Решил повторить свой давний пост о фаюмских портретах. Во-первых, потому, что не все не видели. Во-вторых, обнаружил, что многие картинки не открываются.
Знаменитые погребальные "фаюмские портреты" (названы так по месту находки в оазисе Файюм) появляются в Египте в эллинистическое время. Расцвет искусства фаюмского портрета относится к середине I–III вв. н.э. Фаюмские портреты писались в технике восковой живописи (энкаустики) на доске, вставлявшейся затем в бинты мумии на месте лица умершего.
Выполненные в реалистической манере, фаюмские портреты являются великолепным образцом позднеантичной живописи и ценным историческим источником, дающим представление о внешнем виде, этнической принадлежности, одежде, прическах, украшениях жителей Египта римского времени.
С портретов как живые смотрят на нас лица умерших 2000 лет назад людей.















И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!


Я уже не раз писал об античной живописи. Поэтому извиняюсь, если повторюсь. Заодно исправлю некоторые неточности в подписях к картинкам.
У нас нет образцов, чтобы судить о высших достижениях античной живописи. До нас не дошли шедевры прославленных греческих живописцев, чьи имена и названия работ известны благодаря трудам Павсания, Плиния Старшего и др., а также многочисленным стихотворным эпиграммам. Полностью погибла античная станковая живопись, хотя уже в классический период существовали пинакотеки (картинные галереи и хранилища произведений живописи).
Нестенная живопись сохранилась, главным образом, благодаря извержению Везувия 79 года. Однако фрески из Помпей, Геркуланума, Стабий - в значительной степени ремесленные работы весьма среднего качества. Знаменитые фаюмские потреты - и вовсе ширпотреб.
В античной живописи впервые появились светотень, объемность, линейная перспектива, возрожденные художниками Ренессанса. Тогда же возникли различные техники (истинная фреска, темпера, энкаустика), монохромная живопись, гризайль и т.д.
В античной живописи уже представлены все основные жанры: исторический, мифологический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт.
Технология античной фрески требовала беглости в работе и быстроты исполнения (нужно было успеть, пока не засохнет штукатурка). Известно, что многие художники-импрессионисты восхищались живостью помпейских фресок, написанных свободными сочными мазками, без предварительных набросков.

Персей и Андромеда. Фреска из Помпей. Вольная римская копия с оригинала Никия IV в. до н. э.

Девушки, играющиее в кости. Монохромная картина на мраморной плите из Геркуланума. Сохранилась подпись художника - Александр Афинянин. Полагают, что это копия с картины неизвестного живописца V в. до н. э.

Флора. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.

Диана. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.

Лошади. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.

Т.н. "Поэтесса", или "Сафо". Фрагмент фрески из Помпей. 1 в.н.э.

Кентавр. Фреска из Стабий.

Женщина на балконе. Фреска из Стабий. 9 г. до н.э. - 14 г.н.э.

Натюрморт из Помпей, 1 век н.э.

Смоквы.

Фрагмент фрески с изображением морской фауны. 125-150 г.н.э.

И пара фаюмских портретов.

Портрет пожилого мужчины. Конец I в. Энкаустика. Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
У нас нет образцов, чтобы судить о высших достижениях античной живописи. До нас не дошли шедевры прославленных греческих живописцев, чьи имена и названия работ известны благодаря трудам Павсания, Плиния Старшего и др., а также многочисленным стихотворным эпиграммам. Полностью погибла античная станковая живопись, хотя уже в классический период существовали пинакотеки (картинные галереи и хранилища произведений живописи).
Нестенная живопись сохранилась, главным образом, благодаря извержению Везувия 79 года. Однако фрески из Помпей, Геркуланума, Стабий - в значительной степени ремесленные работы весьма среднего качества. Знаменитые фаюмские потреты - и вовсе ширпотреб.
В античной живописи впервые появились светотень, объемность, линейная перспектива, возрожденные художниками Ренессанса. Тогда же возникли различные техники (истинная фреска, темпера, энкаустика), монохромная живопись, гризайль и т.д.
В античной живописи уже представлены все основные жанры: исторический, мифологический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт.
Технология античной фрески требовала беглости в работе и быстроты исполнения (нужно было успеть, пока не засохнет штукатурка). Известно, что многие художники-импрессионисты восхищались живостью помпейских фресок, написанных свободными сочными мазками, без предварительных набросков.

Персей и Андромеда. Фреска из Помпей. Вольная римская копия с оригинала Никия IV в. до н. э.

Девушки, играющиее в кости. Монохромная картина на мраморной плите из Геркуланума. Сохранилась подпись художника - Александр Афинянин. Полагают, что это копия с картины неизвестного живописца V в. до н. э.

Флора. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.

Диана. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.

Лошади. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.

Т.н. "Поэтесса", или "Сафо". Фрагмент фрески из Помпей. 1 в.н.э.

Кентавр. Фреска из Стабий.

Женщина на балконе. Фреска из Стабий. 9 г. до н.э. - 14 г.н.э.

Натюрморт из Помпей, 1 век н.э.

Смоквы.

Фрагмент фрески с изображением морской фауны. 125-150 г.н.э.

И пара фаюмских портретов.

Портрет пожилого мужчины. Конец I в. Энкаустика. Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Испорченная идиллия
На этом идиллическом семейном портрете, найденном в Джемиле, на территории современного Алжира, изображены римский император Септимий Север и его жена Юлия Домна с сыновьями Гетой (слева) и Каракаллой. Пройдет около 10 лет и старший из братьев Каракалла убьет Гету, чтобы стать единоличным правителем. В который раз повторилась история Каина и Авеля. Впрочем, убиенный Гета невинным агнцем отнюдь не был. По приказу Каракаллы изображения его младшего брата подлежали уничтожению. Поэтому его лицо стерто. По стилю и технике портрет близок Фаюмским портретам.
Тондо из Джемилы (Алжир). Около 199 г. н.э. Темпера, дерево. Диаметр 30 см. Берлинский государственный музей (Altes Museum)

На этом идиллическом семейном портрете, найденном в Джемиле, на территории современного Алжира, изображены римский император Септимий Север и его жена Юлия Домна с сыновьями Гетой (слева) и Каракаллой. Пройдет около 10 лет и старший из братьев Каракалла убьет Гету, чтобы стать единоличным правителем. В который раз повторилась история Каина и Авеля. Впрочем, убиенный Гета невинным агнцем отнюдь не был. По приказу Каракаллы изображения его младшего брата подлежали уничтожению. Поэтому его лицо стерто. По стилю и технике портрет близок Фаюмским портретам.
Тондо из Джемилы (Алжир). Около 199 г. н.э. Темпера, дерево. Диаметр 30 см. Берлинский государственный музей (Altes Museum)

Очередная серия фаюмских портретов .















