Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

суббота, 3 марта 2012 г.

Судьба хачей — жить везде, кроме дома

…Что чувствует маленькая 9-летняя девочка, когда родители забирают ее с собой в чужую страну? Через какие испытания проходят дети эмигрантов? А они сами?
15 лет назад, когда моя семья выехала из Еревана в Одессу, никто и предположить не мог, что все так затянется, что мы больше не вернемся на Родину.
И хорошо помню, как стало грустно, когда родители сказали, что мы уезжаем. Помню еще, что родственники, наши дорогие соседи и одноклассники, которые почему-то завидовали, что мы уезжаем, задавали нам один и тот же вопрос: “А вы хотите уезжать?” “Не знаю”, — говорили мы. Что мы могли ответить? Решение принимали родители, а нам было слишком мало лет для выражения протестов. Да и, наверное, так было суждено. …Когда я спросила у родителей, что чувствовали они, когда уезжали, прозвучал ответ: “В наших планах не было слова “навсегда”. Планы изменились позднее. Обстоятельства сложились иначе, изменилась жизнь, изменились мы… Неизменным осталось одно: спустя 15 лет я все еще Армянка, и горжусь этим! И плевать, что в Москве мы были “хачиками”, мне даже начало нравиться это слово, оно стало почти родным. Как в песне Sting-a Englishman In New York: “Be yourself no matter what they say” (Будь собой, неважно, что говорят)… Так и старались жить.
…Однажды на перемене в московской школе слышу, как два восьмиклассника дружно обсуждают “хачиков”, которые “понаехали”. Говоря с ненавистью об одном армянине, который Бог знает, чем не угодил ему, Вова (так звали одного из парней) посмотрел мне прямо в глаза и произнес фразу, которая ранила меня до глубины души, затронув национальную гордость и одновременно вызвав ярость. Кивнув в мою сторону, он сказал своему другу: “Вон еще одна, из того же сорта, они все такие, эти хачи, понаехали в нашу Москву и чувствуют себя как дома. Второсортные кавказцы… Правильно делают наши скины…” Дальше я уже не помню, помню, что мне хотелось плакать. Я ненавидела беспомощность, в которой оказалась… И это был не единственный случай.
В ОДЕССЕ МОДНО БЫТЬ… АРМЯНИНОМ
Следующий этап жизни — Одесса. Город, который принимает тебя с распростертыми объятиями и не просит ничего взамен. Он любит и принимает тебя именно такой, какая ты есть. Одессе не важна твоя национальность, цвет кожи, разрез глаз, религиозные и политические убеждения, твой акцент… Вначале мы не принимали этот город, несмотря на всю его доброту. Мне казалось, если я приму Одессу, как родную, то стану меньше любить свой Ереван. А это невозможно! Я смотрела на армян, которые считали Одессу родным городом (во многом потому, что родились здесь), и думала о них, как о предателях Родины. Со временем я научилась не судить. Ведь они и Еревана-то не видели — разве что на картинках и в фильмах. И знают о нем лишь по рассказам взрослых. Да и не столь важно, где они родились, важнее, чтобы они чувствовали и вели себя, как полагается настоящему армянину или армянке.
Смешно прозвучит, но в этом городе модно быть иностранцем. Особенно армянином! Например, на экономико-правовом факультете Одесского национального университета им. Мечникова учится много армян, в основном парни. И мне очень нравится смотреть со стороны, как многие русские и украинцы стараются походить на наших, копируя практически все: походку (у армян, согласитесь, она особенная), стиль одежды (чаще строгий черный костюм, идеально начищенные туфли) и, что самое смешное, — акцент. Кто видел (точнее — слышал), чтобы русский или украинец в собственной стране говорил на родном языке с армянским акцентом?! Это результат долгого общения с армянами. У моего брата есть друг, наполовину поляк, который при входе на вечеринку, организованную одесскими армянами, сказал охраннику, что в душе он армянин, хотя по паспорту поляк. У каждого одессита в списке друзей обязательно должен быть хоть один армянин.
…Украинские парни относятся с большим уважением к армянке. Они уже отлично знают, что если в кругу есть армянка, значит, нужно вести себя более сдержанно, не выражаться нецензурными словами. И что если, не дай Бог, ее обидеть, могут возникнуть серьезные проблемы. Ведь за ее спиной горой стоят братья. Поэтому когда кто-то навязчиво хочет познакомиться, я обычно говорю: “А вы не хотите познакомиться с моими армянскими братьями?” Эта фраза действует безотказно…
Здесь нет “черных”, “белых”, “желтых”, нет нацистских и фашистских лозунгов на стенах зданий, в общественных местах все равны. Никто не смотрит на тебя криво потому, что ты не местная, здесь даже нет понятия “лицо кавказской национальности”. У нас нет чувства страха, нет ощущения второстепенности… Что может быть лучше? Просто нужно пожить хотя бы пару лет в этом городе, чтобы понять, что он неповторим. Одесситы даже в шутку говорят, что не относят себя ни к Украине, ни к какой-либо другой стране. Одесса — это отдельное государство. И я с этим полностью согласна.


Армянские рестораны в разных районах города — от самых простых до шикарных. Знаменитый, любимый не только армянами, но и одесситами ресторан “Печескаго”. А еще “У Самвэла”, “У Карена”, “Дудук”, “Арарат” на Гагаринском плату… Коньячный магазин АрАрАт в центре города…
На соборной площади, неподалеку от Дерибасовской улицы, есть большая беседка, почти такая же, как практически в каждом армянском дворике у нас, в Армении. Беседка для дедушек, проводящих время за игрой в шашки, шахматы и, конечно же, в нарды. Как же без нард? Тем более если среди дедушек немало армян. Забавно наблюдать, как они углубляются в игру, какую душу вкладывают в победу. И это еще одно сходство с Арменией: простая беседка, напоминающая Нор-Арешский дворик наших бабушек и дедушек…
А как мы с сестрой радуемся, когда внезапно видим наш флаг в чьей-то машине. “мііЫЫ ЭіЫЗ СіЫПіПіЭ №сбЯіі »Э Щ»щ»ЭіЫЗ Щ»з”. Или вдруг обнаруживаем армянскую фамилию в каком-то списке.
Сейчас это уже не редкость, за последние 5-6 лет нас в Одессе стало ну очень много и “следы армянства” можно заметить практически на каждом пятом шагу… Вот кто-то украсил свой балкон изображением горы Арарат. Арарат можно увидеть и на улице Ланжероновской, рядом с батискафом…Он “вырос” летом 2011 года, и я любуюсь его изображением каждый раз, проходя по этой улице.
ТАКАЯ СУДЬБА: ЖИТЬ ВЕЗДЕ, КРОМЕ ДОМА
Лет пять назад я общалась с американским армянином, отслужившим в Ираке 1,5 года. Несмотря на то что он жил не на Родине, служил не для своей страны, он оставался верным патриотом Армении. “При слове Родина во мне все просыпается. Я — Армянин!” — гордо говорил американец. Тогда я и поняла, что настоящими патриотами становятся, живя вдали от исторической Родины, годами убаюкивая боль ностальгии в душе.
Есть один молодой армянин — Мехак Нанушян. Человек с душой и сердцем, достойный сын Армении, никогда толком не видевший ее. Его семья переехала из Джавахка в Москву, когда он и его две сестры были еще совсем малышами. Как-то, когда мы в очередной раз говорили с ним об Армении, о нашей нации, о Диаспоре, он попросил мне показать армянский паспорт. (Тогда еще у нас было армянское гражданство.) Он долго разглядывал паспорт, а потом сказал такое, отчего у меня сердце до сих пор сжимается. “Я не знаю, кем я являюсь. По-национальности армянин, и казалось, моя Родина — это Армения, которую я почти не видел, но я родился в Джавахке, и это место мне тоже родное, там мой дом, все мои родственники, воспоминания… А сейчас я живу в Москве, и не знаю, что мне роднее — Джавахк, Армения?..”
Такая судьба: жить везде, кроме Дома…
“Мы — Диаспора! И мы такая же часть Армении, как и жители самой Армении”, — пишет Джульетта САРКИСЯН.
Об авторе: Джульетта Саркисян (на снимке справа) родилась в 1987 году в Ереване, ныне проживает в Одессе. (Семья ее выехала из Армении в 1997 году). Филолог-переводчик, выпускница Одесского Национального Университета им. И. И. Мечникова. Член одесской армянской молодежной организации “АРМИР” (до этого московской ”МИТК”).