Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

четверг, 24 ноября 2011 г.

Живые лица античного мира

Решил повторить свой давний пост о фаюмских портретах. Во-первых, потому, что не все не видели. Во-вторых, обнаружил, что многие картинки не открываются.
Знаменитые погребальные "фаюмские портреты" (названы так по месту находки в оазисе Файюм) появляются в Египте в эллинистическое время. Расцвет искусства фаюмского портрета относится к середине I–III вв. н.э. Фаюмские портреты писались в технике восковой живописи (энкаустики) на доске, вставлявшейся затем в бинты мумии на месте лица умершего.
Выполненные в реалистической манере, фаюмские портреты являются великолепным образцом позднеантичной живописи и ценным историческим источником, дающим представление о внешнем виде, этнической принадлежности, одежде, прическах, украшениях жителей Египта римского времени.
С портретов как живые смотрят на нас лица умерших 2000 лет назад людей.




























И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!


Я уже не раз писал об античной живописи. Поэтому извиняюсь, если повторюсь. Заодно исправлю некоторые неточности в подписях к картинкам.

У нас нет образцов, чтобы судить о высших достижениях античной живописи. До нас не дошли шедевры прославленных греческих живописцев, чьи имена и названия работ известны благодаря трудам Павсания, Плиния Старшего и др., а также многочисленным стихотворным эпиграммам. Полностью погибла античная станковая живопись, хотя уже в классический период существовали пинакотеки (картинные галереи и хранилища произведений живописи).

Нестенная живопись сохранилась, главным образом, благодаря извержению Везувия 79 года. Однако фрески из Помпей, Геркуланума, Стабий - в значительной степени ремесленные работы весьма среднего качества. Знаменитые фаюмские потреты - и вовсе ширпотреб.

В античной живописи впервые появились светотень, объемность, линейная перспектива, возрожденные художниками Ренессанса. Тогда же возникли различные техники (истинная фреска, темпера, энкаустика), монохромная живопись, гризайль и т.д.

В античной живописи уже представлены все основные жанры: исторический, мифологический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт.

Технология античной фрески требовала беглости в работе и быстроты исполнения (нужно было успеть, пока не засохнет штукатурка). Известно, что многие художники-импрессионисты восхищались живостью помпейских фресок, написанных свободными сочными мазками, без предварительных набросков.


Персей и Андромеда. Фреска из Помпей. Вольная римская копия с оригинала Никия IV в. до н. э.


Девушки, играющиее в кости. Монохромная картина на мраморной плите из Геркуланума. Сохранилась подпись художника - Александр Афинянин. Полагают, что это копия с картины неизвестного живописца V в. до н. э.


Флора. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.


Диана. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.


Лошади. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.


Т.н. "Поэтесса", или "Сафо". Фрагмент фрески из Помпей. 1 в.н.э.


Кентавр. Фреска из Стабий.


Женщина на балконе. Фреска из Стабий. 9 г. до н.э. - 14 г.н.э.




Натюрморт из Помпей, 1 век н.э.


Смоквы.


Фрагмент фрески с изображением морской фауны. 125-150 г.н.э.


И пара фаюмских портретов.



Портрет пожилого мужчины. Конец I в. Энкаустика. Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
 

Испорченная идиллия
На этом идиллическом семейном портрете, найденном в Джемиле, на территории современного Алжира, изображены римский император Септимий Север и его жена Юлия Домна с сыновьями Гетой (слева) и Каракаллой. Пройдет около 10 лет и старший из братьев Каракалла убьет Гету, чтобы стать единоличным правителем. В который раз повторилась история Каина и Авеля.  Впрочем, убиенный Гета невинным агнцем отнюдь не был. По приказу Каракаллы изображения его младшего брата подлежали уничтожению. Поэтому его лицо стерто. По стилю и технике портрет близок Фаюмским портретам.

Тондо из Джемилы (Алжир). Около 199 г. н.э. Темпера, дерево. Диаметр 30 см. Берлинский государственный музей (Altes Museum)
Очередная серия фаюмских портретов .