Палитра красок: изображения.
Я начинал с разбора источников красителей и сведений об их истории с определенным умыслом. Теперь, составив представления о палитре красок для одежды, временах и месте введения тех или иных красителей, технике их извлечения и крашения, мы можем сориентироваться во многом: понять, у кого греки научились пользоваться красителями, когда примерно освоили техники крашения, каков был собственный вклад греков в технологию, какие центры красильного ремесла существовали.
К сожалению, у меня нет в руках замечательной книги Брунелло по истории красильного дела[1], в которой автор собрал множество данных по теме, в том числе и о Древней Греции, но есть в том свой плюс: логический каркас темы можно выстроить, и самостоятельно, опираясь на факты и даты, которые накапливаются с каждым днем, потому что тема все развивается.
С чего мы начали – с растений и примеров цветов, которые можно с их помощью получить. Теперь, представляя палитру античных красок, просмотрим основную палитру, которую дают минойские и древнегреческие изображения. Есть большая радость в понимании, чем могли быть окрашены те или цветные одежды. Они к тому же начинают видеться доказательствами распространения окрашенных тканей – и техник крашения. Датировка изображений говорит нам – не позже соответствующей даты тем или иным красителем уже пользовались.
Пройдемся по небольшой коллекции примеров.
Если смотреть на вазы, фрески, мозаику, как на документы, которые запечатлели античные одежды и их цвета, то они дадут представление о древнегреческой гамме – красные, желтые, голубые цвета, как основные. Начало ей будет положено не позже 1500 г. до н.э. уже минойской цивилизацией.
Женщины из Кносса красуются: украшения, белые платья и нарядные желто-голубые накидки явно придают им уверенности в себе. 1550-1600 гг. до н.э.
Еще один сохранивший фрагмент фрески из Кносса – блузка тут красного или скорей темно-красного цвета.

Эта замечательная минойская фреска процессии с кувшинами дает пример использования сразу 5 красок – тут, как минимум, список составят такие краски: желтая, зеленовато-голубая, синяя, оранжевая, красная. Скептик мог бы сказать, что пигменты картины да, именно таковы. А как выглядели одежды, мы можем сомневаться. Но искусство минойцев вполне реалистично, стремится отображать жизнь и достижения цивилизации, в данном случае – цветной одежды.
Собственно, окрашивание одежды сразу сказывается на ее восприятии и дальнейших возможностях. Эта эротичная минойская дама с острова Фира (Тера, Санторини) великолепно одета – полосатые или многослойные одежды с темно-зелеными элементами обязаны эффектом композиции их окраске. Усиливается и эротический эффект внешности.
Теперь перейдем к греческим изображениям. Опять же, попробуем набрать красок для полноценной палитры.
На сцене жертвоприношения женщины и дети одеты празднично: в красное и голубое. Расписанная деревянная панель из Коринфа Около 540-530 BC.National Archaeological Museum of Athens, No. 16,464."
В желтый цвет, судя по реконструкции последнего времени, была окрашен пеплум следующей статуэтка Коры (условное имя для типа женских статуэток архаического периода).
Кора, реконструкци цвета одежд экспоната Istanbul Archaeological Museum - (530/520 b.C., from Athens). Кора, как и многие греческие богини (предполагают, что тут изображена Афина), носит желтое. Потом он уступит свой статус пурпуру. Красные цвета и изображения на них другого цвета могут быть свидетельством повления набивных тканей.
На погребальной стеле, воздвигнутой ок. 510 B.C. изображен воин Аристион, доспехи которого, возможно, кожаные, крашены желтым, а шлем синий.
Фрагмент какой-то цветной панели, который часто цитируется, но без указания источника – коричнево-желтый, темно-коричневый, почти черный и красный.
Аполлон с лирой и ворон: пурпур в качестве статусного цвета. Около 480 г. до нэ. Archaeological Museum of Delphi, Inv. 8140, room XII.
Фреска 4 в до н.э., гробница – желтый.
Дамы в сиреневом – фрагмент росписи из коллекции Гетти, 4 в. до н.э.
Если смотреть на вазы, фрески, мозаику, как на документы, которые запечатлели античные одежды и их цвета, то они дадут представление о древнегреческой гамме (как, к пример, на этих мозаиках из основанной Македонским Зеугмы )– красные, желтые, голубые цвета очень прочно освоены.
[1] Brunello F, The art of dyeing in the history of mankind, Vicenza :N. Pozza, 1973
http://aldanov.livejournal.com/529052.html#cutid1
http://aldanov.livejournal.com/529052.html#cutid1