При написании портретов Илья Ефимович категорически отказался пользоваться фотографиями: только с натуры! Исключение сделал для императора и председателя Совета, и то лишь потому, что писал их раньше, мог воспользоваться готовыми портретами и заготовками к ним. Неукоснительно выполнялось и другое требование: позировать не где-нибудь, а в Ротонде, на обычном месте каждого сановника или там, куда его пересадил автор в соответствии с композицией картины. И никто не вздумал возразить. Их сиятельства и высокопревосходительства в парадных мундирах, со всеми регалиями в назначенный день и час аккуратно приезжали в Мариинский дворец, послушно принимали указанную позу и терпеливо ее сохраняли, сколько требовалось. Не сетовали даже те, кому выпало присутствовать на картине только спиной или затылком. Что поделаешь, такова высочайшая воля... Иногда Репин назначал сеансы не одному, а сразу двоим или троим членам Совета, соседям по Ротонде. Это было важно для точности цветовых соотношений, для выбора более естественных и разнообразных поз.

Парадный портрет Николая II И. Е. Репин писал с натуры в 1895 году. Император изображен в форме полковника первой батареи гвардейской конной артиллерии. Грудь его украшает лента ордена Андрея Первозванного. На фоне этого портрета Николай II представлен на картине 'Торжественное заседание Государственного Совета'. До 1917 года портрет находился в Мариинском дворце, а затем был кем-то вырезан из рамы и исчез. В 1995 году картина поступила в аукционный дом 'Альфа-Арт'. Экспертиза, проведенная сотрудниками Государственной Третьяковской галереи, подтвердила авторство И. Е. Репина. Компания АК 'Алроса' приобрела портрет и подарила его Государственному Эрмитажу.
http://slavynka88.livejournal.com/2011/02/21/