендовавшихся как посланцы с жалобами к турецкому султану. Один из них, готского происхождения, выглядевший по свидетельству Бузбека как фламандец или голландец, увы, утратил знание родного языка и говорил только по-гречески. Грек же, напротив, из-за тесного общения с готами, освоил готский язык. Именно он был основным информатором Бузбека, сообщившим о том, что готы и в XVI веке, по-прежнему проживали во многих крымских селениях, а также в городах Mancup и Scivarin, (то есть Мангуп и Сюрень), поставляя при необходимости татарскому хану 800 стрелков-пехотинцев. Бузбек также записал 101 готское слово (включая числительные, короткие фразы и даже начало не поддающемуся адекватному переводу песни-кантилены)»
( «От киммерийцев до крымчаков», под ред. Храпунова И. Н и Герцена А. Г. – Симферополь, 2007).
Можно было бы сказать, что готы исчезли бесследно с лица земли, но следы всё же кое-какие остались. Потомки готов влились в состав крымских греков, и именно этим, по мнению многих, объясняется у последних заметная североевропеоидная примесь. Среди них нередко встречаются светловолосые и голубоглазые люди.
Современные крымские греки в большинстве живут не в Крыму, а в Донецкой области. Во время русско-турецкой войны, в 1778 году все крымские христиане по были переселены в Приазовье, где им было выделено по 30 десятин земли. Там до сих пор можно встретить и этих греков, и названия сёл вроде Ялта и Старый Крым. За столетия османского владычества вТаврике, греки забыли родную речь и стали пользоваться тюркским языком, но твёрдо держались православия. При этом они имели самоназвание «урумы», то есть не что иное, как искаженное греческое «ромеос» - римляне. Своего рода насмешка истории, потомки народа, разграбившего вечный город, стали называть себя именем его жителей.
Из крымских греков живописец Куинджи, летчик-испытатель Бахчиванджи, и кажется, московский городской голова Гавриил Попов. Но тот уж точно, на потомка гота никак не тянет.