Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 18 сентября 2012 г.

Русы-гребцы: а почему не штукатуры-плотники?

Приятно, что моя статья Происхождение Руси, а не происхождение имени Руси всё ещё привлекает внимание. Её читают и комментируют. И вот в одном из последних комментариев читатель Александр Олейниченко написал своё мнение по поводу расхожей гипотезы о происхождении названия Руси от финского Ruotsi. Откуда оно взялось и на кого изначально распространялось – это большой вопрос.
 

 


Давайте посмотрим, как изображают самое начало древнерусской истории норманисты. По их утверждению, в IX веке выходцы из нынешней Швеции приплыли к финнам. И когда те спросили, кто они такие, то прибывшие ответили: гребцы мол мы, родсы по-шведски, из Рослагена, т.е. Гребного стана (опять по-шведски), что на восточном побережье Швеции. Финны поняли все по-своему, решили, что родсы – это такое название народа, переменили его на Руотси, занеся это название в свою географию как название страны на Скандинавском полуострове. И понесли эту весть дальше, к славянам, которые сидели где-то там, вдали. А славяне вообще ничего не поняли (так думается норманистам) и стали это финско-рожденное название страны применять к себе. И из Руотси смастерили имя Русь.
 

Лингвистическая сторона этого вопроса критиковалась не только А.В. Назаренко, но и многими видными лингвистами. Помимо мнения выдающегося ученого О.Н. Трубачева, сказавшего, что «разумнее будет согласиться, что скандинавская этимология для нашего Русь или хотя бы финского Руотси не найдена», известен и решительный приговор Яна Отрембского, крупнейшего польского языковеда и индоевропеиста: «Эта концепция (имеется в виду норманистская этимология Руси у Фасмера) является одной из величайших ошибок, когда-либо совершавшихся наукой».

«Супернаучные» рассуждения норманистов о том, что слово Русь якобы можно сконструировать из др.-сканд. слов с основой на *roþs-, реального смысла не содержат. Так называемые древнескандинавские слова с основой roþs- – это теоретическое предположение, лингвистическая конструкция. Ученые, уверовавшие в особую миссию выходцев из Восточной Швеции в древнерусской истории, произвели эти слова искусственно, предположив, что вроде так они должны были звучать в языке восточноевропейских скандинавов в IX-X вв. А на самом-то деле этих слов (или как их называют, прототипов или проформ), никто в реальности, в каком-либо тексте или надписи не встречал.

Обстоятельство явно неудобное: более 200 лет искали, и ни курицы в подтверждение своего теоретического предположения не нашли. Критикуя это обстоятельство, Назаренко обращал внимание на сведения «Баварского географа» (IX в.) и сделал вывод о том, что написание этнонима русь в этом документе свидетельствует о проникновении его в древневерхненемецкие диалекты не позднее IX века.

Норманистские странности происходят оттого, что весь норманизм как лоскутное одеяло, состоит из исторических утопий, создававшихся в течение XVI-XVIII вв. в Швеции. Так, один шведский деятель, оказавшийся в России в период Северной войны, по имени Хенрик Бреннер и придумал идею о связи имени Русь с финским наименованием шведов «rotzalainen». Сам он родился на территории Финляндии, был финско-язычным, но историю учил по шведским учебникам. А в них было сказано, что предки финнов заселяли Восточную Европу вплоть до Дона задолго до других народов, но предки шведов их покорили и собирали с них дань, а славяне где-то попозже подтянулись.

В соответствии с этой логикой Бреннер стал утверждать, что все названия в Восточной Европе были даны финнами, включая и имя Русь: оно произошло от финского названия шведов как «rotzalainen», а последнее произошло от Рослагена. По-своему он был логичен: если вся Восточная Европа была заселена финнами, которых покорили шведы, то и все названия были финскими, а шведы их заимствовали. Эти идеи Бреннера прочно застряли в науке. Поскольку теперь выяснено, что Рослагена в IX веке не было, и значит, никакие предки шведов не выходили оттуда для покорения Восточной Европы, выдумкам Бреннера пора бы дать соответствующую оценку.

Повторюсь еще раз: история народа – это история происхождения народа, история его жизнедеятельности и взаимоотношений с другими народами. Прежде всего, история народа, а не гласных и согласных. Лингвистика может непосредственно рассказать об истории языка, но история языка – это только часть истории народа. Её надо, безусловно, учитывать в исторических исследованиях, но не ставить во главу угла.

А для начала неплохо взять за основу обычную человеческую логику, поскольку картина рождения народа Руси, предлагаемая норманизмом, находится вне всякой логики. Ну, в самом деле, представьте, как нелепо должны выглядеть люди, которые приехав в чужую страну, стали бы представляться не по имени или по названию своей страны, а по профессиональной принадлежности. Гребцы, мол, мы, а не штукатуры-плотники!

Еще нелепее думать, чтобы народ в другой стране ничего не понял и решил, что ему сообщают имя народа, а не профессии. И чтобы эти, которые поняли неправильно, стали бы пересказывать все третьему народу. Да так, чтобы тот, третий народ решил бы: хорошее имя «гребцы», а не назваться ли, в самом деле, и нам гребцами, а то скучно что-то. И переделал бы этих гребцов в собирательное имя женского рода – Русь. Ясно, что в реальной жизни подобная несуразица просто не могла бы иметь места.
 
Лидия Грот, кандидат исторических наук