Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

понедельник, 5 марта 2012 г.

Красители в Древней Греции. Часть 5 1. Красильное дело. Палитра красок по изображениям

Палитра красок: изображения.

Я начинал с разбора источников красителей и сведений об их истории с определенным умыслом. Теперь, составив представления о палитре красок для одежды, временах и месте введения тех или иных красителей, технике их извлечения и крашения, мы можем сориентироваться во многом: понять, у кого греки научились  пользоваться красителями,  когда примерно освоили техники крашения,  каков был собственный вклад греков в технологию, какие центры красильного ремесла существовали.
К сожалению, у меня нет в руках замечательной книги Брунелло по истории красильного дела[1], в которой автор собрал множество данных по  теме, в том числе и о Древней Греции, но  есть в том свой плюс:  логический каркас темы можно выстроить, и самостоятельно, опираясь на факты и даты, которые накапливаются с каждым днем, потому что тема все развивается.
С чего мы начали – с растений и примеров цветов, которые можно с их помощью получить. Теперь, представляя  палитру античных  красок, просмотрим основную палитру, которую дают минойские и древнегреческие изображения. Есть большая радость в понимании, чем могли быть окрашены те или   цветные одежды. Они к тому же начинают видеться доказательствами распространения окрашенных тканей – и техник крашения. Датировка изображений говорит нам – не позже соответствующей даты тем или иным красителем уже пользовались.
Пройдемся по небольшой коллекции примеров.

 

 





Если смотреть на вазы, фрески,  мозаику, как на документы, которые запечатлели античные  одежды и их цвета, то они  дадут представление о древнегреческой гамме – красные, желтые, голубые цвета, как основные.  Начало ей  будет положено не позже 1500 г. до н.э. уже минойской цивилизацией.
Женщины из Кносса красуются: украшения, белые платья и нарядные желто-голубые накидки явно придают  им уверенности в себе. 1550-1600 гг. до н.э.

Еще один сохранивший фрагмент фрески из Кносса – блузка тут красного или скорей темно-красного цвета.

Anchor

Эта замечательная минойская фреска процессии с кувшинами дает пример использования сразу 5 красок – тут, как минимум, список составят такие краски: желтая, зеленовато-голубая, синяя, оранжевая, красная. Скептик мог бы сказать, что пигменты картины да, именно таковы. А как выглядели одежды, мы можем сомневаться. Но искусство минойцев вполне реалистично,  стремится отображать жизнь и достижения цивилизации, в данном случае – цветной одежды.
 

Собственно, окрашивание одежды сразу сказывается на ее восприятии и дальнейших возможностях. Эта эротичная минойская дама с острова Фира (Тера, Санторини) великолепно одета – полосатые или многослойные одежды с темно-зелеными элементами обязаны эффектом композиции их окраске. Усиливается и эротический эффект внешности.

Теперь перейдем к греческим изображениям. Опять же, попробуем набрать красок для полноценной палитры.

На сцене жертвоприношения женщины и дети одеты празднично: в красное и голубое. Расписанная деревянная панель из Коринфа Около 540-530 BC.National Archaeological Museum of Athens, No. 16,464." 

В желтый цвет, судя по реконструкции последнего времени, была окрашен пеплум следующей статуэтка Коры (условное имя для типа женских статуэток архаического периода).


Кора, реконструкци цвета одежд экспоната  Istanbul Archaeological Museum -   (530/520 b.C., from Athens).   Кора, как и многие греческие богини (предполагают, что тут изображена Афина), носит желтое. Потом он уступит свой статус пурпуру. Красные цвета и изображения на них другого цвета могут быть свидетельством повления набивных тканей.


На погребальной стеле, воздвигнутой ок. 510 B.Cизображен воин Аристион,  доспехи которого, возможно, кожаные, крашены желтым, а шлем  синий.   

 



Фрагмент какой-то цветной панели, который часто  цитируется, но без указания источника – коричнево-желтый, темно-коричневый, почти черный и красный.

 Аполлон с лирой и ворон: пурпур в качестве статусного цвета. Около 480 г. до нэ.  Archaeological Museum of Delphi, Inv. 8140, room XII.

Афродита на лебеде. Ок. 460 г. до н.э.  Снова пурпур - статусный цвет.  From tomb F43 in Kameiros (Rhodes).
Фреска 4 в до н.э., гробница – желтый.

Дамы в сиреневом – фрагмент росписи из коллекции Гетти, 4 в. до н.э.

 

Если смотреть на вазы, фрески,  мозаику, как на документы, которые запечатлели античные  одежды и их цвета, то они  дадут представление о древнегреческой гамме (как,  к пример, на этих мозаиках  из основанной Македонским Зеугмы )– красные, желтые, голубые цвета  очень прочно освоены.



[1] Brunello F, The art of dyeing in the history of mankind, Vicenza:N. Pozza, 1973
http://aldanov.livejournal.com/529052.html#cutid1