Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

вторник, 13 декабря 2011 г.

У всемирно известного художника Виктора Михайловича Васнецова был младший брат – Аполлинарий. После ранней смерти родителей, Виктор взял его под свою опеку и наставлял к рисованию, видя, что в нём открывается фамильный талант к живописи. Со временем Аполлинарий Михайлович Васнецов проявил себя как яркий и самобытный художник, в творчестве которого одной из центральных тем стала Старая Москва. Старая Москва (А.М. Васнецов, 1896 г.) В ранние годы младшему Васнецову особенно нравилось писать природные пейзажи и этюды, и они остались его страстью на всю жизнь. «Писать, писать с натуры, пока глаза видят, и руки держат кисть, – говорил он позднее. – За этюдами молодеешь!» В 1872 году Аполлинарий Михайлович окончил Вятское духовное училище и по настоянию брата переехал в Петербург, чтобы попытать счастья на вступительных экзаменах в Академию художеств. Его первые годы жизни в Петербурге были полны различных событий. Он познакомился с уже состоявшимися мастерами И.Е. Репиным, М.М. Антокольским, В.М. Максимовым, много занимался науками, готовясь к поступлению, и, конечно, писал картины. Спустя три года А.М. Васнецов ненадолго приехал в Вятку, чтобы сдать необходимые экзамены в реальном училище, дающие право на поступление в Академию художеств. Но в Петербург он уже не вернулся… Аполлинарий Михайлович живо включился в общественную жизнь Вятского края, увлёкся народническими идеями и решил посвятить себя просвещению крестьян. Получив звание народного учителя, он уехал в Орловскую губернию работать с людьми, а вовсе не в Петербург, чтобы поступать в Академию. Будучи молодым идеалистом, он стремился принести пользу простому народу. Лишь со временем Васнецов осознал, что сам народ не принимал народнических идей и не ощущал потребности в подобном просвещении. Как память об этом этапе жизни художника сохранился любопытный рисунок – «Идеальная деревня будущего». В 1878 году Аполлинарий Михайлович переезжает к брату в Москву. С этого времени он все свои силы отдаёт искусству, воспевая русскую природу и воссоздавая картины прошлого страны. Его полотна и их пафос стали намного более понятными для русских людей, нежели туманные рассуждения о «просвещённости». Увлечение народническими идеями оказалось для А.М. Васнецова временным. Он окончательно избрал путь не мечтательного философа, а деятельного художника-патриота. Почти сразу в его творчестве проявляется городская тема. В своих воспоминаниях А.М. Васнецов писал: Очутившись в Москве, после деревенской жизни, я был поражён видом Москвы, конечно, главным образом Кремлём. Жил неподалёку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами. Россия исторически складывалась как страна городов, став деревенской лишь после разрушительного монгольского нашествия, перевернувшего с ног на голову весь уклад русской жизни. Город как таковой в определённом смысле противоположен деревне, и художник чувствовал это подсознательно. По какому пути должна пойти Россия – по сельскому или по городскому? Естественно, не впадая в крайности, к которым относятся как загубленные вымирающие деревни, так и огромные современные мегаполисы, стирающие грань традиций и самобытности. Тяжёлое материальное положение вынуждало А.М. Васнецова готовить заказные иллюстрации для нескольких художественных изданий, меньше времени оставляя для собственного творчества. Кстати Аполлинарий Михайлович направлял в журналы не только свои рисунки, но и рассказы, повествующие о народной жизни, крестьянских обычаях и праздниках. В начале 80-х годов А.М. Васнецов любил проводить летние месяцы на даче у брата в Абрамцеве, продолжая писать этюды. Вскоре он начинает представлять свои картины на мероприятиях Товарищества передвижных художественных выставок. Вместе с тем Васнецов путешествует по России, вдохновляясь новыми впечатлениями на Украине, в Крыму, в Сибири, на Кавказе и на побережье Финского залива. За полотно «Днепр перед бурей» он был принят в Товарищество передвижников. И, пожалуй, вершиной творчества А.М. Васнецова в это время стала картина «Родина» – обобщённый пейзаж русской природы, бескрайние и величественные просторы России. Москва же вызывала у художника восхищение как историческая столица великой страны. И московская тема в творчестве А.М. Васнецова вскоре стала главной, прославившей его имя. Впервые художник обратился к ней в 1891 году, выполняя иллюстрации к лермонтовской «Песне о купце Калашникове». Особый колорит и художественная индивидуальность проявились в последующих картинах Васнецова на исторические темы: «Улица в Китай-городе», «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века», «Москворецкий мост и водяные ворота Китай города. Середина XVII века», «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века» и другие. Одной из лучших акварелей считается его «Площадь Ивана Великого в Кремле» с изображёнными на ней санями, повозками, боярами в меховых шапках. Васнецову везде удавалось удивительно точно передавать образ старой Москвы и облик древних москвичей. В 1912 году художник написал картину «Московский застенок. Конец XVI века» и уже в следующем году полотно было удостоено золотой медали на выставке в Мюнхене. Около кремлёвской стены, в пристройках надо рвом изображены пыточные застенки, из ворот палач вытаскивает трупы, невдалеке толпятся родственники истязаемых. А в это время ранний луч солнца прорывается бликами на золотых куполах башен Кремля. В ходе работы Аполлинарий Михайлович сблизился со многими историками и археологами, среди которых были Д.Н. Анучин, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин и другие. Он стал членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе, а потом и самого археологического общества. Как художник он серьёзно помогал науке своими зарисовками старых зданий, руководил реставрацией икон. Будучи уже действительным членом Академии художеств и именитым художником, А.М. Васнецов принял участие в организации Союза русских художников. Занимался он и педагогической деятельностью, написав книгу Художество (опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи), в которой затронул как теоретические аспекты живописи, так и проанализировал состояние современного ему искусству. В живописи Васнецова историческая составляющая переплеталась с архитектурной, он разработал несколько проектов для светских и церковных построек. С эстетической точки зрения его влекло к образцам древнерусского зодчества. В советское время А.М. Васнецов стал активным деятелем общества «Старая Москва», участвовал в археологических раскопках, спускался в шахты строящегося метрополитена. С 1918 по 1929 он был председателем, а потом почётным председателем Комиссии по изучению старой Москвы, которая сейчас уже почти полностью ушла в прошлое. А.М. Васнецов был убеждён, что История города есть в то же время и история края, целой эпохи. В постепенном его изменении складывается и общий ход событий данного времени. Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории. Умер художник в 1933 году; в его доме в Фурманном переулке впоследствии был открыт мемориальный музей. Художник, историк, общественный деятель – все эти ипостаси переплелись в жизни Аполлинария Михайловича Васнецова. Но главное, у него был дар воскрешать в своих картинах русское прошлое – дар, который сделал имя художника бессмертным. Сам Васнецов пророчески оценивал своё творчество так: «На мне написано – Старая Москва». Всеволод Меркулов, кандидат исторических наук

У всемирно известного художника Виктора Михайловича Васнецова был младший брат – Аполлинарий. После ранней смерти родителей, Виктор взял его под свою опеку и наставлял к рисованию, видя, что в нём открывается фамильный талант к живописи. Со временем Аполлинарий Михайлович Васнецов проявил себя как яркий и самобытный художник, в творчестве которого одной из центральных тем стала Старая Москва.
 
Старая Москва (А.М. Васнецов, 1896 г.)
 


В ранние годы младшему Васнецову особенно нравилось писать природные пейзажи и этюды, и они остались его страстью на всю жизнь. «Писать, писать с натуры, пока глаза видят, и руки держат кисть, – говорил он позднее. – За этюдами молодеешь!»
 

В 1872 году Аполлинарий Михайлович окончил Вятское духовное училище и по настоянию брата переехал в Петербург, чтобы попытать счастья на вступительных экзаменах в Академию художеств. Его первые годы жизни в Петербурге были полны различных событий. Он познакомился с уже состоявшимися мастерами И.Е. Репиным, М.М. Антокольским, В.М. Максимовым, много занимался науками, готовясь к поступлению, и, конечно, писал картины.

Спустя три года А.М. Васнецов ненадолго приехал в Вятку, чтобы сдать необходимые экзамены в реальном училище, дающие право на поступление в Академию художеств. Но в Петербург он уже не вернулся… Аполлинарий Михайлович живо включился в общественную жизнь Вятского края, увлёкся народническими идеями и решил посвятить себя просвещению крестьян. Получив звание народного учителя, он уехал в Орловскую губернию работать с людьми, а вовсе не в Петербург, чтобы поступать в Академию.

Будучи молодым идеалистом, он стремился принести пользу простому народу. Лишь со временем Васнецов осознал, что сам народ не принимал народнических идей и не ощущал потребности в подобном просвещении. Как память об этом этапе жизни художника сохранился любопытный рисунок – «Идеальная деревня будущего».

В 1878 году Аполлинарий Михайлович переезжает к брату в Москву. С этого времени он все свои силы отдаёт искусству, воспевая русскую природу и воссоздавая картины прошлого страны. Его полотна и их пафос стали намного более понятными для русских людей, нежели туманные рассуждения о «просвещённости». Увлечение народническими идеями оказалось для А.М. Васнецова временным. Он окончательно избрал путь не мечтательного философа, а деятельного художника-патриота.

Почти сразу в его творчестве проявляется городская тема. В своих воспоминаниях А.М. Васнецов писал:
 

Очутившись в Москве, после деревенской жизни, я был поражён видом Москвы, конечно, главным образом Кремлём. Жил неподалёку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами.

Россия исторически складывалась как страна городов, став деревенской лишь после разрушительного монгольского нашествия, перевернувшего с ног на голову весь уклад русской жизни. Город как таковой в определённом смысле противоположен деревне, и художник чувствовал это подсознательно. По какому пути должна пойти Россия – по сельскому или по городскому? Естественно, не впадая в крайности, к которым относятся как загубленные вымирающие деревни, так и огромные современные мегаполисы, стирающие грань традиций и самобытности.

Тяжёлое материальное положение вынуждало А.М. Васнецова готовить заказные иллюстрации для нескольких художественных изданий, меньше времени оставляя для собственного творчества. Кстати Аполлинарий Михайлович направлял в журналы не только свои рисунки, но и рассказы, повествующие о народной жизни, крестьянских обычаях и праздниках.

В начале 80-х годов А.М. Васнецов любил проводить летние месяцы на даче у брата в Абрамцеве, продолжая писать этюды. Вскоре он начинает представлять свои картины на мероприятиях Товарищества передвижных художественных выставок. Вместе с тем Васнецов путешествует по России, вдохновляясь новыми впечатлениями на Украине, в Крыму, в Сибири, на Кавказе и на побережье Финского залива. За полотно «Днепр перед бурей» он был принят в Товарищество передвижников. И, пожалуй, вершиной творчества А.М. Васнецова в это время стала картина «Родина» – обобщённый пейзаж русской природы, бескрайние и величественные просторы России.
 


Москва же вызывала у художника восхищение как историческая столица великой страны. И московская тема в творчестве А.М. Васнецова вскоре стала главной, прославившей его имя. Впервые художник обратился к ней в 1891 году, выполняя иллюстрации к лермонтовской «Песне о купце Калашникове».

Особый колорит и художественная индивидуальность проявились в последующих картинах Васнецова на исторические темы: «Улица в Китай-городе», «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века», «Москворецкий мост и водяные ворота Китай города. Середина XVII века», «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века» и другие. Одной из лучших акварелей считается его «Площадь Ивана Великого в Кремле» с изображёнными на ней санями, повозками, боярами в меховых шапках. Васнецову везде удавалось удивительно точно передавать образ старой Москвы и облик древних москвичей.

В 1912 году художник написал картину «Московский застенок. Конец XVI века» и уже в следующем году полотно было удостоено золотой медали на выставке в Мюнхене. Около кремлёвской стены, в пристройках надо рвом изображены пыточные застенки, из ворот палач вытаскивает трупы, невдалеке толпятся родственники истязаемых. А в это время ранний луч солнца прорывается бликами на золотых куполах башен Кремля.

В ходе работы Аполлинарий Михайлович сблизился со многими историками и археологами, среди которых были Д.Н. Анучин, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин и другие. Он стал членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе, а потом и самого археологического общества. Как художник он серьёзно помогал науке своими зарисовками старых зданий, руководил реставрацией икон.

Будучи уже действительным членом Академии художеств и именитым художником, А.М. Васнецов принял участие в организации Союза русских художников. Занимался он и педагогической деятельностью, написав книгу Художество (опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи), в которой затронул как теоретические аспекты живописи, так и проанализировал состояние современного ему искусству.

В живописи Васнецова историческая составляющая переплеталась с архитектурной, он разработал несколько проектов для светских и церковных построек. С эстетической точки зрения его влекло к образцам древнерусского зодчества.

В советское время А.М. Васнецов стал активным деятелем общества «Старая Москва», участвовал в археологических раскопках, спускался в шахты строящегося метрополитена. С 1918 по 1929 он был председателем, а потом почётным председателем Комиссии по изучению старой Москвы, которая сейчас уже почти полностью ушла в прошлое. А.М. Васнецов был убеждён, что
 

История города есть в то же время и история края, целой эпохи. В постепенном его изменении складывается и общий ход событий данного времени. Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории.

Умер художник в 1933 году; в его доме в Фурманном переулке впоследствии был открыт мемориальный музей. Художник, историк, общественный деятель – все эти ипостаси переплелись в жизни Аполлинария Михайловича Васнецова. Но главное, у него был дар воскрешать в своих картинах русское прошлое – дар, который сделал имя художника бессмертным. Сам Васнецов пророчески оценивал своё творчество так: «На мне написано – Старая Москва».

Всеволод Меркулов,
кандидат исторических наук