Альвис
Альвы, в скандинавской мифологии низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых), имевшие отношение к плодородию. Им был посвящен особый культ. В «Старшей Эдде» альвы противопоставляются высшим богам — асам (часто повторяется формула «асы и альвы»), иногда смешиваются с одной стороны с цвергами, а с другой — с ванами. Возможно, в соответствии с этим Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде» говорит о делении альвов на темных (живущих в земле) и светлых (белых). Немецкий исследователь З. Гутенбруннер связывает именно с альвами перечень цвергов в «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда»). В героической «Песни о Вёлунде» («Старшая Эдда») чудесный кузнец Вёлунд называется князем альвов.
Андвари («осторожность»), в скандинавской мифологии карлик, обладатель рокового золота, которое у него отбирают боги-асы для уплаты виры Хрейдмару
(за убитого сына). Локи ловит Андвари, плавающего в виде щуки в воде, и
отнимает его хранившийся в скале золотой клад. Изложение сюжета и
дальнейшее развитие темы «проклятого золота» см. в статьях Локи, Нибелунги, Сигурд.
Асгард и Мидгард (где живут люди) никогда не противопоставляются, а в повествовании выступают альтернативно.
Асы противопоставляются ванам, небольшой группе богов плодородия (особенно в мифе о войне между асами и ванами), великанам (ётунам), карликам (цвергам) и низшим женским божествам — дисам, норнам, валькириям; в «Старшей Эдде» часто встречается формула «асы и альвы», возможно, как противопоставление асов — высших богов более низкой категории — духам (альвам).
Асы живут в небесном селении Асгарде. В «Младшей Эдде» перечисляется 12 асов: Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Али (или Вали), Улль, Форсети, Локи. Помимо них называются Бальдр и Фрейр, в качестве сыновей Одина и Ньёрда, но сыновья Тора Магни и Моди не упомянуты, пропущен Хёнир,
который в «Старшей Эдде» неизменно присутствует в странствующей троице
асов (Один – Локи – Хёнир). Присутствие в этом перечне Ньёрда и Фрейра,
которые являются по происхождению ванами, и отсутствие Хёнира
объясняется, возможно, тем, что, согласно мифу о войне между асами и
ванами, Ньёрд и Фрейр были взяты после заключения мира заложниками к
асам, а Хёнир перешел к ванам в качестве заложника от асов. «Младшая
Эдда» перечисляет также 14 богинь («асинь»): Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Сьёвн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, а затем упоминает также Соль и Биль, отдельно от богинь перечисляет валькирий и в заключение упоминает о причислении к богиням также Ёрд
и Ринд. Из этого списка в мифах практически фигурируют главным образом
Фригг и Фрейя (которая происходит из ванов), очень редко Гевьон и Фулла.
Но, кроме того, в числе жен асов весьма часто упоминаются Сив — жена Тора и Идунн — жена Браги, а также Скади
(дочь великана) — жена Ньёрда, вошедшая в общину асов после смерти
своего отца. Ёрд фигурирует только в обозначении Тора «сыном Ёрд», а
Ринд — только как мать Вали. На известных основаниях в числе богинь
могли бы быть упомянуты также Герд — жена Фрейра, Нанна — жена Бальдра и
Сигюн — жена Локи («Младшая Эдда» в числе гостей на пиру у великана Эгира
называет в одном месте богинь Фригг, Фрейю, Гевьон, Скади, Идунн, Сив, а
в другом — Фригг, Фрейю, Гевьон, Идунн, Герд, Сигюн, Фуллу, Нанну).
После войны асов и ванов (см. о ней в ст. Ваны) асы ассимилируют ванов.
Включение слова «ас» в собственные имена у различных германских племен и упоминание Иорданом культа асов у готов свидетельствует об общегерманском распространении представления об асах до принятия германцами христианства.
В ряде средневековых источников (в «Прологе» к «Младшей Эдде», в «Саге об Инглингах») рассказывается о происхождении асов из Азии. Некоторые ученые (в частности, шведский археолог Б. Салин) пытались доказать, что рассказ этот имеет историческую основу. Однако асы оказались связанными с Азией, вероятно, лишь по созвучию. Этимология слова «ас» восходит, по-видимому, к мифологическим представлениям о каких-то духах или душах в теле (особенно в момент беспамятства и смерти) и о душах умерших. Указанная этимология более всего подходит к характеристике Одина, который действительно рассматривается как главный ас. Об асах как основной группе скандинавских богов см. также в ст. Германо-скандинавская мифология.
Атли не связан с германским мифом, но в эддических «Песни об Атли» и «Речах Атли» расправа, которую гуннский король учиняет над Гуннаром и Хёгни, по-видимому, первоначально представляла собой ритуальное жертвоприношение: у Хёгни вырезают сердце, Гуннара бросают в яму со змеями, причем сам Атли торжественно сопровождает Гуннара к месту его казни; в момент, когда Атли отправляется в этот путь, Гудрун призывает на него проклятье, ибо он нарушил клятвы, данные в свое время Гуннару, в т. ч. клятву на «кольце Улля». В песнях древние ритуалы, сопряженные с мифом, уже переосмыслены и не осознаются как таковые.
http://norse.ulver.com/dict/
(Alvíss)
Альвис («всезнайка», «всемудрый»), в скандинавской мифологии мудрый цверг (карлик), сватающийся к Труд, дочери Тора; Тор, делая вид, что испытывает его мудрость, заставляет Альвиса дожидаться гибельного для цвергов рассвета, превращающего их в камень («Старшая Эдда», «Речи Альвиса»).Альвы
(álfar, ед. ч. álfr)
Альвы, в скандинавской мифологии низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых), имевшие отношение к плодородию. Им был посвящен особый культ. В «Старшей Эдде» альвы противопоставляются высшим богам — асам (часто повторяется формула «асы и альвы»), иногда смешиваются с одной стороны с цвергами, а с другой — с ванами. Возможно, в соответствии с этим Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде» говорит о делении альвов на темных (живущих в земле) и светлых (белых). Немецкий исследователь З. Гутенбруннер связывает именно с альвами перечень цвергов в «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда»). В героической «Песни о Вёлунде» («Старшая Эдда») чудесный кузнец Вёлунд называется князем альвов.
Ангрбода
(Angrboða)
Ангрбода («сулящая горе»), в скандинавской мифологии великанша, родившая от Локи в лесу Ярнвид трех хтонических чудовищ: волка Фенрира, змея Ёрмунганда и хозяйку царства мертвых — Хель.Андвари
(Andvari)
Андвари («осторожность»), в скандинавской мифологии карлик, обладатель рокового золота, которое у него отбирают боги-асы для уплаты виры Хрейдмару
(за убитого сына). Локи ловит Андвари, плавающего в виде щуки в воде, и
отнимает его хранившийся в скале золотой клад. Изложение сюжета и
дальнейшее развитие темы «проклятого золота» см. в статьях Локи, Нибелунги, Сигурд.Асгард
(Ásgarðr)
Асгард («ограда асов»), в скандинавской мифологии небесное селение, крепость богов-асов (в «Саге об Инглингах» Асгард в качестве столицы асов помещается на земле — восточнее Дона). В «Младшей Эдде» рассказывается о строительстве Асгарда неким великаном, которому помогает конь по имени Свадильфари. Асы должны отдать за это строителю Асгарда солнце, луну и богиню Фрейю, но благодаря хитроумному Локи, который, превратившись в кобылу, отвлекал коня от работы, строитель не успел закончить ее в срок и лишился не только платы, но и головы. Асгард расположен на поле Идавёлль. В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») дается перечень жилищ богов в Асгарде (Валаскьяльв — у Одина, там же Вальхалла, где живут эйнхерии; Брейдаблик — у Бальдра, Химинбьёрг — у Хеймдалля, Трудхейм — у Тора и т. д.).Асгард и Мидгард (где живут люди) никогда не противопоставляются, а в повествовании выступают альтернативно.
Аск и Эмбла
(Askr ok Embla)
Аск и Эмбла («ясень» и «ива»), в скандинавской мифологии первые люди, которых еще в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишенных судьбы», нашли на берегу моря боги (в «Старшей Эдде» — в песни «Прорицание вёльвы» — это три аса — Один, Лодур, Хёнир, а в «Младшей Эдде» — «сыны Бора», т. е. Один, Вили и Ве). Боги их оживили (доделали как людей). Представления о первых людях как незавершенных существах, которых богам приходится «доделывать», широко распространены в мифологии многих народов (см. Антропогонические мифы).Асы
(æsir, ед. ч. áss)
Асы, в скандинавской мифологии основная группа богов, возглавляемая Одином (отцом большинства асов), иногда — обозначение богов вообще.Асы противопоставляются ванам, небольшой группе богов плодородия (особенно в мифе о войне между асами и ванами), великанам (ётунам), карликам (цвергам) и низшим женским божествам — дисам, норнам, валькириям; в «Старшей Эдде» часто встречается формула «асы и альвы», возможно, как противопоставление асов — высших богов более низкой категории — духам (альвам).
Асы живут в небесном селении Асгарде. В «Младшей Эдде» перечисляется 12 асов: Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Али (или Вали), Улль, Форсети, Локи. Помимо них называются Бальдр и Фрейр, в качестве сыновей Одина и Ньёрда, но сыновья Тора Магни и Моди не упомянуты, пропущен Хёнир,
который в «Старшей Эдде» неизменно присутствует в странствующей троице
асов (Один – Локи – Хёнир). Присутствие в этом перечне Ньёрда и Фрейра,
которые являются по происхождению ванами, и отсутствие Хёнира
объясняется, возможно, тем, что, согласно мифу о войне между асами и
ванами, Ньёрд и Фрейр были взяты после заключения мира заложниками к
асам, а Хёнир перешел к ванам в качестве заложника от асов. «Младшая
Эдда» перечисляет также 14 богинь («асинь»): Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Сьёвн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, а затем упоминает также Соль и Биль, отдельно от богинь перечисляет валькирий и в заключение упоминает о причислении к богиням также Ёрд
и Ринд. Из этого списка в мифах практически фигурируют главным образом
Фригг и Фрейя (которая происходит из ванов), очень редко Гевьон и Фулла.
Но, кроме того, в числе жен асов весьма часто упоминаются Сив — жена Тора и Идунн — жена Браги, а также Скади
(дочь великана) — жена Ньёрда, вошедшая в общину асов после смерти
своего отца. Ёрд фигурирует только в обозначении Тора «сыном Ёрд», а
Ринд — только как мать Вали. На известных основаниях в числе богинь
могли бы быть упомянуты также Герд — жена Фрейра, Нанна — жена Бальдра и
Сигюн — жена Локи («Младшая Эдда» в числе гостей на пиру у великана Эгира
называет в одном месте богинь Фригг, Фрейю, Гевьон, Скади, Идунн, Сив, а
в другом — Фригг, Фрейю, Гевьон, Идунн, Герд, Сигюн, Фуллу, Нанну).
После войны асов и ванов (см. о ней в ст. Ваны) асы ассимилируют ванов.Включение слова «ас» в собственные имена у различных германских племен и упоминание Иорданом культа асов у готов свидетельствует об общегерманском распространении представления об асах до принятия германцами христианства.
В ряде средневековых источников (в «Прологе» к «Младшей Эдде», в «Саге об Инглингах») рассказывается о происхождении асов из Азии. Некоторые ученые (в частности, шведский археолог Б. Салин) пытались доказать, что рассказ этот имеет историческую основу. Однако асы оказались связанными с Азией, вероятно, лишь по созвучию. Этимология слова «ас» восходит, по-видимому, к мифологическим представлениям о каких-то духах или душах в теле (особенно в момент беспамятства и смерти) и о душах умерших. Указанная этимология более всего подходит к характеристике Одина, который действительно рассматривается как главный ас. Об асах как основной группе скандинавских богов см. также в ст. Германо-скандинавская мифология.
Атли
(Atli)
Атли, Этцель (нем. Etzel), герой германо-скандинавского героического эпоса; исторический Аттила, гуннский король (434–453). Эпос концентрирует внимание на двух моментах: на разгроме гуннами во главе с Атли бургундского королевства на Рейне (437) и на смерти Атли, но эти действительные события до неузнаваемости переработаны эпическим сознанием. Образ Атли получил различную трактовку в северной (скандинавской) и континентальной (южногерманской) традициях. В исландских эддических песнях, в «Саге о Вёльсунгах», в норвежской «Саге о Тидреке» Атли — злой и жадный властитель, коварно заманивший в ловушку бургундского короля Гуннара (из рода Гьюкунгов) и его брата Хёгни, стремясь завладеть их золотым кладом (см. в ст. Нибелунги), и подвергший их мучительной казни; их сестра Гудрун (жена Атли) страшно мстит ему, и Атли погибает от ее руки (сюжет мести Аттиле со стороны его жены — сестры бургундских королей — вырос из исторических преданий о его смерти на ложе германской пленницы Ильдиго). По «Саге о Тидреке», Атли погибает иначе: смертельно раненный Хёгни успевает еще зачать сына, который вырастает при дворе Атли и заманивает его в горную пещеру, где спрятан клад; запертый там гуннский король умирает голодной смертью близ столь желанного им золота. По некоторым версиям, Атли губит бургундов, мстя за свою сестру Брюнхильд (явно поздний мотив, связанный с циклизацией поначалу различных эпических преданий). В некоторых легендах Атли приданы дьявольские черты (утверждали, что он был зачат от собаки, и т. п.). В континентальных вариантах германского эпоса (в германской героической песни «Вальтарий», переведенной на латинский язык, и в особенности в «Песни о нибелунгах») Этцель (Атли) предстает в виде могущественного и великодушного монарха, возглавляющего огромную державу, где нашли прибежище многие герои, но вместе с тем человека слабого и нерешительного, который пассивно наблюдает за развертывающейся в его палатах катастрофой — гибелью бургундов и собственных дружинников, а также его сына и Кримхильды (Гудрун), его жены, мстящей братьям за убийство ее первого мужа Зигфрида (Сигурда).Атли не связан с германским мифом, но в эддических «Песни об Атли» и «Речах Атли» расправа, которую гуннский король учиняет над Гуннаром и Хёгни, по-видимому, первоначально представляла собой ритуальное жертвоприношение: у Хёгни вырезают сердце, Гуннара бросают в яму со змеями, причем сам Атли торжественно сопровождает Гуннара к месту его казни; в момент, когда Атли отправляется в этот путь, Гудрун призывает на него проклятье, ибо он нарушил клятвы, данные в свое время Гуннару, в т. ч. клятву на «кольце Улля». В песнях древние ритуалы, сопряженные с мифом, уже переосмыслены и не осознаются как таковые.
Аудумла
(Auðhumla)
Аудумла, в скандинавской мифологии корова, которая произошла из инея, наполнявшего мировую бездну, и выкормила своим молоком первое антропоморфное существо — великана Имира. Сама она питалась тем, что лизала соленые камни, покрытые инеем. Из этих камней, облизанных Аудумлой, возник предок богов Бури.http://norse.ulver.com/dict/